Обобщение опыта по теме: Формирование личности с активной гражданской позицией


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
города Набережные Челны
Республики Татарстан







Формирование личности с активной гражданской позицией


автор:
Гайфуллина Альбина Ханифовна
учитель татарского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №10»







Содержание:
1. Введение.. 2
2. Обобщение опыта 3
3. Библиографический список... 7
4. Приложение 8
























Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамотные люди, которые были бы готовы учиться и работать на его благо, а в случае необходимости стать на его защиту. Отечественная история, её героические события, образы выдающихся деятелей утратили силу нравственного идеала. Между тем необходимость в духовности и патриотизме особенно велика в современной России, находящейся на крутом историческом переломе. Успешный ход реформ не возможен, если система формирования и развития подрастающего поколения будет лишена духовно-нравственных основ, особенно любви к своему Отечеству.
Последние десятилетия развития России, к сожалению, ознаменовались такими негативными процессами, как падения чувства патриотизма в духовной и социальной жизни общества, размыванием национального самосознания, снижением чувства единства и человеческого достоинства. В условиях современного развития идея патриотизма может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции, устремления молодёжи, её готовность и способность к активным действиям для блага Отечества.



























Одной из основных направлений моей работы является патриотическое воспитание школьников: любовь к родной стране, мотивация сохранения и развития культурного, исторического и природного наследия своего народа. Патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.
Главной идеей является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы. В условиях многонациональной Республики Татарстан, воспитание гражданина-патриота ориентировано на формирование высокой культуры межличностных отношений, уважение к правам и достоинству всех национальностей, чувство толерантности и добрососедства.
В своей работе опираюсь на знания учащихся по таким предметам как история Отечества, обществознание, истории Татарстана и родного края, родной язык и литературу, основы безопасности жизнедеятельности.
Целью моей работы является «Воспитание достойного гражданина своей Родины». Исходя из поставленной цели, были сформированы следующие задачи:
1. Способствовать формированию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, через историю семьи, школы, города края.
2. Развивать познавательную активность учащихся через участие в районных, городских и республиканских конкурсах и смотрах.
3. Способствовать формированию положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни, через спортивно-оздоровительную деятельность.
4. Способствовать формированию творческой личности, через коллективно-творческую деятельность класса.
Выполнение данной работы осуществляю на своих уроках татарского языка и литературы, классных часах и внеурочное время. Где учащиеся знакомятся с историей нашего города, края, республики, страны. Учатся находить нужную информацию, разрабатывают и оформляют различные творческие задания. Регулярно провожу театральные постановки, где учащиеся изучают культуру разных народов, проживающих в нашей республике, принимают активное участие в разработке сценариев внеклассных мероприятий, в разработке костюмов, декораций.
Для достижения результата использую здание школы, школьный музей, актовый зал, спортивный зал, стадион школы, парк культуры и отдыха поселка ГЭС.
Для эффективной реализации данной работы привлекаю педагогов дополнительных учреждений, учителей физкультуры и искусства, школьного психолога, педагога-организатора, социального педагога.
В своей работе сотрудничаю с различными учреждениями города. Работаю с Музеем истории города, где проводятся внеклассные мероприятия, по заранее запланированным темам. Большую помощь оказывает центральная городская библиотека, где учащиеся могут найти интересующие их материалы по определённым темам, учатся работать с каталогами. Большую помощь в работе оказывает ДК «Энергетик», где ребята просматривают художественные фильмы по истории нашей Родины, посещают различные концерты и встречи. А так же мы сотрудничаем с МАОУДОД «ЦДТ №16 «Огниво», МАОУДОД «ДПО «Подросток», МАОУДОД «Детский морской центр №9, МАОУДОД ГДТДиМ №1.
Для того чтобы воспитать сильную духом личность, нужно заботиться и о его здоровье. В этом нам помогает бассейн «Дельфин», парк культуры и отдыха посёлка ГЭС, где регулярно проводятся различные спортивные соревнования и игры.
Для успешной реализации работы придерживаюсь следующих принципов:
- личностно-ориентированный подход – помогает в процессе самоуправления, саморазвития и самореализации личности учащегося;
- принцип системности – позволяет успешно реализовывать цели и задачи;
- принцип научности – позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
- принцип педагогической поддержки – необходим для помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

