Конспект НОД по ИЗО в старшей группе с применением нетрадиционных методов рисования «Зимняя картина»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №1566
«Марьинская Гимназия с кадетскими классами памяти Героев Сталинградской битвы»
(ГБОУ ШКОЛА №1566)
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 2325
_____________________________________________________________________________________
Конспект НОД по ИЗО в старшей группе с применением нетрадиционных методов рисования
«Зимняя картина»


Воспитатель: Тимохина А.И.
Конспект НОД по ИЗО в старшей группе с применением нетрадиционных методов рисования «Зимняя картина»
Программное содержание:
Закреплять знания о временах года.
Воспитывать любовь к красоте родной природы.
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.
Вызвать интерес к созданию « снежных» рисунков различными нетрадиционными техниками.
Развивать творческое воображение, фантазию.
Коррекционные задачи:
Развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.
Развитие мелкой моторики
Оборудование и материалы: 
Проектор, листы тонированной бумаги А-4, клей ПВА, разбавленный водой и белой гуашью, манная крупа (поваренная соль), кисти, СD-проигрыватель.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за красотой зимних пейзажей, за формой и структурой снежинок с помощью лупы, за зимними узорами на стеклах.
Чтение стихов и рассказов о зиме, загадок о зимних явлениях природы.
Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.
Экспериментальная деятельность: «Свойства воды, снега и льда».
Слушание музыкальных произведений.
Ход:
Воспитатель: Какое сейчас время года? (Ответ детей)
Зима - замечательное время года. Давайте вспомним названия зимних месяцев (Ответы детей). Верно. Зимой все покрыто снегом: крыши домов, земля, деревья.…Это очень красиво. А еще зимой очень весело играть в «снежки», лепить из снега, кататься на санках, лыжах и коньках. Давайте посмотрим на картины зимы.
(Показ слайдов) Прочитать стихотворение Ф. Тютчева во время просмотра слайдов.
Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,-Не мертвец и не живой -Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛегкой цепью пуховой...Солнце зимнее ли мечетНа него свой луч косой —В нем ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой.
К сожалению, в тепле снег очень быстро тает, поэтому мы можем любоваться его красотой только на улице. А во что превращается снег в помещении? Верно, в воду. Мы уже знаем, что и снег, и лед, и пар - это вода, только в разных состояниях.
Послушайте загадку:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клен, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Воспитатель:- Ребята, кто же этот художник?
Дети:- Конечно, Мороз.
Воспитатель подводит детей к выводу, что мороз рисует узоры прозрачным водяным паром, который, всегда есть в воздухе и в комнате. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Таких ледяных кристалликов много, они соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца!
Воспитатель:- Ребята, к сожалению, мы можем любоваться такими снежными кружевами только зимой.
Зима подходит к концу, сейчас февраль – последний зимний месяц. Чтобы частичка зимы была с нами всегда, сегодня мы создадим зимнюю картину.
Но рисовать ее мы будем не красками. Давайте посмотрим, что у нас стоит на столах. (Клей, разбавленный водой и белой гуашью, манная крупа) Для чего нужна манная крупа? (Ответы детей) Кашу мы варить не будем, а будем с помощью крупы создавать зимние пейзажи. Но сначала подготовим свои пальчики к работе.
(Дети встают на ноги возле своих мест)
Проводится пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре. (хлопают в ладоши)
Мы с тобой снежок слепили:
Круглый, (соединяют пальцы, делая «снежок»)
Крепкий, (сжимают ладони между собой – «здороваются»)
Очень гладкий, (поочередно гладят ладонь одной руки другой)
Но совсем-совсем не сладкий. («грозят пальчиком»)
Раз – подбросим, («бросают снежок» вверх)
Два – поймаем, («ловят снежок»)
Три – уроним («бросают вниз»)
И сломаем. (топают ногами)
Воспитатель:- А теперь, я предлагаю вам сесть за столы. На  столах лежит манка (соль) и клей. Оказывается, с помощью клея и манной крупы (соли) тоже можно рисовать. И сейчас мы узнаем как, и попробуем вместе.
Воспитатель знакомит детей с техникой «солевого» рисования и предлагает детям самостоятельно украсить листы темной цветной бумаги произвольными узорами и зимними пейзажами.
Рисование манной крупой и мукой делается по типу солевого рисования. На листе клеем ПВА кисточкой (клеящим карандашом) наноситься рисунок «морозного узора», затем сверху засыпается разными материалами. Частички соли  прилипают к клею и образуют «морозные узоры».
Звучит спокойная музыка. Дети выполняют задание.
Воспитатель:- Молодцы! Какие красивые рисунки получились у вас. Нужно некоторое время, чтобы клей высох. А мы пока с вами отдохнем.
Физкультминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок! (руки на пояс, повороты туловища в стороны)
Кати по снегу свой снежок. (круговые движения руками перед собой)
Он превратится в круглый ком («нарисовать» руками большой ком)
И станет ком – снеговиком. («рисуем» руками три круга поменьше)
Его улыбка так светла: («полочка» под подбородком – улыбнулись)
Два глаза, шляпа, нос, метла… (показывают по тексту)
Но солнце припечет слегка. (руки вверх)
Увы, и нет снеговика. (пожать плечами, сесть на корточки, наклонив голову)
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: - Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчку словами, похожими на слово «снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег)
С неба все скользят пушинки – серебристые… (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает (снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка – это девочка - (Снегурка)
Подведение итогов.
Воспитатель: - Теперь надо смахнуть аккуратно с листов манку (соль) в тарелочки. (Показать) Давайте рассмотрим ваши работы.
Ребята, у нас получились очень красивые снежные картины. А самое главное, этот снег не тает и будет долго радовать вас. Ребенок может прочитать стихотворение о зиме.
Что нового вы сегодня узнали? (Рисовать можно не только карандашами и красками). Что вам понравилось больше всего? О чем расскажете дома? А научите родителей тоже рисовать манной крупой или солью?
Приложение