Технологическая карта урока по географии 5 класс- полевой практикум Определение относительной высоты


Урок № 14 Определение относительной высоты.
Тип учебного занятия – урок- полевой практикум
Оборудование: самодельный нивелир, рулетка, планшет, карандаш, колышки.
Цель урока: научиться определять относительную высоту склона набережной реки Амур используя самодельный нивелир
Задачи урока:
Образовательные Развивающие Воспитательные
1 Изучить правила работы с нивелиром,
2 Составить алгоритм- последовательность работы с нивелиром
3 Измерить высоту объекта
4 Оформить результаты исследования
1 Формирование умений работать с нивелиром
2.Построить график высоты склона набережной Воспитание чувства ответственности за конечный результат, уважение к мнению других учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные Метапредметные Личностные
Научиться работать в полевых условиях с нивелиром
Научиться определять относительную высоту.
Формулировать понятия «относительная и абсолютная высота».
Регулятивные:
уметь определять цель урока, планировать работу, уметь вносить изменения в случае расхождения эталона.
Познавательные:
Уметь структурировать знания по теме, выбор наиболее эффективных способов решения.
Коммуникативные:
Сотрудничать с учителем и сверстниками Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве в процессе исследовательской и творческой деятельности
Учебник: А. А. Летягин География 5 класс Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2012
Технологическая карта урока
Базовое содержание урока Деятельностный компонент урока Ценностный компонент урока Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания 1 2 3 4 5
Организационно-мотивационный тип урока
Определение темы урока 1Сегодня наш урок пройдет на берегу реки Амур. Как вы думаете, почему?
2 Сформулируйте тему урока, определите цель нашего занятия. Предполагают, что урок посвящен определению высоты набережной Амура в районе г. Комсомольск на Амуре.
2 Называют тему урока: «Определение относительной высоты набережной в районе городского пляжа»
Цель: научиться определять относительную высоту используя самодельный нивелир
Формулируют цель урока-практикума.
Создание мотивационной установки Подумайте, для чего необходим навык измерения относительной высоты объекта. Данные измерения необходимы для составления топографических карт, географических исследованиях, для описания какой-либо незнакомой местности. Формулировка задач урока Определите основные задачи урока Формулируют основные задачи урока.
Изучить правила работы с нивелиром,
Составить алгоритм- последовательность работы с нивелиром
Измерить высоту объекта
Оформить результаты исследования
Формируют группы. В каждой группе распределяют обязанности.
Командиру группы выдается карточка, по которой необходимо правильно составить алгоритм выполнения работы. (см. приложение №1), отмечается участок для работы. Процессуально-содержательный этап урока
Работа с терминологией Дать определение «относительная высота»,
«абсолютная высота»
Как определить относительную высоту
Проговаривают определения.
Рассказывают как определить высоту при помощи нивелира.
1 Устройство и правила работы с нивелиром 1 Расскажите для чего необходим нивелир.
2.Вспомните принцип работы нивелира Описывают принцип работы нивелира. Отмечают строго вертикальное положение отвеса. 2 Нивелирование высоты набережной р. Амур Используя план работы в учебнике опишите свои действия при нивелировании набережной.
Проводят нивелирование склона набережной. 1Установите нивелир у кромки воды реки Амур, проверьте вертикальность его положения. (1 ученик)
2 Провести визуальную линию вдоль горизонтальной рейки и отметить точку склона, находящуюся на уровне линии визирования. В этой точке встает второй ученик. Третий, четвертый участник группы с помощью рулетки определяют расстояние между двумя точками,
5 ученик записывает данные в блокнот.
3 Повторить действия, пока на окажемся на вершине набережной.
Определяют относительную высоту склона набережной Амура. Учатся работать в группе на местности, распределять обязанности.
Измеряют, записывают данные, высчитывают относительную высоту в метрах. Почувствуйте себя геодезистами
3 Оформление результатов работы
Результаты исследования заносят в дневник географа-следопыта (стр. 29)
Подведение итогов работы по определению относительной высоты, сравнение результатов.
Можно ли графически изобразить высоту склона набережной?
Определение масштаба.
Определяем алгоритм работы по графическому изображению высоты склона. №точки H (м) L (м)
1 1 2 1 3 1 Записывают данные 3- х групп.
Высказывают предположения, как это можно сделать.
Чтобы изобразить графически
высоту склона, нужно выбрать вертикальный масштаб, а, чтобы определить расстояние до склона, нужно выбрать горизонтальный масштаб.
Используя данные выберите горизонтальный и вертикальный масштаб.
Необходимо построить ось координат: по горизонтали откладываем длину от одной точки до другой в масштабе, а по вертикала-высоту в масштабе. Анализируют работу группы.
Собираем данные 3 групп и обобщаем данные.
Определяют горизонтальный и вертикальный масштаб.
Записывают в блокноте.
Строят график высоты склона Приводят предположения о том, как можно изобразить высоту склона набережной на плоскости.
Рефлексивный этап урока.
Рефлексия деятельности Различаются ли результаты ваших исследований. Почему?
Что удалось, а что нет из того, что было запланировано? Кто проявил себя в работе каждой из групп? Измерения проводили на разных точках, разная высота, неточность в вычислениях Рефлексия эмоционального состояния Прием «острова».
Каждой группе выдаются бумажные кораблики. Нарисуйте ватерлинию, ниже напишите, что в практикуме вам не понравилось, выше чем запомнилась работа. Оформляют записи на своем корабле. Анализируют свою деятельность на уроке и эмоциональное состояние. 4 Объяснение домашнего задания
Обязательное домашнее задание Оформить результаты исследований в рабочей тетради (стр. 29).
Повторить П. 10 Определяют, какие понятия необходимо повторить. Систематизируют изученные понятия Дополнительное задание Формулируют уточняющие вопросы учителю. Оформляют построенный график высоты склона набережной.