Урок русского языка в 9 классе Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными


Урок русского языка в 9 классе.
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Цели урока.
Образовательная. Актуализировать опорные знания и умения, сформированные при изучении сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.
Развивающая. Совершенствовать пунктуационные навыки и умения конструировать сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, определять средства связи между главным и придаточным предложением, выделять предикативные основы. Вооружать девятиклассников приёмами самостоятельной работы с учебным текстом и новой информацией.
Развивать коммуникативную компетентность (письменная и устная речь).
Продолжить подготовительную работу по решению тестов ГИА в части В.
Воспитательная: Создать условия для осознания необходимости жить в соответствии с нравственными принципами общества.
Тип урока: закрепление.
Методы обучения: 1. По источнику полученных знаний: словесные, практические, исследовательские. 2. По уровню активности познавательной деятельности: репродуктивные (комплексный анализ текста, что включает в себя анализ языковых единиц, их функционирования в речи, построение схем предложений, подбор синонимичных придаточных предложений и придаточных определительных), эвристические (задания творческого характера: сочинение-рассуждение, сочинение-эссе).3. По функциям: методы устного изложения знаний учениками, метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и применению знаний на практике.
Формы организации учебной деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителей-наблюдателей, учителя-предметника.
Оснащение урока.
1.Учебник “Русский язык 9 класс”, авторы: М.М. Разумовская, С.П. Лекант.
2.Компьютер с презентацией по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным».
3.Раздаточный материал: распечатки текста из рассказа оренбургского писателя Ивана Уханова «Мама, не умирай» (из сборника «И с песней молодость вернётся»), таблицы с опорными материалами «Второстепенные члены предложения», «СПП», «Стили речи», «Типы речи».
Ход урока
№№ Этапы урока Примечание
I Приветствие.
Выполнение мини-теста. (В это время учитель даёт индивидуальные задания сильным учащимся)
Далее даны образцы 2 –х вариантов мини-тестов.
12.12.2014 г. МИНИ-ТЕСТ
Вариант 1, №____(указывается не ФИО ученика, а присвоенный ему номер).
1.Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И
А) отп…рать, пр..обрести, пр..зидент
Б) пр..одоление, пр…смыкаться, пр…образовать
В) пр…ключение, пр…росли, пр…горел
2. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется НН
А) смышлё…ый, моше…ик, ю…ый
Б) свяще…ый, жела…ый, негада…ый
В) нежда…ый, прида…ое, кова…ый
3. Указать СПП. (Знаки препинания не расставлены)
А) Художественные тексты представляют собой спектр разнородных по содержанию и воплощению произведений которым присуща особая метафоричность.
Б) Стоит чёрный как уголь невдалеке лес.
4. Вставить буквы и раскрыть скобки, распределив по столбикам следующие словосочетания.
Этих километров(1), водя…ой пылью(2), застать её (3), остро ощ…щая(4), забыл (в) спешке (5), ударился (обо) что(то)(6), несло холодом (7), что(то) доброе(8), виноват (не)поправимо(9).
согласование управление примыкание
1,2,8 3,6, 4,5,7,9
Ответы: 1В, 2Б, 3А
12.12.2014 г. МИНИ-ТЕСТ.
Вариант 2, №_____(указывается не ФИО ученика, а присвоенный ему номер).
1.Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И
А) бл…стящий, пр…умолкнуть, заж…гать
Б) пр..длагать, пр…морский, пр…тягивать
В) сд…рать, меж…нститутский, сверх…нтересный
2. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется НН
А) лише…ый, пуще..ый, ране…ый в ногу
Б) броше…ый, да…ый, серебря…ый
В) кожа…ый, организова…ый, свяще…ый
3. Указать СПП. (Знаки препинания расставлены не везде)
А) Мокрые блестящие деревья с которых мерно, медленно, словно слёзы по зиме, стекают срываются дождинки
Б) Больная металась по кровати что-то шептала сбрасывая с себя одеяло.
4. Вставить буквы и раскрыть скобки, распределив по столбикам следующие словосочетания.
Бе(з, с)ильно задёргался (1), в деревушке(е,и) ум…рает(2), торопится застать(3), не выт…рал слёз(4), в эту непогодь(5), от око(н,нн)ого стекла(6), складывалось плохо(7), тяжело стуча(8), забыл плащ(9), в бе(з,с)просветную непогодь(10), на ране(н,нн)ого зверя(11), ум…рает (в)переди(12).
согласование управление примыкание
5,6,10,11 1,2,4,9, 3,7,8,12
Ответы: 1В, 2А, 3А Стадия “Вызова”. Актуализация знаний.
