Дидактический материал по грамматике, правописанию и развитию речи. Работа над сочинением.


Дидактический материал по грамматике, правописанию и развитию речи.
Работа над сочинением.
Составила:
Малышева Валентина Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ СШ № 17, город Красноярск
…Подготовительные упражнения.
№1.
Разделите текст на предложения.
Расставьте нужные знаки препинания.
Подчеркните главные члены предложения.
Сегодня мы пришли в школу прозвенел звонок мы вошли в класс радостно встретила нас учительница
№2
Долгие месяцы зимуют наши птицы на чужбине там они никогда не поют птица поёт на родине
№3
Выпишите пары слов, связанные вопросами КОГО? КОМУ? КАКАЯ?
( Образец). Ждет ( кого?) нас.
Ждет нас дорога широкая, ясная.
Честно народу мы будем служить.
Здравствуй, Отчизна родная, прекрасная!
Радостно нам и учиться и жить.
С. Богомазов.
№ 4
Прочитайте.
Выпишите в один столбик одушевлённые предметы, а в другой- неодушевлённые предметы.
Мы любим нашу Родину. Мы любим её поля, леса, горы и реки, города и сёла. В нашей стране живут разные народы: русские, украинцы, татары, армяне, узбеки, казахи, китайцы и другие народы. Все люди горячо любят свою Родину. Все трудятся, чтобы Родина стала богаче и лучше.
№ 5
Прочитайте и озаглавьте рассказ.
Спишите его, вставив пропущенные буквы.
Вечером мы возвращ…лись домой. Нач…лась гр…за. Гремел гром. Сверкала молния. Ветер яростно качал д…ревья.
Подчеркните слова, обозначающие действия.
№ 6.
Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие названия действий.
Путник бодро ……….. по улице.
Заяц………… по полянке.
Усталая кляча еле…………. по дороге.
Автомобиль……….. нам навстречу.
Ракета……….. в космос.
Слова для вставки: летит, тащится, бежит, шагает, мчится.
№ 7
Выпишите слова, обозначающие названия признаков, вместе с названием предметов.
Напишите вопросы, на которые они отвечают.
( Образец): Берёза (какая?) белая.
Берёза, моя берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза моя кудрявая!
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные.
Под тобой, берёзонька,
Трава шелковая.
№ 8
Выпишите в один столбик
существительные,
в другой – глаголы,
а в третий- прилагательные.
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.
Е. Трутнева
№ 9.
Выпишите в алфавитном порядке гласные буквы, не повторяя их.
Чтоб совсем, совсем счастливой
стала жизнь родной страны,
мы должны дружить с наукой,
быть упорными должны.
№ 10
Выпишите в алфавитном порядке согласные буквы, не повторяя их.
Ни грозы, ни тучи орлам не страшны.
Мы правдой могучи, свободой сильны.
Круты наши взлёты, отважны дела.
От нашей заботы земля расцвела.
№ 11
Спишите. Разделите слова для переноса.
Огород, овощи, огурец, морковь, горох, яблоко, ягода, урожай, молоток, топор, лопата.
№ 12
Измените слова по образцу, разделите их для переноса.
Образец. Медведи- мед-ведь.

Зайцы, олени, лебеди, голуби, журавли, караси, окуни, сухари, тетради, портфели.
Подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
№ 13
Спишите слова с ЖИ-ШИ, затем с ЧА-ЩА, потом с ЧУ-ЩУ
Шиповник, щавель, шипы, роща, чаща, шина, часовщик, дрожжи, ширма, чулан, чужбина, жемчуг, чайник, чудак, жилет, щука.
№ 14.
Поставьте слова во множественное число.
(Образец). Огонёк- огоньки.
Уголёк, уголок, кулёк, зверёк, пенёк, денёк, стебелёк, мотылёк, василёк, кренделёк.
2… Подготовка к сочинению.
№ 15.
Упражнение на замену повторяющихся слов
Рассказ «ЁЖ»
Вырыл ёж на зиму нору под деревом. Хороша нора, только постельки нет. Побежал зверёк за постелькой. Нашёл колючий ёж листья и давай кататься по земле. Листья пристали к иголкам ежа.

1.Подбор синонимов к данным словам ( отважный, храбрый, смелый).
2. Подбор антонимов к словам.
3.Составление предложений с указанными заранее словами и выражениями.
4. Подбор предложений по теме: «Пасмурная осень»
«Солнечная осень»
«Золотая осень»
5.Коллективное сочинение-описание « О котёнке»
№ 16.
1.Образуйте фамилии от имён:
Пётр, Фёдор, Иван, Василий, Валентин, Егор, Николай, Максим, Александр.
2.Образуйте отчества от имен.
3.Образуйте фамилии от слов:
---Воробей, соловей, голубь, муравей, дятел, волк.
---Кузнец, садовник, рыбак, коваль, галка, ворона, сорока, орёл, чиж, ястреб.
---Окунь, ерш, карп, сом.
---Любимый, быстрый, светлый, черный, красный.
---Василек, роза, ромашка.
№ 17
Памятка работы над сочинением.
Обдумайте тему сочинения.
Определите, о чем следует писать.
Продумайте основную мысль сочинения. Напишите наброски.
Продумайте первый вариант своего сочинения.
Раскрыта ли тема?
Зачеркните ненужное (лишнее), дополните нужным.
Обратите внимание на язык сочинения.
Внесите исправления.
№ 18
Работа над ошибками сочинений и изложений.
ВОТ ВИДЫ ОШИБОК, КОТОРЫЕ НАДО ИСПРАВЛЯТЬ.
Повторение одинаковых слов надо устранить, заменить другими.
Нарушение сочетательности слов.
Употребление слов без учета оценочной окраски.
Употребление просторечных слов и словосочетаний.
Пропуск морфем.
Образование формы множественного числа существительных, которые употребляются только в единственном числе. (Съел два супа).
Нарушение согласования словосочетаний.
Неудачный порядок слов.
Нарушение смысла.
Удвоение подлежащего.
11 Употребление глаголов в несоотнесенных временных и видовых формах.
12.Неумение находить границы предложений.

3… Сочинение сказок.
Какое лицо у Осени?
Лицо у Осени бывает разное. Оно то хмурое и сердитое, то солнечное и приветливое. Губы яркие, как листья березки или клена. Волосы у нее нежно-золотые. Глаза у Осени бывают грустными. Она часто плачет.
Какое лицо у Весны?
У меня лицо всегда ясное, радостное. Мое лицо украшают веснушки. У меня звонкий, чистый голос. Слез я почти не лью. Губы у меня нежные, алые, как гранат. Косы мои голубовато-зеленоватые. Я- Весна – Красна!
№ 20.
Темы сочинений.
Что бы мне шепнул Ручей?
Что бы мне сказала Парта?
Что ты знаешь о Квадрате?
Что ты знаешь о треугольнике или любой другой фигуре?
Что ты знаешь о существительном?
Сказка о математических знаках.
Роль математики в твоей жизни.
Что я знаю о лисице?
Что бы мне рассказала капелька дождя?
Снегопад.
Листопад.
Жила-была Баба-Яга, добрая-предобрая.
Для чего нужно Солнце?
Как зимуют звери в лесу?
Хочу все знать.
Могут ли Белки жить в воде?
О чем чирикнул Воробей?
Где бы я хотел побывать?
Почему нельзя разорять птичьих гнезд?
Что общего у Волка и Кошки?
Моя сказка…