Урок литературного чтения в 7 классе на тему: «Д.Мамин – Сибиряк. Волки»


2882265146685Варисова Асием Кудусовна
Учитель русского языка и литературы
сш. им. Т. Рыскулова
020000Варисова Асием Кудусовна
Учитель русского языка и литературы
сш. им. Т. Рыскулова

Урок литературного чтения в 7 классе на тему: «Д. Мамин – Сибиряк. Волки»
Цели урока: добиться осмысленного восприятия школьниками идейно-художественного содержания рассказа; способствовать развитию творческого мышления детей, формированию их умений излагать мысли, обобщать; создать условия для пробуждения чувства любви к природе, милосердия и сострадания «к братьям нашим меньшим». Тип урока: комбинированный Метод: стратегия «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (кластеры, «проблема на ладони », дебаты, эссе «Моё отношение к волкам».)  Наглядность: портрет Д.Н. Мамина - Сибиряка, иллюстрации к рассказу, музыка.  ХОД УРОКА: I Организационный этап. II Проверка домашнего задания (Опережающее задание: подготовить сообщение о волках. III Актуализация знаний. Мозговой штурм. - О ком говорят: «сколько его ни корми, всё равно он в лес смотрит»? - Конечно, о волке. Тема нашего урока: Д. Мамин – Сибиряк. «ВОЛКИ». - Что вы знаете об этом писателе? - Какие его произведения вы помните? («Приёмыш», «Серая шейка»). -Какую цель поставим сегодня на уроке? - Познакомиться с рассказом Д. Мамина – Сибиряка «Волки», понять идейное содержание произведения и проанализировать его. IV.Формирование новых знаний. -Какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим слово «волк»? (ученики записывают ассоциации на своих листах: голодный, лютый, злой, мстительный, кровожадный, хищник). V.Прочитать рассказ «Волки» и составить план. (Работа в группе: чтение, определение микротем, составление плана рассказа.) Примерный план: План 1.Встреча с волком. 2.Смирный волк. 3.В гостях у лесника. 4.До своих -то они жалостливые. 5.А ведь ругают люди волков, (Ведущие групп заполняют оценочные листы) VI.Анализ текста. - Как вы думаете, почему рассказ назван «Волки», а не «Волк». - Потому что здесь рассказывается о волках вообще, дается, как бы обобщение, а также говорится о взаимоотношениях волков..... - На какие смысловые части можно разделить рассказ? Рассказ можно разделить на три смысловые части: встреча с волком, рассказ лесника, о добре и заботливости. - Как выглядел старый волк? - глаза смотрели не злобно, а как-то даже испуганно и устало - пасть у него была пустая - глаза глядели жалобно - он прихрамывал и тяжело передвигал ноги. - Как относится молодой волк к старому? (Заботливо. Сусликов каких-то принес, положил возле старика – волка; молодой волк отрывает куски мяса и бросает старому, как волчица волчонку. - Определите идею рассказа? О доброте и заботливости волков. VI.Контроль. Проблема на ладони 1 группа 2 группа – обвинители -Что вы можете сказать - Подготовьте обвинительную речь? в защиту волков? (3 минуты) (творческая работа в группе). VII Напишите эссе «Моё отношение к волкам». (индивидуальная творческая работа. Ведущие групп заполняют оценочные листы). VIII Рефлексия: - О чём вы сегодня узнали на уроке? - Изменилось ли ваше отношение к волкам? - Было ли вам комфортно на уроке? IX Оценивание: Спикеры оцените работу своих групп. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка текста, нарисовать иллюстрации к рассказу «Волки».