Предполагаемый результат:
1 год
Учащиеся должны знать:
- что такое Родина
- символы, ритуалы города, РТ и РФ
- кодекс юного челнинца
- историю своей семьи, города
- знать права ребенка
- факторы, способствующие укреплению здоровья
- государственная власть в РТ и РФ
- правила поведения школьника

Учащиеся должны уметь:
- общаться со сверстниками, уважительно относиться к взрослым
- строить свои поступки в соответствии с кодексом юного челнинца
- выполнять данные ему поручения
- оказать первую медицинскую помощь
- знать и уважать прошлое своего Отечества, народа, края и семьи;
2 год
Учащиеся должны знать:
- знать историю края, республики, страны
- символы и ритуалы стран мира
- отличительные знаки рода войск России
- здоровьесберегающие технологии
- деятелей культуры Республики Татарстан
- героев своей страны
Учащиеся должны уметь:
- строить бесконфликтные отношения со сверстниками
- анализировать свою деятельность и деятельность своих сверстников
- организовывать и планировать свою деятельность
- дать оценку происходящим событиям
В своей работе придерживаюсь нескольких направлений и в соответствии с ними были разработаны следующие темы занятий.

Тема. Я - патриот и гражданин России.
Моя малая Родина.
«Я живу на улице Героя»
Служу Отечеству.
Символы и ритуалы Отечества.
«Моя семья причастна к той Победе»
Тема. Мы за здоровый образ жизни.
«Душа обязана трудиться» Любимое творческое дело.
Умение управлять с собой.
Жить мы будем Система оздоровления.
«Мы с тобой пойдем в поход»
Первая медицинская помощь.
Тема. Знакомимся с национальной культурой
Моя многонациональная Республика.
Муса Джалиль – сын своего народа.
В дружбе наша сила.
Жемчужины Татарстана.
Школа национального театра.
Тема. Познаём себя.
Хочу, чтоб было так (участие в делах класса)
Подари улыбку другу.
Остров фантазеров.
Я и мое будущее.
«Вот и стали мы на год взрослей»
В своей работе использую следующие формы работы:
откровенный разговор, деловая игра, соревнования, ролевая игра, «Вертушка», беседы, встречи, театрализация, веселые старты, поход, экскурсия, т.д. Всё это позволяет добиться поставленных целей, раскрыть и развить способности учащегося.
Использую различные виды деятельности: поисковую, проектную, экспериментальную, информационно-коммуникативную и коллективно-творческую деятельность (КТД)
В своей работе активно использую наглядный, словесный, проектный, практический метод.
С целью прослеживания результатов, провожу различные виды диагностики: анкетирование, тесты. При дальнейшей свое работе учитываю желания и предложения учащихся.
Библиографический список:
1. А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев «Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников», Москва, 2007г.
2. «Вестник НГПИ» Сборник научно-методических трудов, Набережные Челны, 2008г.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ 2006-2010 годы», Москва, 2006 г.
4. В.И. Лутовинов «Патриотическое воспитание молодёжи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодёжью, Москва, 2001г.
5. И.А.Агапова, «Патриотическое воспитание в школе», Москва, 2002г.

































