Программа дополнительного образования детей с овз (умственной отсталостью) художественно-эстетической направленности Я рисую…) (68 часов)


Министерство труда и социальной защиты
Республики Крым
Государственное бюджетное учреждение
Республики Крым
«Белогорский дом-интернат для детей-инвалидов»
«Утверждаю»
Директор ГБУ РК «Белогорский дом-интернат
для детей-инвалидов»
_____________________________Н.Н.ЧовелидзеПр№-________от «_____»____________2016года
Программа дополнительного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья
(умственной отсталостью)
художественно-эстетической направленности
«Я рисую…»
(68 часов).
Возраст обучающихся 10-17 лет
срок реализации 1 год
программа разработана
педагогом дополнительного образования
Ремисовой И.М.
Программа утверждена на заседании педагогического совета
Государственного бюджетного учреждения
Республики Крым
«Белогорский дом-интернат для детей-инвалидов»
Протокол №_____ от «___»______________2016 года
г. Белогорск
2016 год
Введение.
Сущность и основное назначение дополнительного образования заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей детей с умственной отсталостью, организации их свободного времени . При этом дополнительное образование является равноправным компонентом единого образовательного пространства в учреждении для детей с ОВЗ (умственной отсталостью и ТМНР), которое ориентировано на создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг, творческой самореализации воспитанников с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающихся в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Социальное значение обучения детей с умственной отсталостью изобразительному искусству в системе дополнительного образования в условиях дома-интерната для детей-инвалидов можно считать важным по следующим причинам:
1.Изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает ему определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразительной деятельности, способствует самовыражению.
2.Изобразительное искусство расширяет возможность интеллектуальной деятельности воспитанников, выполняет значительные познавательно-воспитательные функции, способствует коррекции эмоциональной сферы, формированию у детей социально-позитивных ценностных ориентировок.
3.Рисование является одним из самых доступных и популярных видов изобразительной деятельности у детей с ОВЗ (умственной отсталостью). Это позволяет сделать обучение более успешным и результативным, реализовывать разнообразные воспитательно-образовательные цели и задачи.
4.Дополнительная образовательная программа дополняет учебные программы по изобразительному творчеству и дает больше времени и возможностей для удовлетворения потребностей ребенка-инвалида в изобразительной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.
Занятия в «Изостудии» в системе дополнительного образования детей с умственной отсталостью в условиях дома-интерната для детей-инвалидов являются составной частью всестороннего развития детей данной категории т.к. способствуют развитию духовного потенциала детей с ОВЗ средствами художественно-эстетической деятельности.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Я рисую…» имеет художественно-эстетическую направленность т.к. изобразительное искусство является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания и развития ребенка, в том числе и с умственной отсталостью.
Актуальность дополнительной образовательной программы.
Актуальность проблемы обучения детей с умственной отсталостью по программам дополнительного образования обусловлена тем, что среда дополнительного образования может обеспечить включение ребенка с ОВЗ (умственной отсталостью) в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать его реабилитации и социализации. Система дополнительного образования располагает уникальными возможностями по развитию творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью и предполагает развитие в ребенке природных задатков, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и формах художественно- изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком, имеющим умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения в развитии. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности , доступных к овладению, у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Художественно-образная форма отражения действительности затрагивает не только эмоциональную сферу ребенка. Она способствует формированию умения эстетически воспринимать действительность, на интуитивном уровне трансформировать ее, внося свои элементы в процессе создания разнообразных художественных образов.
Так же творческая деятельность и развивающее ее художественно-эстетическое воспитание являются эффективным средством укрепления психического здоровья человека. В ценности современного человека все более прочно входят понятия творчество и тесно связанные с ним свобода выбора и вариативность. Поэтому в настоящее время большой интерес у родителей вызывают занятия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка с ОВЗ (умственной отсталостью). Детское объединение «Изостудия» представляет собой особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивидуальности, расширению возможностей практического опыта ребенка с умственной отсталость, что отвечает запросам этой части общества.
И так актуальность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что:
-программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания государства и общества;
-предназначена для удовлетворения образовательных потребностей детей с умственной отсталостью в области изобразительного искусства;
-способна обеспечивать включение умственно-отсталого ребенка в новые формы организации социальной жизни тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;
-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов умственно отсталого ребенка, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех;
-обеспечивает оказание досуговых услуг в области художественно-изобразительной деятельности , которые пользуются все большим спросом у детей с ОВЗ (умственной отсталостью) и у их родителей.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.
Дополнительное образование предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал.
Умственно отсталые дети в силу своих психофизических возможностей не способны долго и целенаправленно наблюдать, тщательно обследовать и воспроизводить художественные эталоны. Поэтому эталоны служат для них только эмоциональным толчком, но не основой художественного образа. Недоразвитие многих психических процессов (творческое мышление, воображение, память и т.д.), неустойчивая эмоциональная сфера (особенности контакта с окружающими, протест сотворчеству) создают определенные трудности при обучении ребенка элементам классических техник.
