Презентация по литературному чтению Детские журналы на примере журнала Мурзилка


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №8»
МАСТЕР- КЛАСС
Проводит учитель начальных классов
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Лицей № 8»
Македонская Ирина Борисовна
ТЕМА:
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся на примере проекта «Детские журналы» во 2 классе
Майкоп
2012-2013 учебный год
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н.Колмогоровслайд 2
Все новое – это хорошо забытое старое. И хотя говорят, что проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей, на самом деле по большому счёту, технология проектной деятельности присутствовала в школе всегда, но на неё не делался акцент. Время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка. В проектной деятельности содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирования творческой личности средствами образования. слайд 1
В проекте выделяют 5 составляющих: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация  (оформление результатов проекта – через листовку, презентацию, видеоклип, рекламу, журнал, спектакль, телепередачу, ролевую игру).Проекты классифицируют по количеству участников, по продолжительности, по характеру результата, по количеству предметов.
Проекты бывают: личностные, парные, групповые.
По продолжительности проекты бывают: мини-проекты (1 урок или менее), краткосрочные (4-6 уроков), средней продолжительности (недельные, 30-40 часов), долгосрочные (о,5 года или год).По характеру результата проекты бывают:
Творческие - проект, который предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (журнал, театрализации, спортивные игры, рисунок)
Исследовательские – подлинно научное исследование. Оно включает актуальность, задачи, гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, используются методы современной науки: соц. опрос, эксперимент.
Информационный – направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщение, представление для широкой аудитории.
Ролевой – участники берут на себя роли различных героев.
слайд 3
Обязательным условием проектной деятельности является успешность. Она позволяет обрести ученику ощущение своей значимости, независящее от успеваемости, она направлена на результат, который получается при решении личностно и социально-значимой проблемы. Слайд 4,5
Первые проекты школьников сравнительно просты, опираются на  знания и умения, которые уже сформированы у детей. Главный смысл проектной деятельности заключается в том, чтобы задание представляло проблемную ситуацию для ребёнка.
Уже в период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей.  Предлагается составить  свою загадку, опираясь на иллюстрации учебника, придумать свою потешку. В результате рождаются коллективные моно проекты «Книга загадок», «Потешки», «Азбука», «Мой город», «Моя семья» …
Младший школьник, в силу возрастных ограничений, не обладает достаточным опытом, необходимым для реализации некоторых проектов. Открытия учащихся не имеют объективной ценности, это «открытия для себя».
Защита проекта составляет важную часть проектной деятельности, желательно, чтобы она проходила в деловой форме. В процессе защиты проекта совершенствуется мышление и речь школьников, создаётся ситуация благоприятная для формирования коммуникативных навыков. Ученики высказывают друг другу своё мнение о проекте, имеют возможность в тактичной форме дать совет. Слайд 6
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Проект: Информационный
Предмет: Литературное чтение, 2 класс
Тема урока: «Детские журналы» на примере журнала «Мурзилка» 
Цели:
Создать условия для формирования навыка получения информации примере знакомства с журналом «Мурзилка».
Задачи:
Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию в печатных источниках.
Развивать личный интерес и углублять знания в определённой     области.
Развивать способность справляться с новыми проблемами.
Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.
Формы:
Собирать и анализировать новую информацию
Приобретать навыки самоорганизации
Формировать независимые суждения
Учиться анализировать и оценивать чужую работу.
Продукты: Создание иллюстрированной истории «Мой Мурзилка»
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, аудиосистема, презентация, учебник «Литературное чтение», рабочая тетрадь, Журналы «Мурзилка», простые и цветные карандаши, линейки, стёрки, бумага, правила работы в группе, алгоритм работы в группеСлайд 7-11
Технология проектной деятельности уже заложена авторами УМК «Школа России» в учебную программу. Используется во всех предметных линиях
Рассмотрим технологию проектной деятельности на примере проекта «Детские журналы» в рамках предмета литературное чтение во 2 классе по УМК «Школа России». Этот проект реализуется как исследовательская работа, что является новым видом проектной деятельности для учащихся этой возрастной группы уже выполнявших проекты в рамках УМК «Школа России».
Авторы УМК «Школа России» предусмотрели все возможные ресурсы (кейс-технология в учебнике, + презентация проекта в рабочей тетради) для успешной реализации технологии проектной деятельности в рамках предмета литературное чтение, а также создание проблемной ситуации, при рассмотрении которой возникает потребность в реализации этого проекта.
Первые проекты школьников сравнительно просты, опираются на  знания и умения, которые уже сформированы у детей. Главный смысл проектной деятельности заключается в том, чтобы задание представляло проблемную ситуацию для ребёнка.
Уже в период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей.  Результат рождаются коллективные моно проекты «Книга загадок», «Потешки», «Азбука», «Мой город», «Моя семья» и коллективный проект «Мой класс» …
Иными словами эта технология уже использована мною в учебном процессе с учетом возрастных требований применительно к данной категории детей.
