Рабочая программа по внеурочной деятельности Я пешеход и пассажир


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32»
г. Подольска
УТВЕРЖДАЮ
Директор С.И.ТухватулинаПриказ № ______ от « » ______ 2015 г
Рабочая программа кружка
«Я-пешеход и пассажир»
внеурочная деятельность
социальное направление
3 В класс
(68 часов, 2 часа в неделю).
Составитель:
Стафеева Наталья Ивановна,
учитель начальных классов
первой категории
2015 – 2016 учебный год
содержание
Пояснительная записка 3
Содержание программы 7
Календарно-тематическое планирование 13
Планируемые результаты 21
Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности....................................23
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 24

пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Я-пешеход и пассажир» в 3 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-03, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;
концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009) М, Просвещение
приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357
«О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373»;
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10
основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 32
Рабочая программа по внеурочной деятельности  разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2011. – 192 с. – (Начальная школа XXI века).
Программа рассчитана на школьников 9-10 лет. Срок реализации программы 1 год. Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и реализует социальное направление.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России   наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.  Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.  Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.     Одним из методов решения   проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных   учреждений в данном направлении. 
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Целью кружка является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи:
• формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
• привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
• обучение школьников ПДД;
• обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания
• развитие творческих способностей;
• формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций;
• привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
• формировать личностный и социально –значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
• развивать мотивацию к безопасному поведению;
• формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.
Программа построена с учётом следующих принципов:
- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;
- личностно ориентированная направленность курса – актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;
- линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
- деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объём знаний – перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях – номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельности
Место кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения, возраст обучающихся-9-10 лет. В третьем классе на реализацию программы отводится 34 часа (1 час в неделю) – 34 учебные недели.
Описание ценностных ориентиров содержания
Программа способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Организация внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Я - пешеход и пассажир» реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста. Основная идея программы - формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Продолжительность занятий 40 минут, 2 занятия в неделю.
Методы и формы организации учебного процесса
Формы обучения:
тематические занятия
практические занятия
беседы
конкурсы
соревнования
викторины на лучшее знание правил дорожного движения
настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
экскурсии
демонстрация фильмов и видеороликов
беседы с инспекторами дорожного движения

Методы обучения:
Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.

содержание программы
1 класс
Тема 1. На чём люди ездят (1 ч)
Теория: рассматривание иллюстраций и беседа на тему «Транспорт». Отгадывание загадок. Беседа «Могут ли животные быть транспортом». Практика: Дидактическая игра с картинками.
Тема 2. Близко – далеко, быстро – медленно (1 ч)
Теория: Чтение и обсуждение сказки Дж.Харриса «Как Братец Черепаха победил Братца Кролика» («Сказки дядюшки Римуса»)
Практика: Дидактические игры: «Ближе – дальше», «Что мы видим из окна». Ученики рассказывают о том, что они видят из окна, используя слова – пространственные характеристики (ближе, далеко, дальше, около, рядом и др.).
Тема 3. Чему нас учат правила дорожного движения (1 ч)
Теория: Словесная игра «Прочитаем слова». На доске учитель пишет искажённые слова «радгоо» (дорога), «илацу» (улица), «варилпа» (правила). Вопрос для обсуждения: «Почему мы не можем понять смысл этих слов?» (они написаны не по правилам).
Беседа о ПДД. Вопрос для обсуждения: «Что было бы в жизни, если бы не было правил дорожного движения?»
Коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать правила дорожного движения».
Тема 4. Мы идём по улице (1 ч)
Практика: Организация экскурсии. Наблюдения во время экскурсии: название улицы, её описание, наличие транспорта и дорожных знаков на улице. Самостоятельные задания: понаблюдать, как водители и пешеходы выполняют ПДД.
Темы 5-6. Какие бывают дороги (2 ч)
Теория: Беседа «Умеем ли мы наблюдать?». Практика: Игра-конструирование «Улица города».
Тема 7. Где мы будем играть? (1 ч)
Теория: Рассматривание картинок с примерами правильного и неправильного поведения детей. Практика: Дидактическая игра «Можно — нельзя».
Тема 8. Дорога за городом (1 ч)
Теория: Сравнительная беседа «Улицы города и загородные шоссе» (по иллюстрациям).
Практика: Подвижная игра «Гуськом» (командная игра-соревнование — кто быстрее пройдёт между двумя досками, не задев их).
Заполнение таблицы «Характеристика дорог».