Поэтому ребенку с ОВЗ (умственной отсталостью) необходимы средства выразительности адекватные, в первую очередь, его индивидуальным возможностям, чтобы он почувствовал определенную изобразительную свободу. Именно изобразительная деятельность приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации. Обучение изобразительному творчеству умственно отсталого ребенка потенциально должно содержать в себе все те компоненты деятельности, которые и определяют пути поиска нужных решений в самых различных ситуациях.
Содержание дополнительной образовательной программы предусматривает, в основном, использование художественных неклассических техник, как средств выразительности, раскрывающих суть формирования образа, наполненного содержанием и эмоциями. Неклассические техники дают возможность на разных этапах творческого развития создавать доступными средствами, интересные по содержанию образы, избегая при этом приметива. Простыми способами ребенок с умственной отсталостью расширяет свои изобразительные возможности, учится отображать предметы, объекты и явления окружающего мира.
Занятия изобразительным искусством с умственно отсталыми детьми в системе дополнительного образования имеют свою специфику, оказывающую существенное влияние на развитие творческих способностей обучающихся. Они предоставляют возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, предусматривают дифференцированный подход к обучающимся в выборе сложности выполнения задания, поддерживают интерес обучающихся за счет эмоциональности и конкретности поставленных задач, обогащают знания детей, формируют художественное видение окружающего мира.
Обучение детей предполагает наблюдения за окружающим миром, за природными явлениями, за происходящими временными и сезонными изменениями в природе. Это помогает развить эмоциональную отзывчивость обучающихся в художественной деятельности. Параллельно с этим внимание детей направляется на рассмотрение художественных средств выразительности, с помощью которых можно передать свои впечатления.
Для детей с умственной отсталостью важен результат их деятельности, чтобы созданное изображение удовлетворяло, прежде всего, их самих, а также вызывало бы одобрение их сверстников и взрослых, а это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения художественной деятельностью и развития их творчества. Приобретаемые знания и представления закрепляются практикой в процессе экспериментальной деятельности.
Результатом занятий является создание творческих работ разными художественно-выразительными средствами.
Таким образом, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в следующем:
-программа создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации;
-программа предполагает широкое использование нетрадиционных художественных техник, которые позволяют раскрыть возможности самых необычных материалов и тем самым расширить кругозор детей, разбудить интерес к творческому труду.
-программа носит вариативный характер и направлена на работу с детьми с умственной отсталостью с различным уровнем подготовки.
Новизна дополнительной образовательной программы.
Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования, согласно Концепции модернизации Российской системы образования 2001 года, является создание образовательных программ представляющих собой целостную систему, благодаря которой возможно добиться желаемого педагогического эффекта. Основное требование образовательной программы - систематичность и последовательность: от простого к сложному.
Новизна дополнительной образовательной программы «Я рисую…» состоит в том, что на протяжении всего периода реализации программы предусматривает отработку одних и тех же видов деятельности (экспериментальные упражнения с изобразительными средствами, с цветом, получение оттенков путем смешивания, закрытие фона, нанесение кистью линий, штрихов, мазков , упражнения в компоновке рисунка на листе бумаги с соблюдением перспективы, экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования ) периодически, многократно на каждом занятии (при осваивании материала каждого раздела программы). Причем, содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. Этот способ структурирования материала открывает большие возможности для экспериментальной деятельности ребенка с умственной отсталостью, которая как раз направлена на развитие их творческого самовыражения. В экспериментальной деятельности умственно отсталый ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. А многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей независимо от уровня их образовательных способностей .Основная цель дополнительной образовательной программы – создание условий, помогающих детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть выразительными средствами рисунка на доступном уровне, при которых он может отображать своё видение мира в форме художественно-выразительного образа, отличающегося субиндивидуальной выразительностью.
Условия, влияющие на развитие художественно-творческих способностей в системе дополнительного образования на занятиях изобразительным искусством:
-развитие интереса к изобразительной деятельности в процессе реализации дополнительной образовательной программы;
-передача педагогом ребенку максимального объема доступной информации (из которой последний берет столько ,сколько хочет и может усвоить);
-смена видов заданий и упражнений, основанных на экспериментальной деятельности;
-последовательное усложнение творческих задач при выполнении заданий и упражнений на развитие творческих способностей;
-применение разнообразных художественных материалов и техник;
-предоставление ребенку права выбора в использовании художественных средств выразительности и техник исполнения;
-введение в структуру занятий игровых элементов и проведение их в игровой форме;
-использование проблемных ситуаций;
-использование на занятиях технических средств обучения;
-индивидуализация обучения;
-создание творческой атмосферы для коллективной и индивидуальной деятельности.
Основные задачи:
Обучающие:
-ознакомление на элементарном уровне с основами изобразительной грамоты;
-формирование умения пользоваться художественными материалами и инструментами изобразительного искусства; создание условий для проявления ребенком стремления экспериментировать с материалом, инструментами;
-формирование элементарных представлений о форме, цвете, композиции, размерах и пространственных отношениях;
-ознакомление с особенностями художественных техник ; помощь ребенку в подборе наиболее доступных средств для отображения всех своих представлений и впечатлений на листе бумаги;
-расширение представлений о художественной выразительности рисунка , о многочисленных разновидностях рисунка, различающихся методом рисования, темой и жанром, техникой исполнения.
