Открытый урок по литературному чтению «Два мира детства в стихотворении М.И. Цветаевой «Наши царства» (4 класс)


Открытый урок литературного чтения
Урок, раскрывающий принцип творческой рефлексии и креативного потенциала учащихся
«Образ царства - детства» - есть интеллект-карта на уроке
Тема: «Два мира детства в стихотворении М.И. Цветаевой «Наши царства».
Цели:
1.Общеобразовательные:
-расширить представления детей об отечественной поэзии; углубить знания о поэтической речи; дать понятие о приеме сопоставления.
2.Развивающие:
-продолжать развитие художественно – речевого сознания учащихся через образование представлений на различной чувственной основе проживания своего личного опыта; развивать способности к образованию представлений в читательском воображении на основе звуковой, лексической, композиционной стороны речи; активизировать каналы чувственного восприятия при изучении поэтического произведения; развивать способность к мыслительной операции сопоставления на основе двух разных образов детства, выраженных в поэтической форме М.И. Цветаевой (метапредметность)
3.Воспитательные:
-воспитывать чувство прекрасного через познание мира детства; воспитывать стремление детей одухотворять мир; воспитывать чувство уважения к родителям.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: урок – познание.
Оборудование урока:
1.Оформление доски наглядным материалом по теме.
2.Создание «творческого круга» для проведения рефлексии (круг из стульев).
3.Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки (для музыкального сопровождения презентации).
Подготовка к уроку:
1.Создание образа Марины Цветаевой. Ученица играет ее роль: вживание в образ происходит через атрибуты внешнего вида и инсценирования речи (строки из стихотворений Цветаевой), через чтение наизусть отрывка из авторского стихотворения «Ока». Поэт задает несколько вопросов учащимся о своем детстве.
2.Создание образа души Марины Цветаевой. Ученица играет роль души: вживание в образ происходит через чтение наизусть стихотворения Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…».
3.Создание образов фей (сестры Цветаевы: Марина и Анастасия в детстве). Две ученицы в костюмах представляют танец фей под музыку композитора С.М. Слонимского «Дюймовочка» из цикла «Детские пьесы».
4.Разучивание 8 строк стихотворения (по одной - 8 учащихся) «Оглянись: вокруг весна поет…» о творчестве М.И. Цветаевой для изображения символа детства, любви к месту, где прошли детские годы Цветаевой: костра.
5.Приглашение родителей учащихся для участия в уроке.
6.Один из родителей учит наизусть стихотворение С. Михалкова «Мой секрет».
7. Оформление в кабинете стенда в уголке чтения «Такая разная Цветаева!» Знакомство учащихся со стендом на первом уроке по творчеству М.И. Цветаевой.
Предварительное домашнее задание по теме: « М.И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…».
Задание имеет дифференцированный характер. Каждому ученику дается возможность выбрать вид задания, учитывая свои способности и интересы:
1.Выполнить творческую работу. Составить или сочинить стихотворение из 4 – 8 строк о запоминающихся и ярких событиях своего детства, используя материал предложенный учителем (приложение 1). Дополнить работу иллюстрацией или рисунком на заданную тему.
2.Выучить наизусть стихотворение М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…».
3.Изучить материал биографии М.И. Цветаевой о детских годах. Приготовиться отвечать на вопросы по этой теме (приложение 2).
Ход урока:
Этап урока.
Цель этапа.
Методические приемы технологии. Деятельность учителя Деятельность учащихся Элементы оборудования
1.Организационный момент.
2..Создание поэтического настроения и введение в тематику.
Метод развития творческого самочувствия (театрализация).
Цель: раскрепощение собственной индивидуальности.
3.Проверка домашнего задания.
Метод развития творческого самочувствия (театрализация).
Цель: раскрепощение собственной индивидуальности.
Метод творческого самовыражения.
Цель: формирование умения выделить свое из окружающего мира, понять цену этому своему, развитие субъективного опыта.
Метод развития творческого самочувствия (драматизация).
