Сказки дядюшки Римуса (сказка Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну)


Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»).
Цели: формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.
Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
– Какие вопросы возникали у вас по ходу чтения последних частей сказки?
– Делали ли вы предположения? Какие?
– Что же случилось дальше?
– Чем закончилась сказка?
– Такой ли развязки вы ждали?
– Мы прочитали только одну из сказок дядюшки Римуса. Дядюшка Римус – старый негр, который рассказывает маленькому Джоэлю разные необыкновенные истории: например, о смоляном чучелке или о том, как лис ходил на охоту, а вся добыча кролику досталась. Истории о хитрости одного и незадачливости другого Джоэль слушает, затаив дыхание и позабыв свои игрушки. А как эту сказку читали вы?
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений.
1. Повторное чтение и беседа по прочитанному.
1. Чтение 4-й части вслух.
Вопросы после чтения:
– Почему братец Волк, братец Медведь и братец Лис поверили Кролику и Черепахе?
– Выберите ключевые слова, которые относятся к Черепахе, к Кролику.
Черепаха Кролик
– посоветовал полагаться на – прикрыл глаза, обдумывая
Кролика; решение;
– вскричал; – отправился за неводом;
– принялся объяснять: кто – предложил выловить луну.
поймает луну, тот достанет
горшок с золотом.
– Можно сказать, что друзья действуют согласованно и последовательно? (Да, поэтому им верят окружающие.)
– А ещё почему все верят Кролику? (Они простаки.)
– Что ещё их заставляет вылавливать луну? (Жадность и глупость.)
2. Чтение 5-й части вслух.
Вопросы и задания после чтения:
– Зачем Кролик стал раздеваться? (Чтобы все поверили, что он действительно хочет выловить луну.)
– Почему все остальные «начали уговаривать его не мочить ноги»? (Они мечтали о золоте.)
– Чем закончилась ловля луны?
– Посочувствовал ли кто-нибудь Волку, Лису и Медведю? Почему?
– Как вы понимаете последние слова Кролика?
2. Работа с текстом после чтения.
Обобщающая беседа.
– Так что за развлечение придумали братец Кролик и братец Черепаха?
– Найдите и прочитайте слова, в которых заключается главная мысль сказки (предпоследний абзац сказки).
– Как вы понимаете выражение «насаживать на крючок простофиль»?
– Как бы вы теперь ответили на вопрос прошлого урока: какие бывают развлечения?
– Какой намёк заключён в этой сказке? Какие выводы для себя вы сделали?
– Похож ли Кролик на своего собрата из русских народных сказок?
Выполнение задания 2 в тетради на с. 42.
– А Медведь, Волк, Лиса похожи на персонажей русских сказок?
– Почему же братцу Кролику удалось провести братца Волка, братца Лиса и братца Медведя?
– Что можно сказать о голубях, какие они?
– Вспомните, в начале сказки говорится, что когда-то все её герои дружили. Почему же сейчас братец Кролик развлекается, разыгрывая братца Лиса, братца Медведя и других? (Не смогут быть друзьями Лиса и Кролик: один из них хищник, другой – добыча. Сказка всегда на стороне слабого, поэтому в сказке более слабые Кролик и Черепаха побеждают с помощью ума и находчивости. Мы прочитали только одну из серии весёлых историй о похождениях братца Кролика, за которым, согласно неписаному закону природы, охотится братец Лис. Однако находчивому братцу Кролику неизменно удаётся перехитрить незадачливого Лиса.)Если ребята на данном этапе урока не подходят к этим выводам, то рекомендуем принять их ответы, а затем вернуться к этому вопросу ещё раз после рассказа учителя об авторе, т.е. следующего этапа урока.
3. Рассказ учителя об авторе.
– Братец Кролик – персонаж «Сказок дядюшки Римуса» американского писателя-фольклориста Джоэла Чандлера Харриса (1848–1908). Джоэль с четырнадцати лет пошёл работать, чтобы прокормить семью. В скором времени стал писать юмористические рассказы, которые охотно принимали местные газеты. Затем он работал в газете и выпускал рассказы, стихи, сказки по мотивам негритянского фольклора, позднее собранные в книги о дядюшке Римусе.