Коррекционно-развивающие:
-развитие на доступном уровне изобразительных умений и навыков; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-развитие интереса к действиям с различным изобразительным материалом, к процессу творчества;
-способствовать развитию мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев, кисти рук;
-активизация самостоятельной экспериментальной деятельности детей ;развитие способности к творческому самовыражению;
-развитие опыта творческой деятельности во взаимодействии со сверстниками и педагогом;
-способствовать развитию опыта неформального общения с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом;
-способствовать развитию внимания, воображения, наглядно-образного мышления;
-коррекция и развитие зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания;
-коррекция и развитие произвольного поведения, эмоциональной сферы, познавательных процессов;
-способствовать развитию доброжелательного отношения к окружающим, позитивного отношения к себе, веры в себя, в свои возможности.
Воспитательные:
-воспитание интереса к творчеству в области изобразительного искусства;
-воспитание аккуратности, терпения, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;
-воспитание бережного отношения к материалам, инструментам;
-воспитание понимания на доступном уровне красоты в окружающей действительности , в искусстве;
-воспитание потребности выражать себя в доступных видах изобразительной деятельности.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих:
- в широте и разнообразии диапазона техник, предоставляемых ребёнку для усвоения. Так как возможность выбирать, варьировать техники, материалы положительно сказывается не только на результате творческой деятельности, но и на самом процессе. Отдавая предпочтение неклассическим техникам, программа не исключает полностью художественные эталоны, как механизм, позволяющий овладеть основами изобразительной грамоты на доступном уровне. Ведь в ходе художественно-изобразительного процесса ребёнок познаёт и специфику художественных эталонов (цвет, форма, композиция и т.д.). Но задачи овладения художественными эталонами являются второстепенными, т.к. дети с ОВЗ создавая образ, чаще опираются на эмоциональную основу их восприятия, нежели на осознанное усвоение. Именно разнообразие используемых техник, возможность их сочетать делают работы детей выразительнее и богаче по содержанию;
-в экспериментальной деятельности, которая положена в основу содержания программы. Это предполагает, что обучение художественным техникам не превращается в систему инструкций и установок, а предусматривает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости. Экспериментальная деятельность предлагается детям на всех этапах освоения программы. При знакомстве с основами изобразительной грамоты большое значение уделяется экспериментальным упражнениям с изобразительными средствами, экспериментам с цветом, экспериментальному рисованию графическим материалом и красками. Художественные техники также предлагаются сначала экспериментально. Только после этого при создании образа детей знакомят с вариантами конкретной техники. На протяжении всего обучения поощряются экспериментальные действия детей при создании художественного образа. Это вызывает у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживает и стимулирует творческие проявления, развивает его самостоятельность.
Программа рассчитана на возраст детей с ОВЗ (умственной отсталостью) от 10 до 17 лет.
Нормативный срок реализации программы – 1 год.
Программный материал составлен с указанием теоретических и практических занятий.
По программе ребенок может обучаться от 1 до 3-х лет до закрепления приобретенных навыков. Это связано с тем , что специфика содержания дополнительного образования для детей с умственной отсталостью определяется своей направленностью, отсутствием фиксированных сроков завершения и заключается в его многоуровневости. Первый уровень осуществляется в наиболее доступных формах и создает благоприятную почву для творческой деятельности. На втором уровне происходит углубление и развитие познавательных и творческих мотивов до уровня устойчивого интереса, когда сотворчество педагога и детей создает условия для наиболее полной самореализации детей.
Образовательный процесс строится с учетом индивидуализации обучения . Особенности психофизического и социального развития детей с умственной отсталостью определяют специфику образовательных потребностей:
-наглядно-действенный характер содержания образования;
-упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе обучения;
-отработка средств коммуникации;
-необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
-стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира.
Учет таких потребностей вызывает необходимость построения образовательного процесса в ходе которого реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет в первую очередь выявить природные наклонности и способности конкретного ребенка и создать индивидуальные условия для его творческого развития.
Для поддержания интереса детей к творчеству рекомендуется использовать разнообразные формы организации образовательного процесса: учебные занятия, конкурсы, выставки, экскурсии.
Виды занятий: групповые (от 3-х до 5-ти детей), подгрупповые, индивидуальные.
Типы занятий:
-комбинированные занятия (сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, практические упражнения, проверка, подведение итогов; теоретическая часть- сообщение нового);
-практические занятия (формирование и закрепление умений и навыков- основное внимание уделяется практической деятельности, упражнениям);
-занятия-экскурсии (экскурсии в музей, в природу с целью получения и закрепления теоретических знаний и представлений);
-занятие-вернисаж ( с целью подведения итогов реализации программы по каждому блоку, разделу; проводятся в форме организуемых детьми выставок на базе изостудии, на улице);
-занятие-любование (пленэр) (с целью развития познавательных и эмоциональных чувств, обогащения духовного мира ребенка через любование красотой окружающего мира: деревьев, цветов, травинки, веточки и т.д. , проводятся на природе, в парке, на улице).
