НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Все дети любят рисовать. Однако рисование карандашами или кистью с красками требует от ребёнка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знание приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Нередко отсутствие этих знаний и навыков отчуждает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок оказывается непривлекательным, несоответствующий замыслу маленького художника. Попытки взрослых работать с ребёнком только в руссе традиционных техник рисования может привести, с одной стороны, к шаблонности в исполнении, когда ребёнок просто копирует образец взрослого, а с другой стороны – к потере ребёнком уверенности в своих силах и способностях в этой области искусства, поскольку недостаток техники приводит к неудаче в изображении.
Нетрадиционные техники рисования позволяют ребёнку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
В работе с дошкольниками мы используем разные техники беспредметного рисования: оттиск, тычковое рисование, монотипию, кляксографию, набрызг, рисование мыльными пузырями, рисование пальчиками, нитями и др.
Это направление в искусстве вначале 20 вв. получило название абстракционизма и сегодня является частью мирового изобразительного искусства. В.Кандинский, П.Пикассо, М.Чурленис, Е.Поленова, П. Филонов и многие другие признанные художники к этому течению.
Мы используем возможность работы с ребёнком в технике, основанной на применении различных печаток. Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков, он основан на оттиске готовых форм, смазанных краской. Печатку можно просто обмакивать в краску или прижимать к смоченной краской штемпельной подушечке – плоскому кусочку поролона, смоченному нужной краской; а можно смазывать «печатку» краской или красками, специально подбирая их сочетание. Печатку можно сделать из ватной палочки, пробки от бутылки (её можно заменить кусочком сырого картофеля той же формы), спичечного коробка, ластика, кусочка поролона, куска смятой бумаги, древесного листа, а можно просто использовать жёсткую сухую клеевую кисть, которую обмакивают в густую гуашь и рисуют методом «полусухого тычка». Совсем маленький ребёнок может использовать в качестве печати собственный палец, ладонь, сгиб кулачка и даже босую ножку.
В основе этого метода рисования лежит техника раздельного мазка. Эта техника основана на законе смешивания, слияния цветов маленьких разноцветных точек, рассматриваемых с некоторого расстояния.
Эту технику можно использовать в работе с совсем маленьким ребёнком, но она может привлекать и ребёнка более старшего возраста.
Точки (оттиски) наносят на предварительно сделанный (намеченный) рисунок. Для удобства все контуры рисунков в разработанных нами пособиях выполнены в натуральную величину на обороте каждой фотографии рисунка. При работе с маленьким ребёнком взрослый переносит рисунок на кальку, а потом переводит его на лист плотной бумаги для рисования. Затем, используя рекомендованный вид печатки, ребенок, заполняет контуры рисунка её оттисками удобно использовать густую гуашь, обмакивая в неё печатку. Кроме печатания («тычка») можно использовать «растяжку»: скольжение печаткой по листу – получаются красивые перистые облака, морские волны, дождевые струи.
Можно использовать и другой приём: перенеся рисунок на тонкий картон, взрослый вырезает его изнутри по контуру. Затем вырезанный контур накладывается на лист бумаги для рисования, ребёнок обводит его изнутри карандашом, а затем заполняет оттисками. В этом случае ребёнку не столь важно следить за краями контура, шаблон снимается, и на листе остаётся только контур, заполненный оттисками. Важно только не сдвигать шаблон во время работы. Сделанный таким образом шаблон можно будет в дальнейшем использовать для рисования в другой технике: набрызг.
Ребёнок пяти – шести лет может проделать всё это самостоятельно, от обведения контура рисунка в альбоме на кальку до вырезания контура и выполнения самого рисунка.
В дальнейшем, используя эту технику, ребёнок может самостоятельно придумывать сюжеты для изображения, вплоть до весьма сложных натюрмортов или пейзажей.
Нетрадиционное рисование увлекает ребёнка, а чем сильнее ребёнок увечён, тем больше он сосредоточивается. Как правило, чрезмерно активный ребёнок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание рассеяно и крайне неустойчиво, а в процессе игры «в художника» зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Круг внимания ребёнка сужается и сосредоточивается на малой зоне. Замечено, что у детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью оттиска, постепенно становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными и, яркими и чистыми по цвету.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует как развитию познавательной деятельности и творческой активности, так и коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника в целом.