План по самообразованию на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР средствами пластилинографии


План работы по самообразованию
Ф.и.о. педагога Вакуленко Анжела Николаевна
Тема самообразования: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей шестого года жизни с ЗПР»
Цель работы: выявить влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи работы:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах ведущих психологов и педагогов.
2. Выявить особенности развития мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Разработать систему работы по пластилинографии на развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.
4. Разработать рекомендации для родителей, по коррекции мелкой моторики у детей с задержкой в развитии.
Актуальность выбранной темы: Одной из важных задач перед педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является — развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре. Лепка может являться одним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ним.
Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду. Пластилинография - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. В процессе этой деятельности происходит закрепление информации, полученной в других видах деятельности; расширяются возможности изобразительной деятельности. Она доступна даже маленьким детям.
Разностороннее изучение задержки психического развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушением речевого развития у детей с ЗПР, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПР обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой моторики. Поэтому развитие тонкой моторики является важным компонентом в коррекционной работе с детьми с ЗПР, так как она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Повышается сенсорная чувствительность, т. е. Развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета; развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика;
Синхронизируется работа обеих рук; формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности у детей формируются реальные образы предметов окружающей действительности.
Поэтому выбор темы по самообразованию продиктован большими возможностями лепки, а именно пластилинограии в развитии мелкой моторики рук.
Литература:
1. Борякова Н. Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития» // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»№1, 2004.
2. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить» (Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей) .//М. «ГНОМ и Д», 2007.
3. Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем». // М. : Творческий центр «СФЕРА», 2001
4. Маркова Л. С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития»// «АЙРИС-ДИДАКТИКА».-2005.
5. Шевченко С. Г. «Обучение детей с задержкой психического развития», // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями раз

Раздел плана Сроки Форма работы Практические выводы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставки работ 1.
2.
3.
4.
5. Подготовительный этап
Информационно-аналитический
Основной этап.
Работа с детьми
Работа с родителями
Заключительный этап
2016-2017
2017-2018
2018-2019
2019-2020
2019-2020
Изучение литературы
Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана по работе с детьми и их родителями, подбор консультации по предложенной теме.
Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук с помощью пластилинографии». Консультация-практикум «Путешествие в пластилинию» «Пластилинография – это интересно! »
Проведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования Определение темы самообразования.
Составление плана работы.
Знакомство с теоритическими знаниями по развитию мелкой моторики рук детей с ЗПР.
Распределение материала на уровне ДОУ, в интернете. Создание проекта по теме самообразования
Подготовка творческого альбома «Пластиляпа»
Наглядно-иллюстративный материал (подготовка большого количества шаблонов для изготовления работ)
Представление материалов на педсовете