Для активизации творческого потенциала используются следующие методы и формы работы:
-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
-демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (рисунки, репродукции работ известных художников, фотографии, лучшие детские работы, альбомы по изобразительному искусству);
-работа с раздаточным материалом;
-экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования;
-игры с красками (изобразительным материалом);
-метод непосредственного показа;
-организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
-организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
-организация выставок, конкурсов;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Выбор форм и методов работы зависит от особенностей детей, их личностных качеств, знаний, умений, навыков, а также возраста воспитанников каждой учебной группы.
Деятельность детей в «Изостудии», организованная по дополнительной образовательной программе, осуществляется в разновозрастных ( разноуровневых ) группах. Набор в творческое объединение по образовательной программе дополнительного образования проводится с учетом склонностей и индивидуальных возможностей детей по рекомендации ПМПК учреждения. Допускается добор детей в объединение в течение учебного года. При комплектовании объединения проводится диагностика. Состав учебных групп определяется в зависимости от возраста обучающихся. Численный состав учебной группы от трех до пяти детей. Численный состав и режим работы устанавливается отдельно для каждой группы с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возраста детей.
Занятия детей в «Изостудии» осуществляются в специально отведенном помещении учреждения по расписанию. Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей.
Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования.
Дополнительная образовательная программа реализуется в течение календарного года без учета нерабочих и праздничных дней.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели.
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Начало учебного года и начало учебных занятий – не позднее 1 октября (после проведенной диагностики и комплектования учебных групп).
Образовательный процесс организуется 2 часа в неделю (2 раза по 1 часу в неделю).
Продолжительность занятия- 35 минут. Обязательные перерывы между занятиями каждой группы – 30 минут.
Учебный план.
№п/пНаправленность программы, название объединения Форма организации учебной деятельности Год обучения Кол-во учебных недель Кол-во часов в неделю Всего часов в год
1 Художественно-эстетическая;
«Изостудия» Групповая первый 34 2 68
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности на каждом этапе реализации дополнительной образовательной программы.
Общий ожидаемый результат реализации дополнительной образовательной программы – создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностных потенциалов ребенка с умственной отсталостью и удовлетворения его потребностей в творческом самовыражении в процессе художественно-изобразительной деятельности.
Основной показатель владения техникой рисования – способность ребенка самостоятельно варьировать материалами и инструментами для создания выразительного образа(при необходимости с небольшой технической помощью со стороны взрослого).
Описание возможных результатов реализации дополнительной образовательной программы:
1.Освоение средствами изобразительной деятельности:
-интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
-знание и понимание названий и свойств изобразительных средств и материалов, правил их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
-умение использовать инструменты и материалы по назначению в процессе доступных видов изобразительной деятельности;
-умение использовать различные техники в процессе изодеятельности.
2. Способность к самостоятельной деятельности:
-получение удовольствия, радости от определенного вида изодеятельности;
-стремление к собственной творческой деятельности, демонстрация результатов своей работы;
-умение выражать свое отношение к результатам собственной творческой деятельности;
-выполнение действий по образцу и по подражанию;
-умение самостоятельно переходить от одного действия к другому в соответствии алгоритму деятельности;
-умение использовать навыки, полученные на занятиях для изготовления самостоятельных творческих работ.
3. готовность к участию в совместной деятельности:
-получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности;
-умение выражать свое отношение к результатам чужой творческой деятельности.
4. Освоение навыков учебной деятельности:
-понимание правил организации рабочего места;
-умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, потребность сохранять порядок на рабочем месте;
-умение соблюдать правила поведения на занятиях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта;
-выполнение инструкции взрослого, направленность взгляда на говорящего взрослого, задание.
Также в структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
Основные личностные результаты:
-ценностное отношение к творчеству, человеку творчества;
-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-понимание на доступном уровне красоты в искусстве, в окружающей действительности;
-потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах изобразительной деятельности;
-умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, работать в коллективе.
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Система оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью планируемых результатов должна включать целостную характеристику выполнения обучающимися дополнительной образовательной программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:
-что обучающийся должен знать и уметь на каждой ступени обучения;
-что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;
-насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития.
Для выявления возможной результативности должен быть учтен ряд факторов:
-необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого ребенка;
-в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные ребенку средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, электронные технологии) и речевые средства;
-способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;
-в процессе предъявления и выполнения задания ребенку должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым).
-при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной технической помощью, вместе со взрослым).
Переход от одного уровня результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей с умственной отсталостью. Система оценивания учебных достижений базируется исключительно на позитивном отношении к каждому ребенку, независимо от его индивидуальных возможностей. Уровень достижений каждого ребенка оценивается в сравнении с его предыдущими результатами.
Для отслеживания результатов деятельности обучающихся проводятся тестирования. Также степень подготовленности детей определяется через различные игровые моменты, самостоятельную практическую деятельность.
Педагогический контроль осуществляется в течение всего срока реализации дополнительной образовательной программы. Предусматривается три вида диагностики – входящая, текущая и итоговая диагностика, позволяющие проследить динамику развития тех или иных личностных качеств, предметных достижений.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании учебных групп. Проводится в виде тестовых заданий, беседы, наблюдений за самостоятельной изобразительной деятельностью.
