Выступление Роль МХК в становлении личности учащихся


«Роль МХК в становлении личности учащихся»
Предмет МХК как учебная дисциплина обладает достаточными ресурсами для воспитания духовно-нравственной составляющей у учащихся. Цель курса МХК — силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность. На первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства
Задача учителя — так организовать встречу учащихся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник и которые приглашает осмыслить. В то же время важно воспитывать уважение к национальным и универсальным ценностям, способность понимать и принимать свою и чужую культуру. Гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам принизить
Учащимся на уроках МХК предлагаю творческие задания, учитывая их индивидуальные особенности: написание сочинение, эссе, составление синквейнов и кластеров, описание и анализ произведений живописи и архитектуры, создание слайд - шоу, видеороликов, фотовыставок, выставок рисунков.
Самыми распространенными формами урока становятся уроки-спектакли, урок-мастерская, уроки-погружения в эпоху, уроки-путешествия, уроки-экскурсии. Погрузиться в эпоху и попутешествовать помогает использование на уроках МХК информационно-коммуникативных технологий.
Приведу примеры:
1. Тема урока «Искусство универсальный способ общения». В 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на основе компьютерных технологий была создана виртуальная галерея шедевров в стиле хай-тек. В этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скульптур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др. Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изобразил художник или скульптор, наблюдать их передвижения в пространстве.
Творческое задание: не просто подготовить сообщение об одном из экспонатов виртуальной галереи, а стать ее персонажем. На открытом уроке в 8 «А» классе многие из учителей могли видеть реализацию данного творческого задания.
2. Тема урока «Красота в жизни и искусстве». Во время урока составляли кластер, говорили об идеалах красоты в разные времена, анализировали произведения искусства, отражающие идеалы красоты. Результатом урока стало творческое задание – написать сочинение, в котором каждый ученик мог рассказать о своем «идеале» красоты в жизни.
3. Тема урока «Знаки, символы, обереги в системе культуры и искусства».
На уроке говорили о том, что символ в искусстве является художественным образом, воплощающим какую-либо идею. Знак же наоборот является общепринятым и доступным условным обозначением. Вместе с детьми пришли к выводу, что искусство говорит с людьми на языке символов, а жизнь на языке знаков. Домашнее задание: Придумать и нарисовать свой символ или знак.
4. Тема урока «Массовые, общедоступные виды искусства». Творческое задание: Создайте портретную галерею учителей или одноклассников, выбрав их самые яркие жесты, мимику, передающие образ.
5. Тема урока «Какими средствами воздействует искусство». Творческое задание: Используя различные формы, цвета, композицию, изобразить свой день.
6. Тема урока «Музыка в быту». У каждого наверняка есть своя фонотека — коллекция любимых музыкальных произведений, к которым можно обратиться и в минуты радости и веселья, и в минуты раздумий, переживаний, размышлений о жизни.
Творческое задание: Подготовьте компьютерную презентацию на тему: «Моя фонотека» или привести примеры любимых музыкальных композиций разных стилей.
Основная задача – открыть индивидуальные способности детей и их развивать по средствам мировой художественной культуры.