Рабочая программа по внеурочной деятельности Я пешеход и и пассажир. 4 класс

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № ____
от «___»____201___г .
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_____________________
«___»__________201_г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 8 г. Ишима
_________________
«____»__________ 201____г.
Приказ от «__» ___201____г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Барашиной Ирины Анатольевны,
высшая категория
по курсу внеурочной деятельности,
«Я – пешеход и пассажир»,
4 а класс
 
 
 
 
 














2015 - 2016  учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой рабочей программы «Литературное чтение» являются:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N373 (в редакции от 29.12.2014 года) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №8 г. Ишима, утвержденная приказом директора от 29.05.2015 №_____од;
Учебный план МАОУ СОШ№8 г. Ишима, утверждённый приказом директора от _____года № ___од ;
Положение о Рабочей программе педагога в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Ишима», утверждённое приказом по школе №683 от 15.10.2014 года;
Авторская программа по внеурочной деятельности УМК «Начальная школа 21 века» Н.Ф.Виноградова «Сборник внеурочной деятельности 1-4 класс»

Рабочая программа «Я – пешеход и пассажир» для 4 класса разработана на основе программы курса «Я – пешеход и пассажир» автор Н.Ф.Виноградова - Сборник программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы; концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа «Я – пешеход и пассажир» имеет спортивно-оздоровительное направление.


Общая характеристика курса «Я – пешеход и пассажир»

Общая характеристика факультатива. Программа факультатива «Я пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.
Целью факультатива является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
4 класс – 32 часа, 1 раз в неделю.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир»

В результате освоения программы факультатива «Я пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; объяснять значение и функции конкретного знака (в значении,приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир,сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Содержание курса «Я – пешеход и пассажир»

Ориентировка в окружающем мире
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.
Ты пешеход
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».Движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).
Ты пассажир
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
характеризовать слова «опасность», «опасный»;
объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, пред-усматривать свои действия в них;
представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если »;
осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
объяснять значение правил дорожного движения;
группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


№ п/п
Тема
Кол-во часов
Описание примерного содержания занятий
дата

Ориентировка в окружающем мире. 2часа.

1
Особенности тормозного пути.
1
Погодные условия, особенности тормозного пути при разных дорожных условиях.


2
Разнообразие транспортных средств.
1
Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.


Ты – пешеход. 28 часов.

3
Дорога. Автомагистраль.
1
Отличие дороги от автомагистрали.


4
Главная дорога. Знаки главной дороги.
1
Поведение пешехода при приближении к главной дороге.


5
Тупик.
1
Дорожное движение при разных погодных условиях. Что такое тупик?


6
Движение как условие безопасности.
1
Взаимоотношение участников движения.


7
Движение как условие безопасности.
1
Основные правила дорожного движения.


8
Движение пеших колонн.
1
Правила поведения при движении колонной.


9
Дорожные знаки.
1
Знаки дорожного движения для водителей.


10
Дорожные знаки.
1
Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам.


11
Предупреждающие знаки.
1
Предупреждающие знаки : «опасный поворот», «скользская дорога».


12
Предупреждающие знаки.
1
Предупреждающие знаки : «опасная обочина», «перегон скота».


13
Запрещающие знаки.
1
Запрещающие знаки «опасность».


14
Знаки особых предписаний.
1
Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств».


15
Знаки особых предписаний.
1
Знаки особых предписаний: «начало населённого пункта», «конец населённого пункта».


16
Знаки особых предписаний.
1
Знаки особых предписаний: «пешеходная зона».


17
Информационные знаки.
1
Информационные знаки: «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта».


18
Информационные знаки.
1
Информационные знаки: «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».


19
Знаки сервиса.
1
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон».


20
Знаки сервиса.
1
Знаки сервиса: «питьевая вода», «милиция», «туалет».


21
Светофор.
1
Разные виды светофора.


22
Светофор.
1
Особенности светофора на железнодорожных переездах.


23
Светофор.
1
Светофоры для пешеходов и транспортных средств с дополнительными стрелками.


24
Нерегулируемые участки дороги
1
Нерегулируемый перекрёсток. Правила движения.


25
Дорожные опасности
1
Маневры автотранспорта.


26
Дорожные опасности
1
Опасности на дорогах.


27
Населённый пункт.
1
Знаки, обозначающие разные населённые пункты.


28
Населённый пункт.
1
Как вести себя на дороге.


29
Правила поведения на дорогах при разных погодных условиях. Недостаточная видимость, гололёд.
1
Правила поведения на дорогах в разных населённых пунктах.


30
Правила поведения на дорогах при разных погодных условиях. Недостаточная видимость, гололёд.
1
Правила поведения на дорогах при разных погодных условиях.


Ты - пассажир. 2 часа.

31
Поездка на грузовом автомобиле.
1
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять.


32
Поездка на грузовом автомобиле.
1
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не сидеть, на бортах или на грузе, который выше бортов.





ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Основная литература
Н.Ф.Виноградова «Сборник внеурочной деятельности 1-4 класс», М.. Вентана-Граф, 2011г
.

2. Дополнительная литература.
Учебно-методические пособия для учителя:
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010.
3. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Программа курса «Гражданское образование» в начальной школе. – Н. Новгород, 2004.
4. Н.Ф.Виноградова «Программа. Я – пешеход и пассажир», М.. Вентана-Граф, 2011г.


Печатные пособия
Картины, таблицы на экологическую тему.

ОЭР
www.school2100.ru Федеральный сайт учредителей программы «Школа 2100»
www.openworld.ru/school Официальный сайт журнала «Начальная школа»
www.1 september.ru Педагогический сайт методических разработок
«Фестиваль педагогических идей».
«Начальная школа» методическая газета для учителя начальной школы
www.4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы
www.100zatey.ru Детские праздники, выпускные в начальной школе
www.repetit.ru Подготовка к школе. Опыт преподавания.
www.edudic.ru Энциклопедический словарь "Начальная Школа". Толковые Словари и энциклопедии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Современный учительский портал

3. Технические средства обучения
Классная магнитная доска
Компьютер
Принтер
Ксерокс

4. Оборудование класса
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.












13PAGE 15


13PAGE 14815




15