Текущая диагностика осуществляется по окончании изучения каждого раздела программы. Также текущий педагогический контроль осуществляется в течение учебного года на контрольном этапе учебного занятия (где это предвидится планом занятия по ходу изучения отдельной темы). Для продуктивной работы с детьми необходим постоянный контроль над их знаниями и умениями, над тем как хорошо они усваивают предложенный материал, как используют свои навыки в дальнейшем. Для выявления недостатков и достоинств детского творчества и работы над ними, после каждого занятия целесообразно производить маленький просмотр детских рисунков. В просмотре должны участвовать сами дети. Ребенок должен учиться выделять и осознавать понравившиеся ему качества рисунка, запоминать их и по-своему использовать в дальнейшем.
Итоговая диагностика осуществляется по результатам освоения дополнительной образовательной программы в целом.
При подведении результатов обучения учитываются такие показатели, как теоретическая подготовка, практическая подготовка, овладение общеучебными умениями и навыками, личностные результаты (эмоциональное восприятие ребенком предмета изобразительного искусства). Степень выраженности каждого показателя выявляется по трем уровням развития изобразительной деятельности ребенка:
1 уровень – высокий (высокий образовательный результат, предполагается: самостоятельная деятельность с небольшой технической помощью при необходимости , умение увидеть допущенные ошибки, устойчивый интерес к изодеятельности, проявление самостоятельных творческих замыслов, понимание последовательности их реализации).
2 уровень – средний (деятельность по последовательной инструкции, с привлечением внимания ребенка к предмету деятельности, устойчивый интерес к экспериментальной изобразительной деятельности, желание взаимодействовать с педагогом в процессе совместной творческой деятельности, наличие стремления к собственной творческой деятельности).
3 уровень – низкий (низкий уровень творчества, существенные ошибки при выполнении практических заданий, неустойчивый интерес к экспериментальной изобразительной деятельности, выполнение творческих заданий только в совместной деятельности).
Так как технические навыки и творческие способности находятся в стадии формирования, поэтому нет показателя «достаточный уровень».
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
– мини-выставки по каждой теме, итоговые выставки в конце учебного года. Хорошим показателем работы является участие творческих работ детей в разнообразных конкурсах, выставках, фестивалях.



Учебно-тематический план для групп первого года обучения (68 часов).
№п/пРазделы программы Количество часов Всего часов
теория практика I. Основы изобразительной грамоты. 6 18 24
1. Материалы принадлежности для рисования. 0,25 0,75 1
2. Цвет. Цветовое изображение. Соотношение цвета с конкретным предметом. 0,25 0,75 1
3. Техника работы с кистью. Линия. Штрих. Форма предметов. 0,75 2,25 3
4. Композиция и перспектива в рисунке. 1 3 4
5. Специфика работы с графическим материалом, карандашами, мелками, фломастерами. 1,25 3,75 5
6. Работа с акварельными красками. 1,25 3,75 5
7. Рисование с помощью гуаши. 1,25 3,75 5
II. Художественные техники. 11 33 44
1. Рисование с помощью поролоновой губки. 1 3 4
2. Рисование с помощью соли. 0,5 1,5 2
3. Рисование с помощью манки 1 3 4
4. Рисование с помощью пищевых красителей. 1 3 4
5. Рисование с помощью сухой гуаши. 0,25 0,75 1
6. Рисование с помощью пищевой пленки. 0,5 1,5 2
7. Рисование с помощью бумажных салфеток. 1 3 4
8. Рисование нитками. 1 3 4
9. Рисование с помощью мятой бумаги. 1,25 3,75 5
10. Рисование мыльной пеной. 0,5 1,5 2
11. Рисование с помощью техники монотипия. 0,5 1,5 2
12. Рисование с помощью техники диатипия. 0,5 1,5 2
13. Рисование с помощью техники акватипия. 1 3 4
14. Рисование с помощью техники кляксография. 0,5 1,5 2
15. Рисование с помощью ватных палочек. 0,5 1,5 2
Итого: 17 51 68
Содержание программы
для групп первого года обучения (68 часов).
I.Основы изобразительной грамоты . (24 ч.)
Задачи.
1.Формирование у детей организованности в учебной деятельности, умение слушать педагога, выполнять инструкции.
2.Знакомство с изобразительным материалом .Развитие интереса к действиям с различным изобразительным материалом.
3.Формирование элементарных представлений о форме, цвете предметов, композиции, размерах и пространственных отношениях.
4.Формирование изобразительных навыков и активизация самостоятельной экспериментальной деятельности детей.
5.Знакомство с правилами рисования графическим материалом, техникой работы с гуашью и акварельными красками.
6.Совершенствование мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев, кисти руки.
7.Способствовать развитию внимания, воображения
8.Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Теория (6 часов).
Правила поведения в изостудии.
Материалы и принадлежности для рисования.
Понятие о цвете, цветовом изображении.
Техника работы с кистью. Линия, штрих. Техника нанесения мазков.
Линии : прямые, ломаные, волнистые.
Геометрические фигуры в рисунке.