Примерный план мероприятий (1 год)
№ п./п
Содержание мероприятия
Предполагаемые результаты ЗУН
Место проведения

1.
Участие в городской военно-патриотической программе «Салют, Победа»:
- конкурс визиток «Челны – город Побед!»;
- военно-спортивная игра «Огненная дуга»;
- конкурс рассказов о ветеранах, проживающих в Челнах «Я живу на улице героя»;
Конкурс рисунков «Подвигу народа жить в веках!»;
- конкурс поэтического слова «Ради жизни на земле!»;
- конкурс инсценированной гражданско-патриотической песни «Защитникам Родины славу поем!»;
- смотр строя и песни «Служим Отечеству!»;
- «Эстафета памяти» у вечного огня.
Формирование у учащихся гражданского самосознания;
Развитие познавательного процесса;
Умение работать индивидуально и в группе;
Умение составлять план действий;
Воспитывать целеустремлённость, желание добиться высоких результатов;
Создавать условия для самореализации учащихся через участие в различных конкурсах;

МАОУДОД «ЦДТ №16 «Огниво»;


2.
Проведение уроков мужества и классных часов:
«Я – гражданин России»; «Государственная символика РФ и РТ»;
«Символы российских городов»;
«Моя малая Родина»;
«Национальные традиции»; «Природные святыни России»; «Листая страницы истории»; «Поклонимся великим тем годам»;
«С чего начинается Родина?»; «Я бы с песни начал свой рассказ»
Развитие познавательного интереса к истории Отечества, своего края, города, школы, семьи;
Знание государственной символики;
Воспитание коммуникабельности, толерантности, культуры общения;

на базе школы №10;
городская библиотека;
Музей истории города.

3.
Просмотр художественных фильмов о войне
Развитие познавательного интереса к истории Отечества;
Расширение знаний о жизни, умение применять их в коллективном творчестве;
ДК «Энергетик»

4.
Вечер встречи с ветеранами тыла
Развитие творческих способностей;
Развивать навыки коммуникативного общения;
на базе школы №10

5.
Музейно-педагогические часы:
«Край родной мой Татарстан»;
«Челны в годы ВОВ»;
«Дети войны»;
«Особенности быта русских и татар»;
«Национальные праздники народов живущих в Татарстане»
Расширение кругозора;
Систематизация знаний;
Воспитывать интерес к художественному и театральному, поэтическому искусству, изобразительной деятельности;
Музей истории города

6.
Часы здоровья:
- посещение бассейна;
- игры на свежем воздухе;
- катание на лыжах и коньках.
Укрепление здоровья учащихся;
Развитие потребности вести здоровый образ жизни;
бассейн «Дельфин»;
стадион и спорт. Зал школы №10

7.
Участие в декаде, посвященной памяти поэта-героя М.Джалиля:
- классный час «Джалиль – сын своего народа»;
- конкурс стихов поэта;
- конкурс рисунков;
Развитие познавательного интереса к истории родного края, республики;
Воспитывать целеустремленность, желание добиваться высоких результатов;
Создавать условия для самореализации, через участие в конкурсах;
на безе школы №10;

8.
Историческая игра – викторина « Никто не забыт, ничто не забыто»
Приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности и национального самосознания;
Музей истории города;
Школа №10

9.
Участие в концерте для ветеранов тыла
Уважение к старшему поколению;
Расширять знания о жизни, применять их в коллективном творчестве;
Развивать творческие способности учащихся;
на базе школы №10

10.
Посещение городской библиотеки
Умение работать со словарями, специальной и научной литературой.
Городская библиотека

11.
Экскурсия в город Елабуга
Знакомство с историей родной Республики, города;
Обучение культуре поведения на основе управления собой;
Умение работать в коллективе;
Развитие дисциплины, ответственности;
Организация экскурсии при поддержке родителей и администрации школы №10

12.
Большой вальс
Привлечение школьников к занятиям спортивными танцами
МАОУДОД ГДТДиМ №1




Примерный план мероприятий (2 год)

№ п/п
Содержание программы
Предполагаемые результаты ЗУН
Место проведения

1.
Участие в городской военно-патриотической программе «Звезда»:
- акция «Ветеран живёт рядом»
- военно-спортивная игра «Поиск диверсантов»;
- конкурс «Родословная моей семьи»;
- конкурс плакатов «Мир вокруг нас»;
- зимняя военизированная полоса препятствий «Снежный десант»;
- смотр песни и строя «Отечества славные сыны»;
Приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности и национального самосознания;

- МАОУДОД «ДПО «Подросток»;


2.
Проведение уроков мужества и классных часов:
«Я живу в России»; ««Государственная символы страны»;
«Города-Герои»;
«Набережные Челны моя Родина»;
«Национальные обычаи»; «Забытые страницы истории»; «Символы нашего края»;
«Этот май мы не забудем никогда!»
Формирование нравственного самосознания, ответственности и обучения культуре поведения;
Изучение символики страны;

на базе школы №10;
городская библиотека;
Музей истории города.