Цель: развитие способности к анализу проблемных ситуаций, формирование творческой интуиции.
4.Актуализация знаний. Интонационная разминка.
Метод дискуссии.
Цель: формирование самопознания, развитие креативности, решение многих внутриличностных проблем. Закрепление позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе.
5.Работа над стихотворением.
а. Подготовка к восприятию стихотворения.
Метод развития творческого самочувствия (театрализация).
Цель: развитие способности к анализу проблемных ситуаций, формирование творческой интуиции.
б. Разминка для глаз.
Метод развития творческого самочувствия (драматизация).
Цель: развитие способности к анализу проблемных ситуаций, формирование творческой интуиции.
в. Работа со стихотворным текстом. Анализ стихотворения.
Метод творческого самовыражения.
Цель: осознать и выразить свое мнение на проблему урока.
Метод творческого самовыражения.
Цель: формирование умения выделить свое из окружающего мира, умение найти резервы в собственной индивидуальности.
Метод творческого самочувствия.
Цель: формирование умения выделить свое из окружающего мира, развитие субъективного опыта.
г. Физ. пауза.
Метод экспрессии в творческой ситуации.
Цель: развитие самосознания через познание своей эмоциональной жизни, усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности, создание творческой атмосферы на уроке.
Метод интроспективного анализа.
Цель: развитие у учащихся рефлексии, формирование навыков самоуважения, принятия себя, развитие положительного отношения к себе, к другим людям.
д. Физ. минутка.
Метод развития творческого самочувствия (театрализация).
Цель: раскрепощение собственной индивидуальности.
Метод развития творческого самовыражения.
Цель: формирование умения выделить свое из окружающего мира, умения найти резервы в собственной индивидуальности.
Метод интроспективного анализа.
Цель: формирование умения адекватного оценивания себя в предлагаемых обстоятельствах, умения анализировать и понимать свое поведение.
Метод экспрессии в творческой ситуации.
Цель: развитие самосознания через познание своей эмоциональной жизни, усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности, создание творческой атмосферы на уроке.
е. Выразительное чтение стихотворения.
6.Домашнее задание.
Метод чтения вслух.
Цель: способ исследования своей личности.
7.Итог урока.
Метод творческого самовыражения.
Цель: формирование умения выделить свое из окружающего мира, понять цену этому своему, умения найти резервы в собственной индивидуальности, развитие субъективного творчества.
Метод развития творческого самочувствия.
Цель: формирование умения выделить свое из окружающего мира, понять цену этому своему, умения найти резервы в собственной индивидуальности, развитие субъективного творчества.
Приветствие.
-Цвета, цветы, Цветаева! Марина Ивановна Цветаева – имя, которое мы знаем и любим. С самого начала творческого пути Цветаева не признавала слова «поэтесса» по отношению к себе, она называла себя «Поэт Марина Цветаева». Встречаем поэта Марину Цветаеву.
После чтения стихотворения звучит запись файла аудио – видео Windows Media «Таруса».
Текст записи: «В одном рассказе Марины Цветаевой есть строки: «Я хотела бы лежать на Таруском Хлыстовском кладбище, а если это несбыточно, если и кладбища того уже нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов поставили из Таруской каменоломни камень «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Исполнить завещанное удалось лишь 4 года назад и с тех пор каждую осень отметить день ее рождения приезжают в Тарусу множество людей со всей России. Приезжают и собираются вокруг цветаевского костра, символа любви к маленькой, милой Тарусе, всю жизнь озарявшего душу поэта».
-Цветаевский костер – «символ любви к милой Тарусе», месту, где прошло детство Марины, символ детства.
Звучит стихотворение в исполнении 8 учащихся о творчестве Цветаевой «Оглянись: вокруг весна поет…».
-Глубина Цветаевских творений: о любви, о природе, о Родине, о детстве!
Слова Марины Цветаевой. Появляется ее образ.
Выходит образ души Марины Цветаевой. Чтение наизусть стихотворения «Бежит тропинка с бугорка…»
-Вдохнем новую жизнь в символ детства - «костер». Представьте творческие работы о вашем детстве.