Мини-тест проверяется учителями-наблюдателями.
После сдачи ответов на экране высвечиваются правильные ответы.
II
Индивидуальные задания для сильных учеников. (Работа идёт параллельно, пока 1 группа учащихся выполняет мини-тест)
1-ый ученик. ( Света Ш.)
Составить по памяти план-вопросник теоретического материала изучаемой темы п.п.10,11.
Ответ на план-вопросник (с примерами) ученица может предложить любому однокласснику Стадия «Осмысления”
2-ой ученик. (Даша Б.)
Из дом. упр. 109 выписать предложения с придаточными определительными. Составить горизонтальную схему. Дополнительный вопрос: «Почему текст насыщен определениями разных видов, повторами, осложнёнными конструкциями?» (Модель ответа. Говоря словами автора текста, «во всём этом пейзаже было нечто тонко живописное», а перефразируя словосочетание «в картинку, кропотливо вышитую бисером», скажем так: «Текст насыщен определениями разных видов, повторами, осложнёнными конструкциями, потому что автор кропотливо вышил словесный образ красоты природы».)
Откуда?
У доски
3-4 ученики. (Лена П., Алёна Р.) Пунктуационный практикум.
Работают с отрывком из рассказа И.Уханова «Мама, не умирай»: указывают номера предложений, в которых ставятся запятые, и условия их постановки.
(Примерный ответ.)
Однородные члены предложения в предложениях №№ 6, 8, 10, 11, 13, 15.
Обособленные определения (есть причастный оборот в предложении № 2, но он стоит после определяемого слова)
Обособленные обстоятельства (деепричастия, деепричастные обороты, уточняющие члены) в предложениях №№ 4,6,14
Вводные слова в предложении № 13
ССП № 5,6,14,13,15
СПП № 2,6,9,13-15
БСП № 2,15
Диалог в предложении № 3
5-6 ученики. (Ксюша К., Настя Д.)
Частичный анализ текста. Определение стиля речи, типа речи. (Заранее приготовленные тексты лежат на столе.)
7 ученик (Антон С.)
Микротемы текста.
Работают самостоятельно. Читают свои миниатюры по мере завершения работы.
8-9 ученики. (Лера Ш., Элен Ч.)
Задания творческого характера по тексту И.Уханова.
Сочинение-миниатюра с включением СПП с придаточными определительными на тему «Помог ли Дымов своей матери, к которой так спешил, и покаялся ли перед ней?»
10 ученица. (Алёна Т.)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Какова роль запятых в тексте И.Уханова».
Возможный вариант сочинения на лингвистическую тему: «Наиболее распространённым знаком на письме в русском языке считается запятая. Проследим на примере текста Ивана Уханова «Мама, не умирай», что без неё обойтись нельзя.
Из трёх основных функций знаков препинания запятая выполняет две функции.
Во-первых, разделительная. Она служит для того, чтобы разделить части сложного предложения (например, ССП №№ 5,6,13,14,15; СПП №№ 2,6,9,13-15; БСП №№ 2,15), однородные члены предложения (№№ 6,8,10,11,13,15).
Во-вторых, выделительная функция. Она существует для выделения слов, словосочетаний, предложений и оборотов (как в № 15, где два придаточных изъяснительных стоят внутри СПП, в № 4 при обособлении обстоятельства, в № 14 при уточняющих членах предложения).
Итак, запятые играют важную роль в письменной речи. Они, безусловно, необходимы. По мнению Ивана Бунина, «иногда одна запятая нарушает всю музыку». И нарушать музыку текста – значит обкрадывать себя. Это факт культуры, а не только языка. Взаимопроверка.
Работы передают Алёна Т., которая в это время пишет сочинение-рассуждение «Роль запятых в тексте И.Уханова «Мама, не умирай»
III Сообщение темы урока (через 5-7 минут после решения мини-тестов)
- Определите свои личные задачи на сегодняшний урок. Что хотите узнать? Чему научиться? Проектор,
слайд № 1
Ответы 1-ого, 2-ого учеников (Света Ш., Даша Б.) Презентация
Работа с классом по тестам Г.Т.Егораевой «ГИА-9. Типовые тестовые задания», вариант 1 (стр. 11), задание В 7. Найти СПП с придаточным определительным.
(Цифра 2). Составить горизонтальную схему.
Задание В 14. (Метод «опережения изучаемого материала»). СПП с последовательным подчинением. Тесты на партах.
Метод «опережения изучаемого материала»
IV. Работа с текстом «Мама, не умирай»
Задание № 1. Анализ текста. (Антон С., Лера Ш., Элен Ч.)