– Хотите узнать, как начались сказки дядюшки Римуса? Слушайте:
БРАТЕЦ ЛИС И БРАТЕЦ КРОЛИК
Как-то вечером мама долго искала своего сынишку. Джоэля не было ни в доме, ни во дворе. Она услышала голоса в старой хижине дядюшки Римуса, заглянула в окно и увидела, что мальчик сидит рядом со стариком.
Мальчик прислонил голову к плечу дядюшки Римуса, во все глаза глядя вморщинистое ласковое лицо. И вот что услышала мама.
– Гонялся братец Лис за братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик ловчился, чтобы Лис его не поймал.
– Ну его совсем, – сказал Лис.
И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь: вот он скачет по дороге – гладкий, толстый и жирный Кролик!
– Погоди, братец Кролик! – сказал Лис.
– Некогда мне, братец Лис.
– Мне с тобой поболтать охота, братец Кролик.
– Ладно, братец Лис. Только ты оттуда кричи, где стоишь, не подходи ко мне близко: блох у меня сегодня, блох! – так сказал Кролик.
– Я видал вчера братца Медведя, – сказал Лис. – Он такую мне трёпку задал за то, что мы с тобой всё не ладим. «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». Я обещал ему, что потолкую с тобой.
Тут Кролик поскрёб лапкой за ухом – вроде как от радости, – встал и говорит:
– Отлично, братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да жёнушка с ребятками пошарят, уж найдут чем тебя угостить.
– Я с удовольствием, – сказал Лис.
– Ну, я буду ждать, – сказал Кролик.
Домой пришёл братец Кролик грустный-грустный.
– Что с тобой, муженёк? – спрашивает матушка Крольчиха.
– Завтра в гости обещал прийти братец Лис, – говорит Кролик. – Нужно нам держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох.
На другой день братец Кролик и матушка Крольчиха встали ранёхонько, до света, и пошли в огород; набрали капусты, моркови и спаржи, состряпали знатный обед.
Вдруг один из крольчат, который играл во дворе, бежит и кричит:
– Ой, мама! Ма! Братец Лис идёт!
Тогда Кролик живо – детишек за уши и усадил их, а сам с матушкой Крольчихой – у дверей: ждут братца Лиса.
Ждут они, ждут – не идёт Лис. Вот немного погодя выглянул братец Кролик за дверь потихонечку. Смотрит – из-за угла торчит самый кончик хвоста Лиса. Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:
– Если миску уронить –
Разобьётся миска.
Если близко лисий хвост –
Значит, близко Лиска.
Вот пообедали братец Кролик, и матушка Крольчиха, и все ребятки, и никто им не мешал. А потом приходит братец Ёж и говорит:
– Братец Лис просит прощенья: он захворал, никак не мог прийти. Он просит, чтобы братец Кролик завтра пришёл к нему на обед.
Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса. Прибегает, слышит – стонет кто-то. В дверь заглянул и видит –
сидит Лис в кресле, весь закутанный в байковое одеяло, а вид у него слабый-слабый.
Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик.
– Никак, на обед у тебя курочка, братец Лис? – говорит Кролик.
– Да, братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая! – говорит Лис.
Тут Кролик разгладил усы и сказал:
– Ты, никак, сготовил без укропа, братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа.
Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждёт Лиса.
Долго ждать не пришлось, потому что Лис сразу скинул байковое одеяло –
и за ним вдогонку. А Кролик кричит ему:
– Эй, братец Лис! Вот я тут положил на пенёк укроп. Бери скорей, пока не увял!
Так он крикнул и поскакал дальше. И Лис его не поймал.
– Вот с этого всё и началось. Поняли, почему не дружат братец Кролик и братец Лис?
– Мы ещё не прощаемся с дядюшкой Римусом и его сказками. Скажите, теперь, когда вы услышите «Сказки дядюшки Римуса», о чём подумаете? Что вспомните?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно –нравственное развитие и воспитание:
1.Воспитание нравственног чувсива,этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2.Воспитание здорового образа жизни.
3.Экологическое воспитание.
ΙΙΙ. Итог.
– Похожи ли сказки дядюшки Римуса на русские народные сказки о животных? Чем похожи? Чем отличаются?
– Чему учат сказки дядюшки Римуса?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
ΙV. Домашнее задание.
Перечитать сказку и озаглавить части (задание 1 в тетради на с. 42).
По желанию – прочитать другую сказку из книги «Сказки дядюшки Римуса».