Оценивание подготовки домашней работы учащихся.
Учитель задает вопрос ученице, которая перевоплощалась в Цветаеву:
-Как ты чувствовала себя в роли известного поэта? Что из ее биографии ты можешь связать с собственной жизнью?
-Продолжая тему детства на нашем уроке, прочитаем отрывки из стихотворений о детстве ( 3), отрабатывая навыки разных видов чтения (приложение 4).
-Прочитайте бодро и торжественно (!)
-Прочитайте с жалобным вздохом (.)-Прочитайте капризно, с удивлением (?)
-Прочитайте восторженно (!)
-Прочитайте беспокойно, с удивлением (?)
-Прочитайте мечтательно (.)-Прочитайте жизнерадостно, с удивлением (?)
-Прочитайте мягко, ласково, приветливо (.)-Прочитайте дерзко и властно (!)
-Посмотрите на отрывки этих стихотворений и скажите, от чьего имени они написаны?
-О чем мечтают взрослые в этих строках?
-Как строки этих отрывков характеризуют детей?
-Эпиграфом к нашему уроку стала известная крылатая фраза «Все мы родом из детства».
-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним стихотворением Марины Цветаевой «Наши царства».
Откройте учебники на странице 73.
-Сейчас я прочитаю это стихотворение под музыку русского композитора С.М. Слонимского «Дюймовочка» из цикла «Детские пьесы». Для создания целостной картины восприятия стихотворения перед вами выступят две феи.
-Слушая стихотворение, постарайтесь ответить на вопросы:
1.О каких царствах идет речь?
2. Как вы их себе представляете? 3.Кого изображают феи? 4.Какое настроение передает эта музыка?
Учитель читает.
-Тема нашего урока «Два мира детства в стихотворении М.И. Цветаевой «Наши царства». В этом стихотворении мы видим два мира: родителей и детей. Цель нашего урока: сопоставить два мира, рассмотреть их, найти схожесть и различия. Сделаем мы это при помощи создания своего образа царства «Мир моего детства» - интеллект-карты через изучение стихотворения М.И. Цветаевой «Наши царства».
Сегодня на уроке нам необходима помощь ваших родителей, которые тоже будут создавать свое царство. Создавая свое царство, мы будем исследовать себя, то есть познавать, поэтому наш урок, сегодня назван урок – познание.
-Оформлять царство мы будем в этом творческом круге, к которому будем обращаться в течение урока. У каждого на стуле лежит свой «творческий круг» - заготовка для мира царства (интеллект-карта). На уроке вы можете использовать фломастеры или цветные карандаши.
-Попадем в наше царство, надев волшебный красный перстень на палец. Надели – посмотрели внимательно на него – перевернули «творческий круг» - посмотрели на зеленую «поляну» внимательно. Перстень сняли, заняли рабочее место.
-Создавать свое царство будем по следующему маршруту – план анализа стихотворения (приложение 5).
1.Самостоятельное чтение стихотворения.
2.Работа с непонятными словами. Объяснение значения слов.
-Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса. Подчеркните непонятные, сложные для вас слова.
Слова: владенья, царственно, прошлогодние, скаты.
Учитель дополняет объяснения детей. Значения всех этих слов представлены на слайде.
-Выберите из текста одно слово, которое, как вы считаете, характеризует все это стихотворение, и запишите его в свой образ детства в раздел «Слово».
3.Работа с ключевыми фразами.
-Посмотрите на слайд, на нем представлены строки из стихотворения?
Строки:
«Владенья наши царственно – богаты»;
«Их красоты не рассказать стиху»;
«Двух диких девочек лишь видят в нас»
«Еще, не взрослый передаст ли стих?»
- Как вы понимаете смысл этих фраз? Соотнесите эти строки с соответствующими им определениями (приложение 6).
-Выпишите из текста стихотворения понравившуюся строку, характеризующую вас, в образ детства в раздел «Идея».
