Статья Игра в учебной деятельности младшего школьника


ИГРА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Литяйкина Т.Н.
МОУ «Гимназия №20»(Саранск)
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным- вот задача первоначального обучения…»
К.Д.Ушинский
Год от года мы сталкиваемся с такой проблемой, как усложнение программного материала, возрастание требований, предъявляемых к обучению, которое должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных процессов и способностей учащихся. Исторический опыт также свидетельствует о том, что и во все времена учеба была трудным делом. Но во все времена и дети были, есть и остаются детьми. Поэтому роль игры в решении проблемы вовлечения ребенка ненавязчивыми методами в процесс обучения- неоценима.
У младших школьников нет осознанной внутренней потребности к учёбе. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и повышение мотивации детей к учебному процессу.
Для успешного решения этой задачи используется на уроках игровая ситуация. Она формирует интерес к учебному процессу, к изучаемым предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует мыслительную деятельность.
Игровая ситуация для ученика служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок, выступает, как средство мотивации к учебной деятельности.
Это своеобразный учебный прием, при котором ребёнок легче, прочнее усваивает новый материал, создается бодрое, рабочее настроение, снимается утомляемость, поддерживается внимание на гораздо более длительное время.
Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала. Значение игровой ситуации невозможно переоценить. Феномен ее в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.
Типология педагогических игровых ситуаций обширна: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, организационно - деятельностные. Все они имеют широкий спектр целевых ориентаций, направленных на обучение, воспитание и развитие мотивации учащихся.
На уроках чтения, окружающего мира - использование различных игровых ситуаций (включая разгадывание загадок, кроссвордов, рифмовок, инсценирование песен, стихов, сказок, анаграммы, «Чудесные превращения», «Путаница», «Хитрые слова») обеспечивает постоянный интерес детей к речевой деятельности на уроках. Нужно стараться каждый урок начинать по-разному. В гости к детям приходят сказочные персонажи, проводят свои упражнения: «Засели аквариум», «Продолжи счёт», « Доскажи словечко», «Составьте слова», «Назови одним словом», «Словарные прятки».
Игровая ситуация позволяет вызвать нужные мотивационные состояния (стремление первому правильно ответить на вопрос, желание вникнуть в изучаемый материал, желание проявить самостоятельность при работе на уроке, и т.д.).
На уроках математики используем широкий спектр игровых ситуаций, направленных на обучение и повышение мотивации учащихся (задачи в стихах, занимательный квадрат, задачи – шутки, математический фокус, математическая эстафета, головоломки, ребусы, задачи на смекалку и многое др.)
Игровые задания на уроках русского языка помогают усваивать трудные грамматические правила (правила в стихах, рифмованные упражнения, грамматические сказки, морфологические шарады, собери слово, грамматическая арифметика, загадки - шутки, кроссворды.)
Например: Правила в стихах: « Если в корне гласный звук вызвал вдруг сомнение, ты его немедленно поставь под ударение! Если слышишь парный звук, будь внимателен, мой друг: парный сразу проверяй- слово это изменяй: зуб - на зубы, куст- кусты… Будешь грамотней всех ты!»
Обобщить знания на уроке можно в простой игре «Аплодисменты» (если правильный ответ - хлопают в ладоши). У ребёнка появляется явное стремление не попасть впросак. Здесь игровая деятельность активизирует эмоциональные и мотивационные состояния.
Игровая ситуация является перспективной формой обучения, так как она способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, усиливает мотивацию и активную деятельность учащихся, повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету.
Все наши рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на повышение мотивации учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении в начальной школе – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить.
Когда игровая ситуация используется как дидактический метод, она всегда приводит к запланированному результату. Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает: 1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника умения учиться;
2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как учение; ребенок должен сознательно прийти к учебной мотивации.