Детская работа на научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»


XI районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Исследовательский проект
«Игрушки прошлого и настоящего своими руками»
Выполнили : Новиков Виктор Алексеевич
Новикова Ксения Алексеевна
МАОУ «СОШ № 8» 4 «А» класс
Руководитель: Сотникова Антонина Александровна
учитель начальных классов
Г. Мирный 2015 г.
«Игрушки прошлого и настоящего своими руками»
Аннотация.
   В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны, как правило на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки наших бабушек и мам.  Поэтому мы считаем, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Нам стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, какие игрушки предпочитали наши бабушки и мамы, и что можно изготовить сейчас в наше время своими руками?
  Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Игрушки прошлого и настоящего своими руками».
Цель:
Узнать историю возникновения игрушки.
Выяснить, как изменялась    игрушка во времени и чем игрушки прошлого отличатся от современных игрушек.
Научиться делать игрушки своими руками.
Задачи:
Найти и изучить литературу по исследуемой теме;
Проследить изменения игрушки на протяжении истории;
Изучить современную игрушку;
Установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети.
Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.
Практическая значимость:
1.Данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
2.В ходе исследований мы научились: анализировать большой объём информации; находить полезную информацию, делать выводы, изготавливать игрушки из ваты.
Творческий процесс сближает близких людей, заставляет по-другому посмотреть на окружающие нас вещи. Можно сделать красивый подарок своими руками. Мы надеемся, что наши одноклассники тоже захотят изготовить такие игрушки вместе с родителями. В дальнейшем, мы сможем дарить друг другу игрушки, участвовать в конкурсах и выставках. Это сплотит наш класс и поможет детям обрести новых друзей. А ребята на несколько дней отойдут от экранов компьютеров, телефон, планшетов.
«Игрушки прошлого и настоящего своими руками»
Теоретическая часть
История возникновения игрушки.
Гипотеза №1
Предположим, что игрушки практически ровесники человечества. 
Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки первобытных людей, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет.  Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду.  Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.
   Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России, вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали дельного дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.
Вывод.
Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.
Гипотеза №2
Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.
Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки.  Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.
Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.
«Игрушки прошлого и настоящего своими руками»
Игрушки из дерева и глины
Так появились деревянные игрушки… На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом.
Народный промысел зародился под влиянием Троице – Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная Богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.
И так очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными. Появились кузнецы, по очереди, бьющие молотом по наковальне, курочки, клюющие зёрна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.
      Ещё до изобретения гончарного круга стали лепить глиняные фигурки.
Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.
Так, глиняные игрушки сохранились до наших дней. Они до сих пор имеют красивый, эстетический вид.
Тряпичные игрушки.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.
Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.
С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери.  Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
«Игрушки прошлого и настоящего своими руками»
Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.
Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.
Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).
Вывод:
В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой.  Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - уточкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.
Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.
Игрушки 19 -20 века
На протяжении следующих столетий производители игрушек стали делать свои деревянные творения более сложными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, так же, как и деревянные солдатики. Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками. Деревянные поезда, так же, как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени.   В начале 20 века стали выпускать особые игрушки из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.
 
Вывод:
1.Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.
2.У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.
«Игрушки прошлого и настоящего своими руками»
Наше исследование.
Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:
На прилавках наших магазинов много игрушек из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
 Есть в продаже игрушки российского производителя.
Многие покупатели отдают предпочтение игрушкам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Игрушки выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.
Ещё мы провели анкетирование среди учеников 4 класса.
Анкета для одноклассников
Сколько у тебя игрушек? Рис.1
На какие группы можно разделить твои игрушки? Назови любимую игрушку. Рис.2
Согласен ли ты с тем, что сотовый телефон и компьютер лучше, чем игрушки? Рис.3
Делал ли ты игрушки своими руками? Если да, то интересно ли тебе с ними играть? Рис.4
В какие игры играешь чаще всего? Рис.5
Вывод: Игрушек много у всех детей, но любимой становится только 1-2. Телефон и компьютер выбирают большинство детей. Игрушки своими руками почти никто не делает.