4.Художественные средства языка: олицетворения, сравнения, эпитеты.
-Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении?
На слайде представлены ответы учащихся, сравниваем с предположениями.
-Какие чувства передает Марина Цветаева этими художественными средствами языка? Обратимся к словарю интонаций в поэтическом слове автора (приложение 7).
-Выберите те интонации, с которыми нужно читать это стихотворение и запишите в образ детства в раздел «Чувства».
5.Особенности поэзии Марины Цветаевой.
-Чем ритм стихотворения Марины Цветаевой отличается от стихотворения Сергея Есенина, других стихотворений? Докажите строками стихотворения.
Учитель дополняет ответы учащихся и обобщает их в слайде.
-Выберите из текста стихотворения одну строфу, где очень ярко представлен быстрый ритм стиха. Объединитесь в пары и покажите ритм этой строфы в фигуре или движении.
-При чтении этого стихотворения необходимо обращать внимание на эти знаки препинания, передающие напряженность и восторженность чувств. Продумайте тон, темп, интонации, паузы, логические ударения.
-Очень неожиданно заканчивается это стихотворение – вопросом, что еще раз доказывает необычность стиха Цветаевой: «Еще, не взрослый передаст ли стих?»
-Что хотела спросить у вас Марина Цветаева? О чем нам говорит эта последняя строка?
-Вернитесь к своему образу детства и ответьте на этот вопрос в разделе «Почемучка». Начните свой ответ со слов: « Я считаю, что феи передали настроение детей, потому что…»
-Я подобрала строки стихотворений, в которых есть действия. Мы с вами сейчас их воспроизведем, а творчество Марины Цветаевой нам поможет.
«О, люди – встаньте!
Под глубокий вздох Вы руки к небу поднимите.
Глазами тучу поищите.
Себе под ноги посмотрите.
Кругом просторы оглядите.
Руками пепел разотрите.
Дав отдохнуть своим силам от споров,
Снова вернемся к разговору».
6.Образ лирического героя. Построение схемы.
-Кто, на ваш взгляд, является лирическим героем этого стихотворения?
-Составим схему – план лирического героя, образ героя сопоставим с окружающим миром: миром «старших», взрослых.
Учитель прикрепляет к доске карточки схемы.
-Найдем в каждой из пяти строф слова, характеризующие лирического героя. Дополним ими нашу схему. Эти слова станут названиями фрагментов нашего фильма. На каждую строфу свой фрагмент – иллюстрация. Фрагменты предложены в разном порядке. Вам необходимо выбрать наиболее подходящий фрагмент и объяснить почему.
-На этих иллюстрациях ярко представлен образ природы, который соотносится с каждой из строф.
-Прочитайте про себя первую строфу. Представьте себе эту картину. Выберите нужные слова и первый фрагмент фильма. При выборе фрагмента проговариваем, с каким настроением мы будем читать этот отрывок.
Такая работа проводится по каждой из строф. В результате этой работы на доске создается схема лирического героя и этапы проживания героя в стихотворении в виде иллюстраций, создания фильма «Наши царства».
-Посмотрите на эти названия, и ответьте на вопрос, что главное для героя? Сделаем вывод по нашей схеме.
-Противопоставим окружающий мир в лице взрослых нашему лирическому герою. Выберите из текста стихотворения слова, характеризующие взрослых.
-Противопоставляя мир взрослых миру детства в этом стихотворении, где взрослые выступают препятствием для исполнения желаний детей, сегодня на уроке мы поймем, действительно ли это так или взрослые думают по – другому.
-Составив схему – план лирического героя, мы увидели психологический портрет девочек.
-Сейчас я предлагаю вам выбрать из предложенных вариантов психологических портретов детей – описаний характера, наиболее подходящий вам и поместить его в своем образе детства в разделе «Портрет» (приложение 8).
7.Смысл названия стихотворения. Основная тема и идея стихотворения.
-Почему стихотворение имеет название «Наши царства»?
-Какова основная тема стихотворения?