На первом этапе задача учителя сводится к тому, чтобы у детей возник вопрос «Кто такой Мурзилка, и почему так назван журнал?» Каким же образом возникает данная проблема? Используем ресурс предоставленный авторами УМК. А именно на уроке введения в тему раздела «Из детских журналов» в рабочей тетради дана выставка «Журналы для детей» и задан вопрос «Какие ошибки сделал тот, кто организовал выставку» Слайд 12, 13
ХОД ПРОЕКТА. Орг. момент.
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
На первом этапе Проблема задача учителя сводится к тому, чтобы у детей возник вопрос «Кто такой Мурзилка, и почему так назван журнал?» Каким же образом возникает данная проблема? Используем ресурс предоставленный авторами УМК. А именно на уроке введения в тему раздела «Из детских журналов» в рабочей тетради дана выставка «Журналы для детей» и задан вопрос «Какие ошибки сделал тот, кто организовал выставку». Создается проблемная ситуация. Выясняется , что на этой выставке присутствуют 2 книги. А это не соответствует теме выставки.
Далее анализируются названия разных журналов. Возникает новая проблема: один из журналов имеет название, происхождение которого не ясно… из чего следует необходимость провести исследование. Слайд 14
ПЛАНИРУЮЩЕ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Следующий этап Проектирование определяет направление работы , распределение групп и определение сроков реализации проекта. И опять неоценима помощь авторов учебника, а именно в конце раздела «Из детских журналов» уже дан план действий по реализации этого проекта , т.е. использован метод «кейс-технологии». Направления работы групп:
Архивариусы, лингвисты, литературоведы, искусствоведы, рецензенты. Сроки реализации 2 недели – на обобщающем уроке по данному разделу учебника. Слайд 15
Следующий этап Поиск информации (Анализ, синтез, обобщение, вывод) Каким образом реализуется: каждая группа работает в своём направлении. Учитель выступает в роли руководителя проекта и консультанта групп. Все группы работаю с медиа источниками, а именно непосредственно с самим журналом и интернетом, а именно сайтом журнала Мурзилка (http://www.murzilka.org/, http://detmagazin.ucoz.ru/load/183 )– а это опыт работы с интернетом.
В это же время лингвисты работают непосредственно с самим журналом. Эта группа анализируют структуру и специфические профессиональные термины встречающиеся в журнале.
А рецензенты, литературоведы и искусствоведы изучают структуру и рубрики журнала, каждый в своем направлении.
Архивариусы информацию о журнале и его названии. Работа осуществляется при помощи учителя и родителей. Слайд 16, 17
ИНФОРМАЦИОННО-ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Следующий этап Продукт. Учитывая возрастные особенности 2 класса, обобщение всей информации и оформление презентации происходит при непосредственном участии учителя. Слайд 18
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП.
Этап Презентация. На уроке обобщения материала по разделу «Из детских журналов» мы, наконец, представляем свой проект. Практически параллельно идут фронтальная, индивидуальная, групповая работа. Работа идет параллельно на интерактивной доске и в рабочей тетради. Группы представляют те материалы которые они собрали, подтверждают их, используя медиа источники (сайт, сам журнал). Результаты фиксируются в рабочей тетради. Слайд 19
В далёком 1924 году собрались писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. Сказано – сделано: написаны рассказы, стихи, нарисованы картинки. Слайд 20
Но названия у журнала пока нет. Думали, спорили, гадали. И кому-то  вспомнились популярные дореволюционные книжки о весёлых приключениях маленьких лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди множества крохотных существ был озорник и проказник по имени Мурзилка. Слайд 21
«Мурзилка» — популярный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет. За 89 лет существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу. Слайд 22
Выглядел он совсем не так, как теперешний. К тому же популярность его и маленьких лесных человечков была настолько велика, что на базе популярного тогда журнала для маленьких «Задушевное слово» была выпущена в 1908 году газета царства малюток под названием «Журнал Мурзилки»
А вот и стихотворный портрет Мурзилки-эльфа, опубликованный в 1908 году в этой газете:
Стук, стук, стук в стекло… Отворил окошко,
Вижу – вдруг влетает очень странный гость.
Ростом с ноготочек, юркий тонконожкаИ в своей ручонке крепко держит трость…
Был тот гость во фраке с фалдами-концами,
В шелковом цилиндре, с стеклышком в глазу,
в сапогах изящных с длинными носками
И похож глазами был на стрекозу…Мурзилка! – это имя стало находкой и утвердилось и за героем, и за новым журналом. И в 1924 году вышел в свет самый первый номер журнала «Мурзилка»
Но на этом, судя по всему, сомнения редколлегии в правильности выбора героя журнала не кончились, так как в книге Мурзилка был всё-таки человечком или гномом, а в журнале пришлось ему стать беленькой собачкой и путешествовать вместе с другом и хозяином – мальчиком Петей:Он дружил с пионерами, знался с беспризорниками, едва не был зарезан одним доктором ради нужд медицины, ночевал в клетке с белым медведем, летал на воздушном шаре, жил при пожарной части… Слайд 23
Однако и в таком обличии Мурзилка не очень нравился писателям, художникам, да и самим детям, и герой всё реже и реже стал появляться на страницах, а потом и совсем исчез. А без героя детскому журналу скучно. И тогда редакция попросила знаменитого художника  HYPERLINK "http://www.murzilka.org/izba-chitalnya/galereja-murzilki/aminadav-kanevskijj/" Аминадава Каневского создать образ Мурзилки. Было это в 1937 году:
Задумались как-то  редакторы над тем, каков из себя Мурзилка. Решили спросить у Каневского. Позвонили ему по телефону.