Понятие о композиции, о перспективе в рисунке (передний план, задний план, линия горизонта).
Приемы рисования графитными и цветными карандашами, фломас-терами и цветными мелками.
Акварельные краски. Специфика применения акварели. Способы смешения акварельных красок.
Гуашевые краски. Свойства гуаши ,ее выразительные возможности.
Способы смешения гуашевых красок.
Практические упражнения и задания (18 часов).
1.Материалы и принадлежности для рисования (1 ч.).
Экспериментальные упражнения с изобразительными средствами. Свободное манипулирование разнообразными изобразительными средствами. Упражнения в получении точки (прикосновение острия карандаша, кисти, фломастера к изобразительной плоскости, пересечение линий, штрихов), линии, штриха.
2.Цвет, цветовое изображение (1 ч.).
Экспериментальное манипулирование с красками, нанесение цветовых пятен на лист бумаги.
Упражнения на соотношение цвета с конкретным предметом.
Упражнения , направленные на выделение цвета. Эксперименты с цветом.
3.Техника работы с кистью (3 ч.).
Практические упражнения в нанесении мазков кистью по образцу, показу и в совместной деятельности.
Упражнения, направленные на выделение формы, величины.
Закраска готового изображения предмета одним цветом.
4.Композиция и перспектива в рисунке(4 ч.).
Упражнения в правильной компоновке рисунка на листе. Практические упражнения с шаблонами и трафаретами(вверху, внизу, посередине, справа ,слева, большой, маленький).
Практические упражнения в изображении предметов в перспективном изображении с использованием шаблонов.(«Тропинка», «Аллея»).
5.Специфика работы с графическим материалом (5 ч.).
Рисование графитными и цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами.. Графические действия по показу.
Рисование с помощью линий и опорных точек «Ежик», «Дерево».
Нанесение хаотичной штриховки.
Работа с трафаретами (нанесение штриховки внутри трафарета, хаотичная штриховка готового изображения). Работа с раскрасками.
Упражнения в наложении слоев разного цвета один на другой с помощью цветных карандашей, восковых мелков. Бесформенная штриховка, закрашивание готового изображения крупных объектов.
Экспериментальное рисование фломастерами. Упражнения в наложении слоев разного цвета с помощью фломастеров. Хаотичная штриховка, работа с раскрасками .Экспериментальное рисование фломастерами и водой .
6.Работа с акварельными красками (5 ч.).
Экспериментальные упражнения с акварельными красками. Закрашивание крупных объектов. Упражнения в заливке плоскости цветом в технике по сырому и по сухому. Рисование с помощью приемов вертикального вливания и центрического вливания цвета в цвет («Горы», «Цветы»).
7.Рисование с помощью гуаши (5ч.).
Экспериментальные упражнения с гуашевыми красками, выполнение рисунка пальчиками, кулачками, нанесение крупных пятен, мазков, дорисовка до образа с помощью подручных средств. Выполнение , фона гуашью. Рисование краской одного цвета на цветной бумаге «Снегопад». Рисование с помощью гуаши «Орнамент» (растительного характера), «Натюрморт» (рисование с натуры с использованием шаблонов, трафаретов).
Основными методами работы являются упражнения игрового характера. Они должны быть связаны с предметно-практической деятельностью. В период экспериментирования со цветом важно подвести к пониманию того, что изменчивость цветовой гаммы окружающего мира зависит от времени года, суток. Так как в рисунке умственно отсталый ребенок уделяет внимание внутреннему смыслу, а не его форме, на занятиях целесообразен показ разнообразия художественно-выразительных возможностей материалов и создание условий, помогающих детям получить элементарные представления о выразительных средствах рисунка: точка, линия, штрих, тон, чтобы избежать формирования искаженного восприятия рисунка. Первоначально, чтобы отработать движения руки, используется прием рисования в воздухе. Работа со штрихом ведется с опорой на трафарет и без опоры на трафарет. Основные виды деятельности: самостоятельная, с помощью педагога, совместная деятельность с педагогом. Важнейшими компонентами системы обучения являются - воспитание у детей эмоционального, заинтересованного отношения к процессу и результату изобразительной деятельности, обогащение их представлений об окружающей действительности, использование специальных упражнений для совершенствования тонкой моторики рук и зрительно – двигательной координации, обучение детей зрительно-двигательному моделированию формы предмета, наполнение активного словаря детей образно – выразительной лексикой, планомерное расширение круга используемых изобразительных средств.Предполагаемые результаты.
Имеет представление. Умеет.
О правилах поведения в изостудии , о материалах и принадлежностях для рисования.
О цвете, цветовом изображении.
О точке, линиях, штрихе, тоне.
О композиции , перспективе (повторяет термины за педагогом).
О приемах рисования графитными и цветными карандашами, фломастерами и цветными мелками.
Об акварельных красках, способах их смешения.
О гуашевых красках, ее свойствах, способах смешения гуашевых красок.
О натюрморте, орнаменте, пейзаже. С помощью педагога организовать рабочее место.
С помощью педагога подбирает цвет в соответствии с изображаемым предметом.
С помощью педагога и в совместной деятельности с педагогом рисует с помощью линий и опорных точек, выполняет практические упражнения в нанесении мазков кистью.