Темы 9. Светофоры (1 ч)
Практика: Дидактическая игра «Кто быстрее». Ролевая игра «Разговор с сотрудником ГИБДД». Роли: пешеход, водитель, сотрудник ГИБДД.
Темы 10-11. Дорожные знаки (2 ч)
Теория: Рассказ учителя о дорожных знаках. Беседа по результатам наблюдения (какие знаки дорожного движения есть по дороге от моего дома до школы). Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам». Беседа «Какие бывают пешеходные переходы». Практика: Сюжетная игра «Расскажем малышам о правилах перехода улицы». Роли: старшие и младшие братья и сестры.
Тема 12. Нас увидят в сумерках (1 ч)
Практика: Опыт с тёмными очками (какие цвета мы различаем в тёмных очках).
Игра «Ателье». Задание: выбрать одежду для передвижения в сумерках.
Темы 13-14. Мы переходим улицу (повторение) (2 ч)
Теория: Беседа «Как мы будем переходить улицу». Практика: Сюжетные игры (в физкультурном зале, на спортивной площадке). Выбор ситуаций с ориентировкой на знаки дорожного движения.
Тема 15. Перекрёсток (1 ч)
Практика: Игра-конструирование «Перекрёсток» (работа со строительным материалом, геометрическими фигурами или конструктором лего). Моделирование перекрёстка дорог. Создание памятки «Как переходить перекрёсток».
Тема 16. Сигналы машин (1 ч)
Теория: Видеофильм «Перестроения транспортного средства» (или рассматривание иллюстраций). Практика: Подвижная игра «Налево — направо». Роли: водители транспортных средств, которые совершают перестроения.
Тема 17. Остановка транспорта (1 ч)
Теория: Рассматривание иллюстраций «Остановка транспорта». Составление
памятки «Правила ожидания автобуса».
Темы 18. Мы — пассажиры (1 ч)
Теория: Беседа «Если мы вежливы» на основе стихотворения А. Барто «Любочка».
Практика: Сюжетная игра «В трамвае». Составление памятки «Мы едем на автобусе».
Тема 19. Мы едем на дачу (1 ч)
Теория: Рассматривание иллюстраций — защитного оборудования в автомобиле (детское кресло, ремни и подушки безопасности).
Рассказ учителя «Как мы ехали на дачу». Задание: найти ошибки
в рассказе.
Практика: Сюжетная игра-конструирование с куклами «Мы едем на дачу». Задание: построить транспортное средство и рассадить в нём семью с маленьким ребёнком.
Темы 20-21. Опасные ситуации (2 ч)
Теория: Рассказ учителя «Что такое опасная ситуация» (с использованием иллюстраций). Беседа «Почему нельзя общаться с чужими людьми?».
Практика: Сюжетная игра «Поедем к маме...». Роли: девочка, мальчик, незнакомец. Задание: незнакомец должен уговорить ребёнка поехать с ним, а мальчик (девочка) найти способ отказать ему.
Тема 22. Несчастный случай (1 ч)
Практика: Ролевая игра «В кабинете врача». Роли: пациент, врач, медсестра. Задание: рассказать, что с тобой произошло, какая помощь тебе необходима. Игра «Поможем кукле».
Тема 23. Проверим себя (1 ч)
Ответы на итоговые вопросы, проведение беседы по изученному материалу.
2 класс
Темы 1-2. О транспорте (2 ч)
Теория: Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы.
Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро».
Задания на классификацию транспорта по признакам: городской — сельский, воздушный — водный — наземный — подземный, пассажирский — грузовой.Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным материалом).
Темы 3-4. Дорога (2 ч)
Теория: Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы «Какие бывают дороги».
Практика: Конструирование дороги из строительного материала (лего). Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах».
Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах».
Тема 5-6. Части дороги (2 ч)
Теория: Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и ...»; «Городская дорога имеет следующие части:...»; «Проезжая часть — это ...»; «Тротуар — это ...» и т. д.
Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе».
Темы 7-8. Дорожные знаки (2 ч)
Теория: Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения». Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. Рассказ-объяснение учителя о значении запрещающих, предупреждающих, предписывающих, информационных знаков.
Практика: Упражнение на классификацию знаков дорожного движения позначению и функциям.
Темы 9. Внимание! Опасность! (1 ч)
Теория: Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала).
Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?». Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь — людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да оглядывайся».Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД).
Практика: Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!».
Тема 10. Мы здесь живём (1 ч)
Теория: Рассказы детей «Мой дом и мой двор». Беседа «Где и как играть во дворе». Практика: Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД.