Примерный ответ. Стиль художественный. Функция – воздействие на чувства читателя, слушателя. Ведущая стилевая черта – образность. Характерные изобразительно-выразительные средства: сравнение (автобус похож на раненого зверя), эпитеты (водяная пыль, беспросветная непогодь), метафоры (нежное тепло слёз, забытый вкус осенних деревень, толща трудных километров; развёрнутая метафора - слёзы окатили щёки, посолили губы), фразеологизмы (было недосуг, руки не доходили).
Тип речи – повествование. Жанр – рассказ (фрагмент).
Задание № 2 по тексту «Мама, не умирай». (Полина К.)
Найдите в тексте слова разговорной лексики, объясните их употребление, подберите к ним синонимы из современного русского языка.
(Тащился - медленно ехал, огрызается - грубо отвечает, угораздило, - пришлось, грязюка - грязь, чертыхнулся – сказал слово, которое лучше не упоминать всуе, застряли в колдобине – остановились в глубокой яме на дороге, вывозились в глине – замарались в глине, горемыка - несчастный, недосуг – нет времени и т.д.).
Задание № 3 по тексту «Мама, не умирай». (Полина К.)
Назовите ключевые слова, рисующие безрадостную обстановку.
Грязюка, вода на фуражке мужчины, глина, все вымокли, непогодь, дождь, несло холодом, водяная пыль, колдобины; окна, одежда, лицо мокрые от дождя.
Задание № 10 по тексту «Мама, не умирай». (Даша Г.)
Составьте схему предложения № 2.
То и дело его заносило, он становился поперёк дороги и походил на раненого зверя, что огрызается от погони. (Простое, односоставное + простое двусоставное, главное в СПП+ придаточное определительное.)
Задание № 12 по тексту «Мама, не умирай». (Даша М.)
Найдите и перестройте предложение с причастным оборотом (№№ 1-5) в сложноподчинённое с придаточным определительным. Нарисуйте схему СПП.
(4) Сидящий рядом с Дымовым мужчина стряхивая с фура…ки воду чертыхнулся. (Знаки не расставлены)
(4) Сидящий рядом с Дымовым мужчина, стряхивая с фуражки воду, чертыхнулся. (Причастный оборот Сидящий рядом с Дымовым стоит перед определяемым словом мужчина.)
Мужчина, который сидел с Дымовым, чертыхнулся, стряхивая с фуражки воду. Тексты на партах.
Работа у доски
Повторение сведений о синонимии причастного оборота и придаточного определительного с союзным словом который.
Работа у доски
V. 1 вариант – тренинг: списывание текста И.Уханова «Мама, не умирай».
2 вариант – обсуждение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Роль запятых в тексте И.Уханова». (Читает Алёна Т.)
ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ. Работа по предупреждению ошибок: устранение повтора придаточных определительных (с заменой одного из них причастным оборотом). См. учебник, стр.75, упр. 108. Выполняют сильные учащиеся.
Стадия “Осмысления”.
Выполняют слабые учащиеся.
VI. Домашнее задание (на выбор).
1 вариант берёт тексты, дописывает дома.
2 вариант - сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с включением СПП с придаточными местоименно-соотносительными на темы: «Роль двоеточия в предложениях» или «Плох тот ученик, который не превзошёл учителя» (Леонардо да Винчи). VII. Итог урока. 1.Чтение синквейнов. Предложение
придаточное, определительное.
Не понимал. Осознаю. Выучу.
Определи значение придаточного по вопросу!
Синтаксис!
СПП
Трудное, нудное.
Учишься, мучишься, – и получается !!!
Покори вершину знаний!
Жизнь.
СПП
Главное, придаточное.
Подчиняет. Властвует. Объединяет.
Поставьзапятуютамгде следует!
Ликбез.
Девятиклассники
Умные, ответственные
Внимают, откликаются, понимают.
Не бойся ни ГИА, ни бабушки ЕГЭ!
Выпускники
Учебник
Сложный, неподдающийся.
Рекомендован. Учусь. Овладеваю.
М.М.Разумовская – доктор педнаук.
Сила.
СП.
Союзное, бессоюзное.
Разделяется, соединяет. Понимаю.
Определить - значит ограничить (Оскар Уайльд).
Запятая!
Язык
русский, государственный
поддерживает, вдохновляет, восхищает.
Завидуйте: я - гражданка России!
Гордость нации.
2. На уроке о СПП с придаточными определительными я узнал, что… Чтение синквейнов, в которых содержится квинтэссенция нового материала, его эмоциональное восприятие. Выставление оценок в оценочный лист.