Под контролем и с помощью педагога по возможности соблюдает в рисунке пространственные отношения ,компонует рисунок на листе бумаги.
С помощью педагога и в совместной деятельности выполняет графические действия, практические упражнения с шаблонами, трафаретами, раскрасками.
С помощью педагога и в совместной деятельности выполняет упражнения в заливке плоскости цветом, рисует с помощью приемов вертикального и центрического вливания цвета в цвет.
С помощью педагога выполняет фон гуашью, закрашивает крупные объекты.
С помощью педагога выполняет приемы примакивания и нанесения гуашевых красок крупными мазками, перекрывая друг друга.
II. Художественные техники. (44ч.)
Задачи.
1.Формировать умение пользоваться художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
2.Учить передавать эмоции через цветовые отношения.
3.Познакомить детей с художественными техниками, которые способствуют созданию цветовых композиций путем совмещения гуаши и акварели с другими материалами.
4.Познакомить детей с особенностями построения линии горизонта, симметричности изображения, перспективным построением композиции с помощью техник акватипия, диатипия, монотипия, кляксография и др.
5.Формировать эстетические представления
-об особенностях использования поролоновой губки, ниток, мыльной пены, соли, манки, бумажных салфеток, мятой бумаги с целью получения изображения.
-о многообразии форм цветов, способах и особенностях их изображения с помощью пищевых красителей.
-об особенностях создания орнаментальной , динамической композиции с помощью техники эстампа и пищевой пленки.
5.Развивать воображение, наглядно-образное мышление.
6.Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Теория (11 часов).
Способы закрытия фона гуашевыми и акварельными красками.
Способы смешения красок.
Приемы получения изображения путем дополнения гуаши и акварели другими материалами: пищевыми красителями, солью, манкой.
Особенности получения изображения с помощью ниток, мятой бумаги, ватных палочек, бумажных салфеток, пищевой пленки, мыльной пены.
Разновидности применения техники акватипия, диатипия, монотипия, кляксография и их изобразительные возможности.
Перспектива в рисунке. Компоновка рисунка на листе бумаги.
Практические упражнения и задания (33 часа).
Упражнения в нанесении фона акварельными и гуашевыми красками в технике по - сырому и по сухому.
1.Рисование с помощью поролоновой губки (4 ч.).
Рисование с помощью поролоновой губки («Деревья», «Лес», «Горный пейзаж», «Березы»). Доведение до образа с помощью кисточки и ватных палочек.
2.Рисование с помощью соли (2 ч.).
Экспериментальное рисование с помощью соли. Рассыпание соли по готовому влажному рисунку.
3.Рисование с помощью манки (4 ч.).
Рисование с помощью манки и акварельных красок путем смешивания с манкой на готовом фоне («Деревья», «Горы» ). Рисование с помощью манки на клеевой основе («Пейзаж»).
4.Рисование с помощью пищевых красителей (4ч.).
Экспериментальное рисование с помощью пищевых красителей путем их распыления на влажном фоне («Букет», «Цветочная поляна», «Ковер из одуванчиков»).
5.Рисование с помощью сухой гуаши (1 ч.).
Экспериментальное рисование с помощью сухой гуаши путем рассыпания сухой гуаши на готовом фоне ( «Пейзаж»).
6.Рисование с помощью пищевой пленки (2 ч.).
Практические упражнения в создании рисунка с помощью пищевой пленки путем нанесения на увлажненную поверхность акварельной краски, смешивая цвета и накладывания на невысохшую краску пищевой пленки (экспериментальные, «Узоры Деда Мороза»).
7.Рисование с помощью бумажных салфеток (4ч.).
Упражнения в создании рисунка с помощью бумажных салфеток («Весенний лес», «Грибная поляна», «Капель», «Яблони» ).
8.Рисование нитками (4 ч.).
Экспериментальные упражнения в рисовании нитками на готовом фоне («Деревья», «Декоративный букет», «Осень»).
9.Рисование с помощью мятой бумаги (5 ч.).
Рисование с помощью мятой бумаги ( экспериментальные упражнения, «Цветник», «Хризантемы», «Сирень», «Пейзаж»).
10.Рисование мыльной пеной (2 ч.).
Экспериментальное рисование с помощью мыльной пены. Доведение до образа с помощью кисточки или ватных палочек («Морской пейзаж»).
11.Рисование с помощью техники монотипия (2 ч.).
Экспериментальное рисование в технике монотипия с применением краски одного цвета (рисование от пятна). Рисование в технике монотипия («Пейзаж с водоемом») путем целенаправленного нанесения краски определенных цветов для обозначения неба, деревьев, водоема.
12.Рисование с помощью техники диатипия (2 ч.).
Упражнения в получении изображения с помощью техники диатипия : выполнение фона и нанесение пятна или пятен определенного цвета гуашевыми красками на отдельных листах бумаги, прижимание к фону листа с нанесенной краской (экспериментальное рисование, «Пейзаж с деревом»).
13.Рисование с помощью техники акватипия (4 ч.).
Экспериментальные упражнения в получении отпечатка с помощью гладкой основы (стекло, плитка, глянцевая папка) и влажного листа.