-Перед каждым из вас несколько сюжетов на тему детства, выберите один из них, наиболее олицетворяющий ваш образ детства. Поместите его в раздел «Сюжет».
-Воплотим фильм «Наши царства» в жизнь. Прочитаем стихотворение выразительно. Вспомним правила выразительного чтения, стоя (приложение 9).
-Какие чувства, настроение выразила поэт М.И. Цветаева в своем стихотворении?
-Познакомившись с этим стихотворением, что вы можете сказать об отношении Марины Цветаевой к миру своего детства?
-Какие размышления, чувства возникли у вас после знакомства со стихотворением, мы узнаем из ваших царств детства.
Оценивание чтения отдельных учащихся и работы учащихся на уроке с комментированием выставленных оценок.
-В тетради для выполнения творческих домашних заданий переведите стихотворение М.И. Цветаевой «Наши царства» на язык прозы, то есть перескажите. Прежде чем дома приступить к записи текста – пересказа представьте все то, что описал поэт в своем стихотворении, вы увидели сами, прочувствовали этот мир детства, но у вас нет такого дара – писать стихи. Тем не менее, вы можете описать, увиденные вами картины царств языком прозы.
-Каждый из вас, и родители, и дети, в своем созданном царстве детства были кем – то. Кем вы были на уроке, создавая образ детства, задайте себе этот вопрос.
Выберите из предложенного списка более подходящее к вам звание на уроке и в вашем мире детства, поместите его в центре вашего образа детства (приложение 10).
-Поднимите свои царства! У каждого из вас получился свой неповторимый мир детства!
Звучит запись файла аудио – видео Windows Media «И жизнь, и слезы, и любовь…» (романс на стихи М. Цветаевой «Мне нравится…» и показ слайдов о жизни поэта).
-Ребята, посмотрите ваши родители, также создали свои царства. Они очень похожи на ваши. Интересно, а чем они похожи? Уважаемые родители, раскройте ваш секрет!
Заранее подготовленный родитель читает стихотворение С. Михалкова «Мой секрет». Во время чтения показывает свой образ детства.
-Держава Детства далеко
Осталась позади.
«Хочу назад» - сказать легко.
Попробуй! Попади!
А я могу! Но свой секрет
Я не открою вам,
Как я уже десятки лет
Живу и тут, и там.
Мне стоит лишь собрать багаж,
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую тетрадь?
И вот уже я в той Стране,
Где я увидел свет,
И, как ни странно, снова мне
И пять, и десять лет.
-Спасибо родителям!
Учитель: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» -Эти слова Антуана де Сент – Экзюпери очень подходят к царству взрослых из стихотворения Марины Цветаевой.
-Сегодня на уроке мы очень многое познали, высказали личностное понимание поэзии великой русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой, через создание своего мира детства.
-Спасибо всем за работу!
-«Мне нравится» (выделить эти строки голосом, сделать паузу), что урок не оставил вас равнодушными.
-Хочу закончить наш разговор еще одним познанием – завещанием М.И. Цветаевой:
«Где судьба бы вам жить не велела,
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счета и смело
Все сокровища вашей души…
-Спасибо Вам и Сердцем и рукой,
За то, что Вы меня так любите!»
-Ребята и родители, я хочу вам подарить эти брошюры со стихотворением «Наши царства».
-«Все мы родом из детства!»
-Спасибо всем за работу! Приветствие.
Выходит ученица, представляющая образ Цветаевой и читает наизусть отрывок из стихотворения «Ока».
-Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки?
Старые липы в цвету,
К взрослому миру презренье
И на жаровне варенье
В старом саду.
К Богу идут облака;
Лентой холмы огибая,
Тихая и голубая
Плещет Ока.
Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы, -
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.
8 учащихся читают наизусть по одной строке стихотворения и прикрепляют к доске часть «костра» со своей строчкой, оставляя середину костра свободной:
-Оглянись: вокруг весна поет,
Солнце так безудержно смеется!