Тема 11. Будем уважать людей! (1 ч)
Теория: Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?».
Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение
ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?».
Темы 12-13. Мы — пешеходы (2 ч)
Теория: Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...». Ролевая игра «К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы».
Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу».
Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!».
Темы 14. Правила для пешеходов (1 ч)
Теория: составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах) «Правила знаем — бед избегаем!».
Практика: ролевая игра «Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель. Игра «Рассказ регулировщика». Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.
Тема 15. Перекрёсток (1 ч)
Теория: Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток». Коллективное разгадывание кроссворда.
Тема 16. Регулировщик (1 ч)
Теория: Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулировщик». Практика: Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.)
Темы 17-18. Мы — пассажиры (2 ч)
Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте.
Тема 19. Будем уважать водителей (1 ч)
Теория: Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?».
Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться. Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток».
Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».
Тема 20-21.Мы едем на машине (2 ч)
Теория: Рассматривание схемы «Салон автомобиля». Рассказ учителя «Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения?».
Практика: Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».
Темы 22-23. Мы покупаем велосипед (2 ч)
Теория: Упражнение на классификацию знаков дорожного движения.
Практика: Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллюстративного материала). Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде». Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде».
Тема 24. Проверим себя (1 ч)
Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу
3 класс
Тема 1-2. Будем осторожными (2 ч)
Теория: «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала).
Практика: дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять отличий).
Коллективная работа: чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чём должен помнить любой участник дорожного движения?
Тема 3. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? (1 ч)
Теория: рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстративного материала). Практика: ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».
Темы 4-5. Виды транспорта (2 ч)
Практика: рисование транспортного средства и рассказ о нём. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным материалом). Ролевая игра «Я работаю...». Рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте.
Темы 6. Какие бывают дороги (1 ч)
Теория: просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) Дороги бывают разные».
Практика: рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нарисовал». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом). Словесная игра «Угадай по описанию».
Тема 7. Дорожное движение (1 ч)
Теория: просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону движется транспорт?». Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; просёлочная дорога и шоссе и др.
Практика: словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира, пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.).
Тема 8. Перекрёсток и автомагистраль (1 ч)
Практика: сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток» (коллективная работа за общим столом). Дидактическая игра «Найдём ошибки».
Тема 9. Населённый пункт (1 ч)
Теория: знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт.
Практика: дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».
Тема 10. Движение на загородной дороге (1 ч)
Теория: составление памятки для пешехода и велосипедиста, двигающихся по загородному шоссе.Тема 11. Внимание! Железнодорожный переезд! (1 ч)
Теория: обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом.
Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др. Работа с пословицей «Поспешишь — людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми ситуациями. Практика: рисование дорожных знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде.
Тема 12. Движение в трудных условиях (1 ч)
Теория: просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями природы (ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.) и оценивание особенностей движения в этих условиях. Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда идёт сильный снег или дождь? Изменяется ли видимость на дорогах во время тумана? Составление памятки «Внимание! Плохая погода!».
Тема 13. Жилая зона (1 ч)
Практика: ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны».
Темы 14-15. Мы ориентируемся на местности (2 ч)
Теория: экскурсия по населённому пункту. Оценка объектов, находящихся на чётной (нечётной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков дорожного движения.
Практика: создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки.
Тема 16. Труд водителя (1 ч)
Практика: рассказы детей на тему «Моя профессия — водитель». Анализ и обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге.
Тема 17. Что такое тормозной путь (1 ч)
Теория: рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала). Рисование схемы «Тормозной путь». Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!».
Тема 18. Световые сигналы автомобиля (1 ч)
Практическая работа: определить направление движения автомобиля.
Тема 19. Случай на дороге (1 ч)
Практика: завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг...»
Тема 20. В метро (1 ч)
Практика: ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т. д. Составление памятки «Правила поведения в метро».
Тема 21. Проверим себя (1 ч)
Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.