Рисование с помощью техники акватипия («Дождливая погода», «Берег реки», «Времена года», «Цветы»).
14.Рисование с помощью техники кляксография (2 ч.).
Рисование с помощью техники кляксография: нанесение пятна-кляксы одного цвета («Картинки-невидимки»), нанесение пятна-кляксы с использованием нескольких цветов («Костер»).
15.Рисование с помощью ватных палочек (2 ч.).
Нанесение фона акварельными красками ,выполнение рисунка гуашью.
Рисование с помощью ватных палочек («Рябина», «Незабудки»).
Овладение техниками должно быть с одной стороны целенаправленным, т.е. дети должны получить представление о выразительных возможностях той или иной техники. С другой стороны, обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости. Задача педагога: стимулировать интерес, предлагать технику сначала экспериментально. Только после этого при создании образа следует знакомить с вариантами конкретной техники. Содержание деталей в рисунке определяется индивидуальными возможностями детей. Важное условие – активная деятельность взрослого: детям важно показать характер рисовательных движений, педагог проговаривает особенности изображения: показывает приёмы, желательно в игровой форме. Для достижения выразительности образа применимы разнообразные подручные средства (ватные палочки, ватные диски, нитки, стеки, пластилин, природный материал). Для обогащения зрительных представлений целесообразно использование иллюстраций из книг, разнообразных репродукций , фотографий, плакатов, листовок с изображениями объектов природы, рассматривание которых сопровождается беседами . Во время проведения беседы педагог работает над тем, чтобы дети смогли узнавать и правильно называть или показывать изображенные предметы и явления.
Предполагаемые результаты.
Имеет представление Умеет
О разных техниках получения изображения путем дополнения гуаши и акварели другими материалами. С помощью педагога и в совместной деятельности создает цветовую композицию путем применения разнообразных техник , доводит до образа с помощью разнообразных подручных средств, подбирает необходимые для работы изобразительные средства и материалы. Описывает полученное изображение.

Методическое обеспечение программы.
Год обучения Раздел программы Формы занятий Приемы и методы организации учебного процесса Методический материал
1-й год 1.Основы изобразительной грамоты.
2.Художествен-ные техники. Комбинирован-ные занятия, занятие-вернисаж, занятие-экскурсия
Комбинирован-ные занятия, практические занятия, конкурс, выставка. Графические игровые упражнения, пальчиковые игры, эксперименталь-ные игры с красками, игры-упражнения с изобразительным материалом, свободное манипулирование с изобразительным материалом ;Рассказ, беседа, объяснение, поощрение.
Объяснительно-иллюстрирован-ные и репродуктивные методы, демонстрацион-ные методы, предварительное объяснение, беседа , рассказ, контрольные вопросы, эксперименталь-ные и практические упражнения , наблюдение за действиями педагога Наглядный материал: цветовой круг, образцы педагогических рисунков, картина с изображением радуги, репродукции картин известных художников, таблицы «Компоновка на листе», демонстрационные плакаты.
Произведения изобразительного искусства, разноцветные геометрические фигуры для составления схем, наборы для детского творчества, музыкальные и художественные произведения
Материально-техническое оснащение программы
предусматривает наличие:
- специального кабинета, оборудованного специальной мебелью: шкафами для хранения наглядных пособий, изобразительных средств, рабочими столами;
-оборудования: мольберты, компьютер, проекционное оборудование, музыкальный центр, доска для оформления выставок детских работ, рамки для детских работ разных размеров, магнитная или ковролиновая доски;
-наборов инструментов для занятий изобразительной деятельностью включающие различные кисти, ножницы (в том числе специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки), стаканчики-непроливайки для воды , палитры;
-натуральных объектов; изображений предметов и явлений природы (картинки, фотографии, иллюстрации) и последовательности выполнения работ; репродукций картин; альбомов с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с содержанием образовательной программы; рабочих альбомов с материалом для раскрашивания, рисования; видеофильмов, презентаций, аудиозаписей;-расходного материала для изобразительной деятельности: бумага (белая, цветная, ватман), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.) , фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые), бумага для рисования А-3, А-4, альбомы для рисования;
-вспомогательного расходного материала: клей, губка, соль, манка, пищевые красители, сухая гуашь, пищевая пленка, бумажные салфетки, нитки разной толщины, мятая и гофрированная бумага, жидкое мыло, стекло, трубочки для коктейля, ватные палочки, пластилин.Литература:
-Доронова Т. Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: планы занятий и бесед. – Москва: Школьная пресса, 2005 .
-Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2005 .
-Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – Москва: Мозаика – Синтез, 2005 .
-Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования, 3-е изд. перераб. и доп. Москва, 1994 .
-Павлова О.В. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008.
-Погодина С. Художественные эталоны: как под их влиянием развивается детское изобразительное творчество . - Дошкольное воспитание: №9 2011.
-Погодина С . Художественные техники. – Дошкольное воспитание: №2,7,9 2010., № 1,3,7,8 2011.
-Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – Москва, 1956.
-Ярыгина А. Творчество и выразительность. Нетрадиционные изобразительные техники. – Дошкольное воспитание №6 2009.