Сопоставительный анализ стихотворения С. Севриковой Полёт Маргариты и эпизода из романа Булгакова Мастер и маргарита

анализ стихотворениия-иллюстрации С. Севриковой “Полёт Маргариты” и соответствующего эпизода романа М.А.Булгакова.
О. Г. Щетинкина, учитель Чумлякской СОШ
филиала МКОУ “СОШ № 4” г. Щучье

Кто выразить лучше сможет смятенную женскую душу?
Великий сатирик, мужчина, иль та, Маргарите подстать?
Что в гневе своём прекрасна, невидима и свободна,
И всё, что держать устала, может теперь рассказать.

Повтор, как удар по окнам,
За ними, как вещи, склоки,
Грызя, драки, желчь и бесы –
И пусть их смоет потопом!
Но ты же не Ной, Латунский,
Ходули – не Божий ковчег.
От имени Бога - караю!
Как глыба гранита – забудут!
Воткнут для Иуды кол!
Ты, я и Они - в основу
Определённо-личных.
Четыре неопределённых
Их много – а ты один.
Сиди ( к тебе обращаюсь,
И мучайся несвареньем
Тех мыслей и слов, что снова
Вернутся к тебе) себе.
Такие, как ты, не могут
Ни света луны ни видеть,
Ни чувствовать запах ветра,
Сравнимы лишь с тухлой рыбой.
А света на свете много:
Луна, фонари, сверкают
Но антитеза ночи
Кольцом композиции давит.
И лексика, и эпитет,
И крик застыл восклицаньем.
Как мало, как много, как славно
Повторным ударом ответить –
Ведь ЗЛО в 4 этих строфах
Собралось со всей Москвы.

Но вдруг разделило силы.

И гениальный Мастер
На чашу весов вселенских
Спокойно кладёт ДОБРО
Одной строфой полновесной,
Где в мальчике лунном солнце,
И кроме «пока» - надежда,
И главный закон – ЛЮБЛЮ.

Москва – перифразом «город» -
Змеёй этот стих обвивает.
Метафор и метонимий
Ему уж не задавить.
И с блеском пожара сравнима,
И силою ассоциаций
Невидима и свободна
ЛЮБОВЬ продолжает жить.

В романе всё было так же, в нём только деталей больше,
Мужское вниманье к глаголам, а стих – это женский крик.
То, что Маргарита скрывала, в душе накопив терпеливо, -
И чувств, и эмоций бурю Светлана нам показала.

Основной шрифт