Пусть оно энергией своей
В душу каждого из вас прольется!
Улыбнись, стараясь, мир понять,
Сбрось с себя ненужный груз волнений,
Приготовься сердцем воспринять
Красоту Цветаевских творений!
-«Полноценнее и счастливее детства, чем наше в Тарусе, я не могу вообразить» - написала как то моя сестра Анастасия Цветаева.
-«Вся моя жизнь – роман с собственной душой. А моя душа из детства, говорю я».
Ученица в образе души Цветаевой читает стихотворение наизусть «Бежит тропинка с бугорка…» (приложение 3). Цветаева стоит рядом и внимательно слушает стихотворение.
Несколько учащихся читают свои стихотворения. Работы становятся частью «костра».
Марина Цветаева: «Мой костер запылал новым пламенем. Спасибо вам, ребята! Из ваших творческих работ я многое узнала о вашем детстве. А теперь я хочу спросить у вас, что вы знаете о моем детстве».
Вопросы:
1.Назовите дату моего рождения.
2.Назовите место, где прошли мои детские годы.
3.Во сколько лет я начала писать стихи?
4.Для чего я совершила самостоятельную поездку в Париж в 16 лет?
5.Как назывался первый сборник моих стихов?
Учащиеся также могут задать вопросы о том, какие чувства испытывала ученица, перевоплотившись в Цветаеву.
Учащиеся читают отрывки стихотворений.
Учащиеся показывают обратную связь, используя знаки: ! ?. после того, как учащийся произносит фразу с заданной интонацией.
-От имени детей и от имени взрослых.
-Мечтают снова оказаться в детстве.
-Дети стремятся быстрее стать взрослыми, быть свободолюбивыми, они наслаждаются минутами беззаботного детства. Для них детство – мир счастья.
Танец фей.
-Речь идет о царстве детства и царстве взрослых. Есть беззаботный мир детей со своими фантазиями и желаниями и мир взрослых, который не понимает детей, как считают они.
Учащиеся выходят в творческий круг.
Учащиеся выполняют разминку для глаз.
У каждого ученика есть план анализа стихотворения.
Учащиеся читают стихотворение и находят слова.
Значение слов «владенья» и «скаты» двое учащихся находят в словаре Ожегова.
Значения слов «царственно» и «прошлогодние» объясняют самостоятельно.
Работают с образом детства.
Фронтальная работа. Ответы учащихся.
Работают с образом детства.
Ответы учащихся.
-«Лес делит владенья наши» - олицетворение.
-«Как и на все – на фею нужен глаз!» - сравнение.
-«Царственно – богаты», «прошлогодние», «добрые», «темный», «большие», «диких», «летний» - эпитеты.
Работают с образом детства.
Ответы учащихся.
-Стихи Цветаевой отличаются своеобразной поэтической манерой: 1.«упругость» строки во всем тексте;
2.быстрый ритм («беги, танцуй, сражайся, палки режь!»);
Учащиеся работают в паре. Называют номер строфы и в творческом круге показывают свою фигуру или движение.
3.неожиданная рифмовка («свеж – режь»);
4.стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху («как и на все – на фею нужен глаз!»);
5.необычность синтаксиса: частое использование таких знаков препинания, как тире, многоточие, восклицательный знак и даже скобки.
-Марина Цветаева спрашивает у читателя о том, смогла ли она, будучи еще ребенком, написав это стихотворение, донести до нас его основной смысл – радость детства, свободы без постороннего взгляда старших.
Работают с образом детства.
Выполняют действия.
-Лирический герой – сестры Цветаевы в образе фей, детей, то есть лирическим героем стихотворения являются дети с их переживаниями и стремлениями стать свободными и взрослыми.
Ответы детей: «Наши владенья», «Добрые соседки», «Большие феи», «Нам хорошо», «Счастье – быть на свете» (названия фрагментов фильма и слова для схемы).
-Главное для героя – желание свободы, наслаждение этой свободой наедине с природой, вдали от посторонних глаз. Быстрый ритм слов цветаевского стиха передает внутреннюю энергию и стремление. Герой тревожится, поэтому в конце стихотворения задает вопрос.