– Каков из себя? – сказал художник. – Ну, конечно, знаю. Завтра покажу.
А назавтра Аминадав Моисеевич принёс в редакцию портрет Мурзилки. Вот он, Мурзилка, на ладони у художника. Было это много лет назад. С тех пор из номера в номер путешествует Мурзилка по страницам журнала.
Художник Каневский нарисовал не только Мурзилку. Он сделал много хороших рисунков к книгам А.
 Толстого, С. Маршака, С. Михалкова, к. Чуковского, А. Барто. Рисунки Каневского всегда весёлые, поучительные.
Помните рисунки к «Девочке-рёвушке»? На рисунках целое наводнение из слёз рёвушки. По колено в слезах стоят коровы, люди удивляются, лягушкам в такой сырости раздолье… После этих рисунков не захочешь реветь по пустякам.
Плохо ходить грязным. Может быть, это некоторым и нравится, но даже самые неряшливые начнут умываться, когда посмотрят рисунки Аминадава Моисеевича к«Мойдодыру».
Очень смешные картинки сделал А. М. Каневский к«Тараканищу». Глупые звери испугались «грозного» таракана. Львы улепётывают верхом на жирафах, бараны забрались со страху на пальмы. Наверно, есть и среди вас такие трусливые, которые любого драчуна боятся, как Тараканища!
Все ребята полюбили озорного, находчивого Буратино и его друзей. За иллюстрацию к «Золотому ключику» А. Каневскому была присуждена Государственная премия.
Каневский рисовал так хорошо потому, что он хорошо знал, как вы, ребята, живёте. Он был членом Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации, непременным организатором выставок детского творчества, лучшим другом художников.
Рисовал Каневский и для взрослых. Его рисунки часто появлялись в «Крокодиле». Но здесь рисовал он не просто смешные картинки, а такие, что они как наказание нехорошему человеку. Нарисует он, допустим, лодыря, и так нарисует, что всем порядочным людям смотреть на него смешно, а самому-то лодырю страшно – смотрит, ёжится и думает: «Вот теперь все видят, что я лодырь».
И с тех пор в журнале поселился пушистый волшебный герой, жёлтенький, как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо, такой, каким все знают его сейчас. Слайд 24
Тайна происхождения Мурзилки была секретно опубликована в 1989 и 1990 годах. Слайд 25
В этом разделе вы можете поучаствовать в конкурсах, проверить свою эрудицию, научиться чему-то новому и просто поиграть.
Раздел «Конкурсы» вмещает в себя все конкурсы, проводимые журналом «Мурзилка». Правила конкурсов и условия участия, работы участников и имена победителей – все это ищите здесь.
Кроссворды, сканворды, анаграммы, судоку и другие головоломки в разделе «Кроссворды» - приглашаем всех любителей отгадывать слова.
Раздел «Раскраски» предлагает всем скачать черно-белые картинки для раскрашивания, распечатав их, вы можете проявить себя творчески и с помощью цветов создать свой оригинальный рисунок.
Раздел «Игры» - это собрание игр на сообразительность, на развитие музыкальных и художественных способностей. Играй и развивайся вместе с Мурзилкой!
«Мастер-класс» научит юных друзей Мурзилки делать различные поделки из бумаги, шишек, ракушек, карандашной стружки, камешков и других материалов. А также вас ждут уроки по рисованию и работы других посетителей. Слайд 26, 27
Это рассказ о наших горожанах. Некоторые из них учились в нашем Лицее. И наш город Майкоп вписан в историю журнала «Мурзилка». Слайд 28
Эта рубрика нам очень понравилась. Она многому нас учит Слайд 29
Почему же я люблю журнал «Мурзилка»? Хотелось бы в идеале у детей увидеть такие рассуждения.
«Мурзилка», остается современным детским журналом. Учитывает, что одним из главных развлечений для детей сейчас является компьютер, Мурзилка освоил Интернет – нам, детям, теперь доступна электронная версия любимого журнала. Появился детский сайт журнала «Мурзилка». На сайте журнала «Мурзилка» присутствуют разделы: детские конкурсы, головоломки и игры, детские кроссворды, детские анекдоты, детские считалки, раскраски и многие другие детские развлечения. Раскраски можно распечатать и раскрасить. На сайте регулярно проводятся веселые викторины и конкурсы (например, конкурс детского рисунка), в которых мы можем принять участие». Посетив разделы «Форум» и «Чат» можно пообщаться со сверстниками и найти новых друзей. Слайд 30