календарно- тематическое планирование
№ п/пТема занятия Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий) по теме Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения
1 На чём люди ездят. характеризовать слова «опасность», «опасный»;способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях 01.09 2 Близко – далеко, быстро – медленно. соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
03.09 3 Чему нас учат правила дорожного движения. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях 08.09 4 Мы идём по улице. формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; 10.09 5-6 Какие бывают дороги. находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
15.09
17.09 7 Где мы будем играть? этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
22.09 8 Дорога за городом. умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; 24.09 9 Светофоры. умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; 29.09 10-11 Дорожные знаки. выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат01.10
12 Нас увидят в сумерках. характеризовать слова «опасность», «опасный»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях 06.10 13-14 Мы переходим улицу (повторение). самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения;
08.10
13.10 15 Перекрёсток. находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
15.10 16 Сигналы машин. умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения;
20.10 17 Остановка транспорта. предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
22.10 18 Мы – пассажиры. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения;
27.10 19 Мы едем на дачу. этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; 29.10 20-21 Опасные ситуации. разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
10.11
22 Несчастный случай. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения;
различать сигналы светофора и объяснять их значение;
12.11 23 Проверим себя. формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях 17.11 24-25 О транспорте. способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота 19.11
24.11
26-27 Дорога. формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; 26.11
01.12
28-29 Части дороги. различать сигналы светофора и объяснять их значение;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
03.12
08.12 30-31 Дорожные знаки. выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат10.12
15.12 32 Внимание! Опасность! разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
17.12 33 Мы здесь живём. способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
осознание ответственности человека за общее благополучие;
22.12 34 Будем уважать людей! осознание ответственности человека за общее благополучие;
предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
24.12 35-36 Мы – пешеходы. способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях 12.01
37 Правила для пешеходов самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения;
14.01 38 Перекрёсток. умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; 19.01 39 Регулировщик. находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; 21.01 40-41 Мы – пассажиры. различать сигналы светофора и объяснять их значение;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях 26.01
28.01 42 Будем уважать водителей! формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке; способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
02.02 43-44 Мы едем на машине. разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
различать цвет и форму запрещающих знаков;
04.02
09.02 45-46 Мы покупаем велосипед. способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях 11.02
16.02 47 Проверим себя. осознание ответственности человека за общее благополучие;
предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них; 18.02 48-49 Будем осторожными разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
25.02
01.03 50 Что такое ДТП? находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; 03.03 51-52 Виды транспорта формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
осознание ответственности человека за общее благополучие;
10.03
15.03 53 Какие бывают дороги способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях 17.03 54 Дорожное движение формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
различать цвет и форму запрещающих знаков;
31.03 55 Перекрёсток и автомагистраль находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
05.04 56 Населённый пункт умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; 07.04 57 Движение на загородной дороге выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
различать цвет и форму запрещающих знаков;
12.04 58 Внимание! Железнодорожный переезд выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
14.04 59 Движение в трудных условиях формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
19.04 60 Жилая зона осознание ответственности человека за общее благополучие;
предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
21.04 61-62 Мы ориентируемся на местности способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
26.04
28.04 63 Труд водителя осознание ответственности человека за общее благополучие;
предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
05.05 64 Что такое тормозной путь соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
10.05 65 Световые сигналы автомобиля находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
12.05 66 Случай на дороге самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения; предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
17.05 67 В метро формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
19.05 68 Проверим себя способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
24.05 Итого: 68 ч планируемые результаты
Универсальные учебные действия:
1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:
определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
объяснять свой путь от дома до школы;
определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...).
сравнивать предметы по их положению в пространстве;
определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
характеризовать слова «опасность», «опасный»;
объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
2.Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
выделять из многообразия объектов транспортное средство;
выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
различать цвет и форму запрещающих знаков;
различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги; объяснять значение правил дорожного движения;
группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности предусматривает оценку достижений обучающихся в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется в представлении коллективного результата деятельности группы обучающихся и индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио.
Представление коллективного результата деятельности группы обучающихся происходит на общешкольном или общеклассном мероприятии-празднике в различных формах творческой презентации. Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося проводится на основании положения «О портфолио обучающегося начальной школы»
Для отслеживания результатов  предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся 
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций действия до начала его ре ального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания- незна ния»;
- отчетные праздники и т.д.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- классная доска;
- персональный компьютер с принтером;
- DVD- проигрыватель;
- телевизор;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
Оборудование класса
- ученические столы двухместные с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкаф для хранения дидактических материалов;
- стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Учебные и методические пособия:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2006.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова.- Волгоград: Учитель, 2008.
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
12. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
13.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
14. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.
15. Тошева Л.И. основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011
16. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания МО учителей начальных классов
от «__»_______________ 2015 г. №____

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР ____________ Н.В. Петрова
«__»_______________ 2015 г.