-«Для них совсем туманно», «на фею нужен глаз», «все старшие».
Работают с образом детства.
-В стихотворении царства – это царства детского мира. Детский мир можно назвать маленьким царством, каждый ребенок в своем царстве хочет почувствовать себя царем.
-Тема – мир детства со своими переживаниями и чувствами. Мир детства противопоставляется миру взрослых.
Работа с образами детства.
Несколько учащихся читают стихотворение выразительно.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
Работают с образом детства.
Во время записи сначала дети потом взрослые выходят, проговаривая свое звание на уроке «Я – творец» и т. д. Первый ряд – дети, второй – родители, каждый родитель за своим ребенком. Держат перед собой свои образы детства.
Слайд 1
Элементы образа поэта: костюм.
Запись файла аудио – видео «Таруса».
Слова «Символ детства».
Изображение «частей костра» со строчками из стихотворения.
Слайд 2
Фотография Цветаевой с сестрой. Фотография Тарусы.
Слова Анастасии Цветаевой.
Творческие работы учащихся о своем детстве.
Отрывки из стихотворений.
Карточки со знаками.
Слайд 3
Слова эпиграфа.
Слайд 4
Учебник
Музыка композитора С.М. Слонимского «Дюймовочка» из цикла «Детские пьесы».
Костюмы для фей.
Слайд 5
Заготовка для создания мира царства – круг из бумаги, с одной стороны белый, с другой зеленый.
Фломастеры и карандаши.
«Волшебные перстни» из красной бумаги.
План анализа стихотворения.
Слайд 7
Словарь Ожегова.
Слайд 8
На доске определения олицетворения, сравнения, эпитета.
Слайд 9
Слайд 10
Cлайд 11
Карточка на доску «Лирический герой – дети».
Стрелки прочертить (по количеству строф - 5).
Фрагменты – иллюстрации с изображениями природы и детей – 5.
Карточки для схемы с названиями фрагментов и фрагменты.
Слайд 12
Психологические портреты детей – описания характера (каждому в конверте по количеству детей).
Иллюстрации на тему детства.
Правила выразительного чтения стоя.
Слайд 13
Карточки со званиями в конверте для каждого учащегося.
Запись файла аудио – видео Windows Media «И жизнь, и слезы, и любовь…».
Слайд 14
Слайд 15
Брошюры со стихотворением.
Приложение 1
Составьте или сочините 4 – 8 строк о своем детстве, используя один из вариантов:
1.Из строк расположенных не по порядку:
-«Наивный, добрый и счастливый,»-«Стремиться жить во взрослом мире.»-«Мир детства – самый лучший мир,»-«Ребенок хочет быть большим,»-«Наивно в детскую мечту,»-«И окунуться с головой»
-«Которую я не найду.»
-«Которой нет теперь со мной,»2.Из последних слов рифмы в строке:
-детство
-сны
-честно
-страны
-свой
-тополей
-росой
-детей
3.Из окончаний последних слов в строках:




-на
-ся-на
-ся4.Сочините свои строки.
Приложение 2
ЦВЕТАЕВА МАРИНА ИВАНОВНА (1892–1941), русский поэт.
Родилась 26 сентября (9 октября) в Москве. Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн). Отец, филолог-классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и в Румянцевском музеях. В 1912 по его инициативе в Москве был открыт Музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). В отце Цветаева ценила преданность собственным стремлениям и подвижнический труд, которые, как утверждала, унаследовала именно от него. Намного позднее, в 1930-х, она посвятила отцу несколько мемуарных очерков (Музей Александра III, Лавровый венок, Открытие музея, Отец и его музей).
Мария Александровна умерла в 1906, когда Марина была еще юной девушкой. К памяти матери дочь сохранила восторженное преклонение. Матери Марина Ивановна посвятила очерки-воспоминания, написанные в 1930-х (Мать и музыка, Сказка матери).