3.
Участие в военно-патриотической игре
«Военно-спортивное многоборье»:
- военно-спортивная игра «Рейд по тылу врага»;
- игра «Острова здоровья»;
- зимняя спортивная игра «Гонка патрулей»;
- военно-спортивное ориентирование «Военная тропа»

Формирование у учащихся гражданского самосознания;
Умение работать индивидуально и в группе;
Умение составлять план действий;
Воспитывать целеустремлённость, желание добиться высоких результатов;
Создавать условия для самореализации учащихся через участие в различных конкурсах;
МАОУДОД «Детский морской центр №9»

4.
Музейно-педагогические часы:
- «Герои Великой Отечественно войны»;
- «Сокровища Татарстана»;
- «От героев былых времён»;
- «Улицы моего города»;
- «Мы этой памяти верны»
Развитие познавательного интереса к истории Отечества, своего края, города, школы, семьи;
Воспитание коммуникабельности, толерантности, культуры общения;
Музей истории города.

5.
Часы здоровья:
- посещение бассейна;
- игры на свежем воздухе;
- катание на лыжах и коньках.
Укрепление здоровья учащихся;
Развитие потребности вести здоровый образ жизни;
бассейн «Дельфин»;
стадион и спорт. Зал школы №10.

6.
Участие в декаде памяти, посвященной «Героям джалиловцам»
Создать интерес к
изучению жизни герое своего края;
на базе школы №10;

7.
Посещение городской библиотеки
Умение находить, систематизировать нужную информацию. Работа с каталогами.
Городская библиотека;

8.
Просмотр художественных фильмов о войне
Развитие познавательного интереса к истории Отечества;
Воспитывать художественный, эстетический вкус, умение понимать прекрасное;

ДК «Энергетик»

9.
Городская игра «Военная тропа»
Пропаганда военно-прикладных видов спорта;
Привлечение внимания учащихся к судьбе поэта-героя;
Актуализация работы по изучению ВОВ;
МАОУДОД ГДТДиМ №1



10.
Экскурсия в город Казань
Знакомство с историей родной Республики, города;
Обучение культуре поведения на основе управления собой;
Умение работать в коллективе;
Развитие дисциплины, ответственности;
Организация экскурсии при поддержке родителей и администрации школы №10

11.
Городская военно-патриотическая игра
«Патриоты Челнов»:
- конкурс стихов и песен о маме «Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе»;
- конкурс рисунков «Моя мама самая красивая!»;
- конкурс сочинений «Мама»
- конкурс визиток «Герои – выпускники нашей школы»;
- интеллектуальная игра викторина «История Российского воинства»;
конкурс стихов и песен «Непобедимая и легендарная»;
- поисковая работа «Моряки-подводники нашего города»;
- интеллектуальная игра-викторина «Потаённому судну – быть!»;
- конкурс поделок о подводном флоте «Субмарина»
- фотоконкурс «Экологический патруль»;
- конкурс макетов и графических проектов благоустройства береговой территории Набережных Челнов
- экологическая акция «Чистая гавань»
Способствовать формированию самооценки учащихся;
Воспитание нравственных ценностей путем приобщения учащихся к различным видам творческой деятельности;
Развитие познавательного интереса к истории Отечества, своего края, города, школы, семьи;

МАОУДОД «Детский морской центр №9


12.
Большой вальс
Привлечение школьников к занятиям спортивными танцами;
МАОУДОД ГДТДиМ №1












13 PAGE 14115



15