Конспект по технологии на тему Вербное воскресенье


Дата: 19.04.2016
Предмет: Технология
Класс: 2 Б
Учитель: Аксентьева Оксана Викторовна
Руководитель практики: Копылова Татьяна Георгиевна
Тема: “Вербное воскресенье”Тип урока: ОНЗ
Цель: расширение и закрепление знаний и умений по обработке бумаги; разметка, сгибание, резание бумаги; развитие творческой фантазии учащихся; воспитание чувств уважения к православным традициям своего народа.
Задачи:
Образовательные: «познакомить с праздником “Вербное воскресенье”; закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов; обучать составлению плана и технологии выполнения изделия.
Развивающие: развитие творческих способностей, познавательной активности; развитие уверенности в своих силах.
Воспитательные: воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи; формирование бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
составлять композицию по образцу,в соответствии с собственным замыслом; использовать приемы работы с различным материалом; применять правила безопасной работы с ножницами и клеем.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;
Познавательные УУД:  искать и отбирать информацию о вербе (из собственных наблюдений и др. источников); определять под руководством учителя особенности веточки вербы.Коммуникативные УУД: вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: формировать первоначальное представление о роли традиций и обрядах в жизни русского народа раньше; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны.

Средства обучения: Н.И. Роговцева, «Технология» учебник для 2 класса, заготовки для композиции, ножницы, клей, вата, мультимедийная презентация.
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! (слайд 1)
Cейчас мы с вами посмотрим слайды о весне и послушаем музыку. Звучит музыка  П. И. Чайковского из цикла времена года. «Весна»-Ребята, что вы увидели на слайдах? -Да, весна очень красивое время года. Весной всё просыпается от холодной  зимы.
Слушают музыку, дают характеристику весне
Делятся впечатлениями об увиденном
2. Актуализация знаний.
-Сегодня мы с вами поговорим о весенних праздниках.
Ребята, а какие весенние праздники знаете вы?
(8 марта, день смеха, день космонавтики, день победы, пасха.)
- Как много праздников, вы вспомнили! А как вы отмечаете праздники?
-Ребятки, посмотрите на веточку, которую я держу в руках. Скажите, пожалуйста, эта веточка какого дерева?
Верба.
   Правильно, это веточка вербы. А вы знаете, что весной отмечают праздник, посвященный вербе, который называется Вербное воскресение.
На Руси, как снег растает,
и в природе - тишина.
Первой верба оживает,
безыскусна и нежна.
Перед Пасхой, в воскресенье,
в церковь с вербочкой идут,
После водоосвященья окропить ее несут.
И хвалебным песнопеньем,
со святынею в руках
Молят о благословеньи
 В последнее воскресенье перед Пасхой, согласно православному календарю, Господь вошел в Иерусалим.
На Руси этот праздник называют
Вербным воскресеньем.
  В церквях в этот день проводятся
всенощные бдения:
 прихожане молятся,
как бы встречая Господа, держа в руках ветки вербы,
цветы и горящие свечи.
В конце службы верба освящается святой водой 
- Считается, что верба обладает огромной целительной силой и помогает избавиться от всего плохого,
что скопилось в доме за год.
Освященные вербы принято хранить в доме весь год рядом с иконами.
   Самым главным обычаем этого праздника является хлестание  вербой своих детей старшим из семьи с определенными словами:
Верба хлыст,Бей до слез. Не я бью, Верба бьёт. Будь здоров Как верба.
Делалось это для того, чтобы дети были здоровыми и послушными
  В Вербное воскресенье устраивались вербные базары, на которых можно было купить сладости, игрушки, книги, а также пучки вербы с привязанным к ним бумажными ангелочками.
В некоторых местах нашей страны в этот день пеклись лепешки или бублики, которые после освящения в церкви давались всем членам семьи и скотине, чтобы никто не болел в течение года.
- К сожалению, сейчас не во всех семьях  празднуют этот праздник, хотя он возник  много лет назад. В этот день церковь отмечает большой христианский праздник – Вход Господень в Иерусалим. Когда – то, в давние времена,  при въезде в город народ приветствовал Иисуса Христа пальмовыми ветвями. В память об этом христианские храмы в этот день принято было украшать ветвями деревьев. На Руси место пальмовой ветви заняла верба, которая и дала название народному празднику.
-А как вы думаете, почему люди выбрали вербу, в качестве символа праздника?
      С давних времен существует поверье, что когда верба расцветает, то передает здоровье, силу, красоту всем тем, кто ее коснется. Особенной силой обладают сережки.  
