СПП с придаточными изъяснительными (9 класс)

Тема урока: Сложноподчиненное предложение
с придаточным изъяснительным
(9 класс)

Цель урока:
1) формирование представления о СПП с придаточными изъяснительными;
2) закрепление навыка умений правильного словоупотребления;
3) развитие коммуникативной компетенции учащихся;
4) воспитание культуры речи.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:
Таблица-схема.
СПП

определительные изъяснительные обстоятельственные

Карточки № 1, № 2, № 3, № 4.
Учебник.

Ход урока:

1. Актуализация учебного материала.
Мы продолжаем разговор о СПП. Вы уже знаете СПП с придаточными определительными.
Давайте вспомним, что мы знаем о придаточных определительных. (Отвечают на вопрос какой? Относятся к слову в главном предложении, которое выражено существительным. Прикрепляется к главному с помощью союзного слова который, что, куда, где. Определяемое существительное может иметь указательное слово. Придаточное определительное всегда стоит после определяемого существительного).

Оформим тетрадь.
Сегодня мы познакомимся с другим видом придаточных СПП – изъяснительным. Узнаем, что представляет это придаточное, научимся их узнавать, займемся лексической работой, вспомним о синтаксических синонимах, попутно повторяя орфограммы.




2. Объяснение нового материала.

1. На доске записано предложение Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало туман.
В этом предложении используется устаревшее слово изъяснил. Понятно ли оно вам? Попробуйте пояснить его с помощью других, более современных однокоренных слов или синонимов. (Объяснить, разъяснить, пояснить.)

Именно такую роль выполняют придаточные изъяснительные по отношению к соответствующему слову главного предложения.

Запишите предложение в тетрадь, обозначьте границы главного и придаточного предложения, поставьте вопрос.


2. Откройте учебник на стр. 51. Давайте прочитаем о придаточных изъяснительных. (1 абзац 2-3 примера.)
Итак, придаточные изъяснительные прикрепляются к глаголу в главном предложении в отличие от придаточных определительных, прикрепляющихся к существительному.
А теперь мы поработаем с глаголами, к которым прикрепляются придаточные изъяснительные.

3. Лексическое задание по карточке № 1.

Задание: данные глаголы (сообщать, беседовать, заявлять, высказывать, изрекать, болтать, вещать) распределить в два синонимических ряда с опорными словами.

Говорить
«устно излагать, сообщать что-либо»
Разговаривать
«совместность речи»

Сообщать, заявлять, высказывать, изрекать, вещать.
Беседовать, болтать.




4. Слово учителя.
Ребята, а вы знаете, что в русском литературном языке насчитывается около 40 глаголов со значением процесса речи, составляющих шесть разветвленных синонимических рядов, которые предоставляют большие возможности для выбора наиболее уместного слова в каждом случае.


5. Давайте понаблюдаем, как используются такие глаголы в речи.
Возьмите карточку № 2. (устно).
Карточка № 2.
Задание: прочитайте предложения, определите, к какому слову в главном относится придаточное изъяснительное.
1) Возвратившиеся с разведки казаки сообщили, что видели много звериных следов.
2) Все толпились, суетились, нетерпеливо спрашивали, когда и куда пойдут поезда.
3) Иван рассуждал, почему он был так беден.
4) Объясните мне, в чем состоит ваша просьба.
5) Затем она стала расспрашивать меня, где я теперь работаю.

Чем похожи придаточные изъяснительные на придаточные определительные, с которыми мы уже знакомы? (Относятся к одному слову из главного.)


6. Обратимся к учебнику. Что еще нужно знать о придаточных изъяснительных? (читаем 2 абзац.)
Теперь познакомимся с такими предложениями и определим, при помощи чего придаточные изъяснительные присоединяются к главному.
(На доске записаны 3 предложения с пропуском знаков препинания и букв. По цепочке вызываются к доске ученики, называют союз или союзное слово
·, к какому слову в главном присоединяется придаточное, чертят схемы.) Остальные работают в тетради.
1) Мне зах..телось узнать, чьи это д..теныши .
2) Книга з..ставила меня думать о том, каким надо быть в жизн.. .
3) Бабушка спр..сила, ра..сказывала ли она раньше эту семейную историю.

3. Работа с синтаксическими синонимами.

Ребята, а еще придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.
Карточка № 3.
Задание: перестройте данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью и запишите их.

1) Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».
(Древние римляне утверждали, что поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться.)
2) Иван Петрович спрашивал детей: «Вы не устали в дороге?»
(Иван Петрович спрашивал детей, не устали ли они в дороге.)
Изменился ли смысл в связи с изменением структуры предложения? (Нет.)
А что изменилось в предложении? (Прямая речь – буквально воспроизведенное автором текста высказывание. Придаточное изъяснительное – способ передачи чужой речи.)
Таким образом мы с вами изменили предложение с помощью синтаксических синонимов.

4. Продолжение объяснения нового материала.

В придаточных изъяснительных при поясняемом слове может быть указательное слово то, которое служит для выделения содержания придаточного предложения. (Предложения написаны на доске.)

Он очень сожалеет, что не знает русского языка.
Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка.

Чем отличаются эти предложения? (Наличием указательного слова в главном.)

5. Закрепление материала.
Графический диктант.
Напоминаю, что вы, не записывая предложения, чертите их схемы, определяете вид придаточных в СПП.

1. Никогда не думайте, что вы уже все знаете (И.Павлов).
( (, что ( (. Изъяснительное.
2. Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов (В.Короленко).
( (, будто ( (. Изъяснительное.
3. Ясно было, кто стрелял.
( (, (кто(. Изъяснительное.
4. Дорогу указывает свет, который сияет впереди.
( (, (который(. Определительное.
5. Одного из атлетов спросили, выполнил ли он нормы мастера спорта.
( (, (ли(. Изъяснительное.
6. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал (А.С.Пушкин).
(тем(, что ( (. Изъяснительное.
7. Мы условились драться за скирдами, что находились возле крепости.
( (, (что(. Определительные.
8. Скажите, когда отправляется поезд?
( (, (когда (. Изъяснительное.

6. Работа с текстом.
Карточка № 4.
Найдите и объясните ошибки. Предложения запишите в исправленном виде.
1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всем разделу. 2) Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле. 3) Галя поинтересовалась, что приду ли я на субботник. 4) Родители сказали мне по окончании четверти, что тебе следовало бы больше уделять времени подготовке к урокам.

7. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы познакомились с придаточными изъяснительными и что вы узнали?
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы.
Относятся к словам со значением речи, мысли или чувства.
Прикрепляются к изъясняемому слову при помощи союзов, союзных слов, частицы ли, употребленной в значении союза.
Могут служить для передачи косвенной речи.

8. Слово учителя.
Вы хорошо сегодня поработали. Оценки за урок:


9. Домашнее задание: параграф 11, упр. 113.