Несмотря на духовно близкие отношения с матерью, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчужденно. Она намеренно закрывала свой внутренний мир и от сестры Аси, и от сводных брата и сестры – Андрея и Валерии. Даже с Марией Александровной не было полного взаимопонимания. Юная Марина жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов.
Зимнее время года семья проводила в Москве, лето – в городе Тарусе Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 – весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.
По собственным воспоминаниям, Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте. В 1906–1907 написала повесть (или рассказ) Четвертые, в 1906 перевела на русский язык драму французского писателя Э.Ростана Орленок, посвященную трагической судьбе сына Наполеона (ни повесть, ни перевод драмы не сохранились). В литературе ей были особенно дороги произведения А.С.Пушкина и творения немецких романтиков, переведенные В.А.Жуковским.
В печати произведения Цветаевой появились в 1910, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов – Вечерний альбом. Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость и нежелание соответствовать социальной роли «литератора». Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.
Приложение 3
***
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Все так же сонными лугами
Лениво движется Ока;
Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И все поют в добром, старом,
О детском времени они.
О, дни, где утро было рай
И полдень рай и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай.
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Все так же сонно-тяжелоКачаются на клумбах мальвы...
Приложение 4
Детство, детство не спеши…
Ты уголок моей души,
Годы не отнять
Остается только вспоминать, но…
Безутешно, провожая,
Расставаться не желаю
Я хочу назад, назад.
Дети - это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети - это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ.
Огни погасли в доме,
И все затихло в нем;
В своих кроватках детки
Заснули сладким сном.
Приложение 5
План анализа стихотворения.
1.Самостоятельное чтение стихотворения.
2.Работа с непонятными словами. Объяснение значения слов.
3.Работа с ключевыми фразами.
4.Художественные средства языка: олицетворения, сравнения, эпитеты.
5.Особенности поэзии Марины Цветаевой.
6.Образ лирического героя.
7.Смысл названия стихотворения. Основная тема и идея стихотворения.
Приложение 6
Ключевые фразы и их значения.
«Владенья наши царственно – богаты» - наше имущество очень великое, дорогое, значимое, как у цариц.
«Их красоты не рассказать стиху» - строки этого стихотворения не могут передать красоту нашего царства, природы и свободы.
«Двух диких девочек лишь видят в нас» - взрослые видят в этих девочках просто непослушных озорных детей, а на самом деле у них очень много важных дел.
«Еще, не взрослый передаст ли стих?» - автор стихотворения – ребенок, он испытывает тревогу о том, удастся ли ему передать переживания детей, идею стихотворения.
Приложение 7
Словарь интонаций в поэтическом слове автора:
*восторг
*восхищение
*ощущение счастья
*наслаждение
*свободолюбие
*умиротворение
*спокойствие
*чувство гармонии (слияния с природой)
*шутливость
*игривость
*сожаление
*светлая грусть
*недоумение
*сомнение
*задумчивость
Приложение 8
Психологические портреты детей.
Я очень упрямый. Хочу все делать по - своему. Люблю быть один. Мне нравится гулять на улице. Там я чувствую себя хозяином.
У меня много друзей. Я очень общительная. Мое любимое занятие – петь песни. У меня всегда хорошее настроение.
Я очень люблю свою маму. Вместе с ней я делаю уборку в комнате. Я всегда ей помогаю. Мама мной гордится.
Я всегда сам выполняю домашнее задание. Если у меня что – то не получается я не останавливаюсь, а иду вперед. Я считаю себя сильным человеком.
Психологические портреты могут быть разными, их может быть много. Это зависит от состава детей в классе.
Приложение 9
Правила выразительного чтения (стоя):
1.Читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;
2.После каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку – паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;
3.Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
Приложение 10
Звания
-«Я – творец»
-«Я – исследователь»
- «Я – теоретик»
- «Я – фантазер»
- «Я – мыслитель»
- «Я – практик»
или придумайте свое звание
Слайды презентации



510540265430