Стадия “Рефлексия”.
Задания к тексту.
Выразительно прочитайте текст.
Определите стиль. Укажите языковые особенности данного текста, характерные для этого стиля.
Найдите в тексте слова разговорной лексики, объясните их употребление, подберите к ним синонимы из современного русского языка.
Назовите ключевые слова, рисующие безрадостную обстановку.
Вставьте пропущенные знаки препинания, буквы, раскрывая скобки. Объясните.
Расставьте недостающие знаки препинания в предложении № 13.
7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения (№ 8).
8. Сделайте морфемный анализ слов бе…просветную, ж…лел.
9. Укажите количество звуков ы в предложении № 9.
10. Составьте схему предложения № 2.
11. Объясните правописание слов с не в предложениях №№ 6, 10, 13
12.Найдите и перестройте предложение с причастным оборотом (№№ 1-5) в сложноподчинённое с придаточным определительным. Разберите его синтаксически. Нарисуйте схему СПП.
13. Сочините синквейн на тему урока.
Задания творческого характера.
Исходя из полного содержания рассказа, напишите миниатюру на тему: «Дымов спешил в непросветную непогодь, чтобы помочь матери». Как вы думаете, помог ли Дымов своей матери и покаялся ли перед ней?»
Сочинение-рассуждение на тему «Какова роль запятых в тексте И. Уханова».
(1) Автобус тащился по бесконечной хляби. (2) То и дело его заносило, он становился поперёк дороги и походил на раненого зверя, что огрызается от погони.
(3) -Угораздило (же) меня в такую грязюку… - (4) Сидящий рядом с Дымовым мужчина стряхивая с фура…ки воду чертыхнулся. (5) Автобус только что застрял в колдобине, и все выходили толкать его. (6) Вывозились в глине, вымокли, и каждый уд…влялся, - почему люди едут именно сейчас, в эту бе...просветну... (не)погодь.
(7) А дождь всё лил и лил, густо и т…жело стуча по железной спине автобуса. (8) От око(н,нн)ого стекла несло холодом, обдавало из щелей водяной пылью. (9) Дымов др...жал всем телом и ж...лел, что в спешке забыл дома плащ(?). (10) (Не)удачником, горемыкой видел он себя в эти часы-минуты: всё складывалось плохо, против него.
(11) Автобус ударился (обо) что(то), осел и ярос...но, но бе(с,сс)ильно задёргался на месте. (12) Дымов отвернулся к окну и (не)ожиданно для себя заплакал. (13) Слёзы нежным теплом окатили щёки посолили губы; Дымов (не) выт...рал слёз остро ощущ...я их забытый вкус; всё вокруг - окна, одежда, лицо было мокро от дождя и наверное н…кто (не) замечал что он плач…т. (14) И кому было знать, что (в)переди, за толщей этих трудных километров, в осе(н,нн)ей д...р...вушке ум…рает мать Дымова, и он торопит(?)ся застать её в живых. (15) Ему надо сказать ей, как (не)поправимо виноват он перед ней, как всегда хотел любить её, делать ей что-то доброе, хорошее, и всё (не)досуг было, руки не доходили – и вот уже поз…но. (Иван Уханов. «Мама, не умирай».)
Справка об авторе. Иван Уханов.
Родился 20 августа 1938 года в Горьковской области. Окончил Оренбургский педагогический институт. Первую книгу рассказов «Небо детства» выпустил в Южно-Уральском книжном издательстве. Автор более двадцати книг прозы, публицистики. Член Союза писателей России. Лауреат Пушкинской премии «Капитанская дочка» за книгу «Рычков». С 1981 года живёт в Москве.
согласование управление примыкание
этих километров Застать её
торопится застать
водяной пылью
в деревушке умирает
остро ощущая
от оконного стекла не вытирал слёз забыл в спешке
в эту непогодь
ударился обо что-то
складывалось плохо
в беспросветную непогодь забыл плащ
яростно, но бессильно задёргался
на раненого зверя
тяжело стуча
что-то доброе виноват непоправимо
умирает впереди
Оценочный лист
учащихся 9 в класса. Русский язык, 12.12.2014 г.
Знания учащихся оцениваются учителями-наблюдателями (п.п.1,2,4,5) и учителем предметником (п.п.3,6)
№ пп ФИО 1. Мини-тест 2.
Устная работа 3.
Письменная работа
(выставляется после проверки списывания текста) 4.
Теория, примеры 5.
Актив-ность, твор-чество 6.
Общая оценка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 22 27 28 29 30 31 Учитель