Вербе приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем  людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.
Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник - верили, что это спасет дом от попадания молнии
8 марта, день смеха, день космонавтики, день победы, пасха.
Участвуют в беседе
 Дети высказывают свои предположения
3. Фиксирование нового знания.
-В этом году праздник Вербное воскресенье  отмечается  24 апреля , ранней весной, и верба ещё не полностью распустится к этому времени, но мы с вами можем изготовить искусственную веточку вербы.
Физминутка.
Мы работали, устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали – раз, два, три!
Ножками потопали – раз, два, три!
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немного отдохнем
И работать вновь начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней!
- Посмотрите какую апликацию сегодня изготовим. (показываю образец)Какие материалы нам понадобятся для работы?
- Какие инструменты и приспособления нам понадобятся?
- Вспомните правила работы с ножницами и клеем.
Ножницы — это НЕ игрушка;
НЕЛЬЗЯ  оставлять ножницы раскрытыми;
НЕ подходить  к товарищу во  время работы;
С ножницами нужно работать, сидя за столом;
Класть  ножницы кольцами к себе;
Следить за движением лезвий во время резания;
Передавать ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия;
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе;
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
-Ребята полюбуйтесь распустившейся веточкой вербы.
Ранней весной, когда еще в лесных чащах и в глубоких оврагах лежит снег, на ветках вербы набухают почки, (показ изображения). Потом эти почки лопаются, верба сбрасывает колпачки и появляются первые  маленькие сережки. ( показ изображения) Потом эти сережки становятся пушистыми. Сначала они бывают серыми, а потом ярко желтыми
-Какие серужки у вербы?
-На что они похожи? (на маленьких цыплят)
-А какой формы серёжки? (овальной)
-Как они расположены? (поочерёдно)
-Посмотрите, какие ветки? (длинные, прямые)
План работы:НА СЛАЙДЕ
Учитель демонстрирует учащимся слайдовый план работы, в котором указана последовательность операций.
-А сейчас мы с вами будем выполнять аппликацию ветка вербы. Для этого у вас на столах приготовлен разный материал.Составим план и технологию работы
-Как называется изделие?
-Какие материалы используем?
-Какие инструменты и приспособления понадобятся?
-Какую технику выполнения изделия используем?
-Укажите способ украшения.
1.Вазу обводим на цветной бумаге и вырезаем.2.Веточки рисуем на коричневой бумаге и вырезаем.3.Клеим веточки и вазу на основу.4.Берем кусочек ваты, сминаем в виде почки и при помощи клея, приклеиваем, создаем компазицию.
-Сначала мы  наклеиваем веточки. Берём веточку, намазываем клеем и приклеиваем, не забываем использовать салфетку. Затем наклеиваем вазу. Как только наклеите вазу, скатываете небольшие комочки ваты и приклеиваем к ветке.- Всем понятно как выполнять?
Выполняют упражнения
Выбирают материалы и инструменты для выполнения изделия
Бумага,ножницы, клей, вата
Вспоминают правила использования инструментов
Слушают, выбирают информацию, необходимую для выполнения изделия
На маленьких цыплят
овальной
поочерёдно
длинные, прямые
Планируют деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты
Приступают к выполнению
4. Закрепление знаний и умений.
- Вы можете приступать к выполнению композиции «Верба». Вам поможет в этом план, который мы вместе составили. Желаю вам успехов. Выполняют работу, опираясь на составленный план, , используют приёмы работы с бумагой, применяют правила безопасной работы с ножницами.
5. Подведение итогов работы.
Проводится выставка работ учащихся.
- Давайте оценим работы. Какие работы заслуживают оценки 5, какие 4? Критерии оценивания1.Качество2.Творчество3.Самостоятельность
Вспоминают критерии оценки качества выполнения изделия для осуществления самоконтроля и самооценки
6. Рефлексия и оценивание работ.
- Продолжите предложения: (СЛАЙД)
Сегодня на уроке мы узнали …
Сегодня на уроке мы научились …
Мне помогал(а) … делать ….
У нас получилось …
Можно сделать лучше …
Наш урок подошел к концу.
Уж верба вся пушиста
Раскинулась кругом.Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Сиянье, плеск и щебет во двореА верба вся в пушистом серебре:Вот-вот сорвутся да и улетятКомочки этих сереньких утят.Притронешься, погладишь — как нежны Доверчивые первенцы весны!
Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения. Оценивают свою работу и работы одноклассников.
Учитель:
Руководитель практики:
Оценка: