Презентация по литературе на тему Конфликт человека и власти в повести Капитанская дочка и поэме Медный всадник А.С.Пушкина


Конфликт человека и властив повести «Капитанская дочка»и поэме «Медный всадник»А.С.Пушкина. Во все времена взаимоотношения личности с властью беспокоили людей. Одним из первых тему конфликта личности и государства в литературе еще в V веке до нашей эры поднял Софокл. Конфликт этот был неизбежен, проблема эта оставалась актуальной и в XIX веке, во времена Пушкина, актуальна она и по сей день. В творчестве Пушкина особое место занимает поэма «Медный всадник»,созданная в 1833 году. Она выявляет вечный конфликт – противоречие между интересами личности и власти. Пушкин считал, что этот конфликт неизбежен, по крайней мере, в России. Невозможно управлять государством и учитывать интересы каждого «маленького человека». И если в начале поэмы подчёркнута несоизмеримость личности Петра I, поглощенного мыслью о судьбах России, и Евгения, с его планами личного благополучия, то уже в конце первой части дистанция между ними резко сокращается. Забывший о собственной безопасности, охваченный тревогой за судьбу близких, Евгений нравственно вырастает в глазах читателя, вызывает его сочувствие. Герой становится олицетворением несчастных и обездоленных людей-жертв наводнения. И это возвышение Евгения закреплено в символическом рисунке поэмы. Сидя среди бушующих волн "на звере мраморном верхом", герой становится в этот миг как бы подобием великана Петра, отчасти уравнивается с ним в масштабах. Затем уже во 2-ой части Евгений совершает героический поступок, отправившись в лодке "чрез волны страшные" к ветхому домику "у самого залива" - жилищу своей невесты Параши. Потрясение его при виде катастрофы таково, что он сходит с ума. Смятенный ум Евгения не переносит "ужасных потрясений", пережитых им, - ужасов наводнения и гибели его близких. Он становится чужд свету, живет, не замечая ничего вокруг, в мире своих дум, где постоянно раздается "мятежный шум Невы и ветров". Хотя Пушкин и называет теперь Евгения "несчастным", но все же дает понять, что безумие как-то возвысило, облагородило его. Наконец в кульминации поэмы, в момент когда "прояснились в нём страшно мысли", герой, "злобно задрожав", обращается с прямой угрозой к Медному всаднику -"державцу полумира":"Добро, строитель чудотворный! – Шепнул он, злобно задрожав, – Ужо тебе!..»Эти слова являлись своеобразным маленьким бунтом, восстанием «маленького» человека против власти. В «Капитанской дочке» конфликт человека и власти заключается в самозванстве Пугачева, который не только выдает себя за государя, но и намеревается завладеть страной. В какой-то степени герой понимает, что он всего лишь самозванец. Он чувствует свою обреченность и живет только надеждой на будущее. Пугачевский бунт – самый страшный и широкий бунт в истории русского народа. А. С. Пушкин погружает нас в особую атмосферу, что царила тогда в нашей стране. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. При этом он придерживался убеждений, согласно которым в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”. Сначала образ мятежного народа возникает очень смутно – только из обрывков разговоров. Однако события развиваются достаточно стремительно. Очень скоро то, что было лишь догадками, намеками, отдаленными по времени событиями, возникает вдруг отчетливо и ясно при получении капитаном Мироновым письма о начале бунта.Народ в то смутное время волновался, роптал, но этот ропот не находил себе выхода. Как раз в этот период объявился Пугачев, выдававший себя за императора Петра III. Он оказался в нужном месте в нужное время. Будучи от природы наделен качествами лидера, Пугачев сумел повести за собой огромные массы народа. Рассказывая о неправедности самозванца, Пушкин, тем не менее, противопоставляет ей разумную власть монарха. Екатерина Вторая дана в «Капитанской дочке» традиционно, культурно – она словно «срисована» с известных описаний. Пушкин характеризует ее как степенную, умную, а главное – милосердную и понимающую женщину, которая управляет своим государством правильно и разумно.