Поскольку в нашей семье все очень любят что-то мастерить, то мы все время в активном поиске свежих идей. Перед нами стал вопрос: Из чего изготовить игрушку? Хотелось, чтобы игрушка получилась объёмная, лёгкая, интересная и красивая. Мы перебрали в уме много материалов – нитки, бумага, картон, ткань, пластиковые бутылки и т.д. И вот в аптечке у мамы мы нашли вату. Она была белая, мягкая, лёгкая.
И мы решили сделать поделку из ваты объемной. В Интернете мы нашли как можно сделать из ваты объёмные игрушки. Наш выбор пал на собачку и зайчика.
Материалы:
Вата
Картон
Вода
Клей ПВА
Ножницы
Атласная лента
Лак для волос
Приступим к изготовлению собачки из ваты:
«Игрушки прошлого и настоящего своими руками»
1.Начали мы с того, что нам надо подготовить каркас для собаки. За основу мы взяли картон, из которых сделали 4 трубочки одинаковой толщины и длины. Скатали картон в шарик, для головы собаки. И конечно же сделали более крупную заготовку для туловища собаки.
2.Далее мы собрали нашу собачку, склеили все заготовки между собой.
3.Мы налили в мисочку воду и поставили рядом с собой. Начали катать шарики из ваты, при этом мы постоянно смачивали руки. Скатанные шарики приклеивали к каркасу собачки на клей ПВА, постепенно обклеивая всю фигуру.
4.В завершении взяли лак для волос и попрыскали на нашу собачку из ваты со всех сторон, но распыляли не слишком близко к изделию. Оставили минут на 10 нашу собачку.
5.А тем временем делаем глазки, носик и ротик. Мы взяли уже готовые, но если таковых нет, то можно их нарисовать или сделать из бумаги.
6.Приклеили все детали к нашей собачке из ваты. А на шее завязали бант из атласной ленты.
Кстати, по такому же принципу мы сделали зайчика из ваты. Нам очень понравились наши игрушки. Это интересно и увлекательно.
Заключение.
История игрушки уходит своими корнями в далёкое прошлое, так как она связана не только с развитием игрушек, но и с развитием науки и техники. Опыт, накопленный многими поколениями мастеров, помогает разрабатывать с каждым разом игрушки лучше и качественнее прежних.
Наверняка, в будущем, игрушки значительно «поумнеют». Через год – другой знакомые всем с детства плюшевые мишки, куклы и солдатики будут взаимодействовать с компьютерами, и учиться играть в новые игры, подобранные специально для каждого ребёнка. В конце концов, не исключено, что дело дойдёт до того, что игрушки обретут искусственный интеллект и станут надёжными нянями маленьким детям. Всё вполне возможно, так как история игрушек началась очень давно и развивалась и продолжает развиваться бурными темпами в наше время.
  Однозначно только одно: игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребёнка формируются ум, физические   и нравственные качества.
Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.
На наш взгляд, невозможно установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети. Для каждого поколения свои прелести в игрушках, своё развитие и понимание игрушки. Но одно мы выяснили точно – игрушка, изготовленная своими руками, хранит тепло души человека, который её сделал. Она уникальна. Творческий процесс сближает близких людей, заставляет
по-другому посмотреть на окружающие нас вещи. Можно сделать красивый подарок своими руками. Мы надеемся, что наши одноклассники тоже захотят изготовить такие игрушки вместе с родителями. В дальнейшем, мы сможем дарить друг другу игрушки, участвовать в конкурсах и выставках. Это сплотит наш класс и поможет детям обрести новых друзей.
Литература.
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.
2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб, Паритет, 2003. - 240 с.
4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008
5. http://www.razumniki ru6. http://www,yandex.ru7. http://wwwdetstvovmeste.ru8. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссовский Е. А. – М.: Просвещение, 1980.
9.http://www,pochemuha.ru
10. http://www.fukurumu.ru11.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998
Приложение.
Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5