Технологическая карта урока географии на тему Мировой океан- главная часть гидросферы (5 класс)


Технологическая карта урока
учитель географии МБОУ ООШ № 18 п. Солони
Ложкина Анжелика Валерьевна
Мировой океан – главная часть гидросферы.
Тип учебного занятия — урок-игра.
Оборудование: учебник (п 16, с. 90-95, рабочая тетрадь с. 44-46, атлас «Физическая карта полушарий»,»Мировой океан», «Физическая карта России», глобус, интернет –ресурсы.
Цель урока: установление особенностей Мирового океана.
Задачи урока: 1. Изучить строение Мирового океана
2. Установить отличительные особенности различных частей океана.
№ урока Тема учебного занятия Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Учащийся научится Учащийся получит возможность научиться Учащийся научится Учащийся получит возможность научиться 22 Мировой океан-главнаая часть гидро-сферы. Объяснять существенные признаки понятий «океан», «море». Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов, объяснения происхождения названий океанов и морей, островов, архипелагов и полуостровов, заливов и проливов; проводить исследования гидронимов Использовать способы запоминания названий географических объектов Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; создавать игру «Знатоки морских названий»; создавать в Дневнике географа-следопыта топономические страницы Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности.
Базовое содержание урока Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) Ценностный компонент урока Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания 1. Организационно-мотивационный этап урока
Определение темы урока 1.На какую составную часть гидросферы приходится наибольшее количество воды на Земле?
2. Назовите и покажите на физ.карте полушарий (с.8-9) известные вам океаны и их части. Перечислите материки Земли и океаны, омывающие их.
3. Как вы думаете, какова тема урока?
4. Для чего современному человеку знание особенностей Мирового океана? 1.Вспоминают, что большая часть гидросферы приходится на солёные воды океана (около 96% от общего объема вод планеты).
2.Называют и показывают на физ.карте известные им океаны и материки.
3.Определяют предмет изучения – Мировой океан и тему урока: «Мировой океан – главная часть гидросферы».
4.Высказывают различные предположения. Формулируют тему урока.
Определяют значение темы при изучении данного раздела. Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки Насколько, по вашему мнению изучен Мировой океан? В чём причина такой ситуации? Сформулируйте цель урока. Говорят о недостаточной изученности Мирового океана. Определяют цель урока : установить особенности Мирового океана Формулируют цель урока Формулирование задач урока 1.Определите основные задачи урока (подумайте, что нужно сделать, чтобы установить особенности Мирового океана).
2.На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке? 1.Формулируют основные задачи урока:
- Изучить строение Мирового океана
- Установить отличительные особенности различных частей океана.
2. Придумывают вопросы. Определяют основные задачи урока. 2. Процессуально-содержательный этап урока
1.Размеры Мирового океана. 1.Посмотрите на глобус. Определите, океаны или суша занимают большую часть поверхности Земли.
2.Прочитайте пункт «наша планета: земля или океан» с. 90. Выполните задание № 1 в рабочей тетраде с. 44. Каково соотношение поверхности суши и поверхности океана?
3. На основе построенных диаграмм сформулируйте вывод о том, справедливо ли нашу планету называют Землёй. Запишите вывод в рабочую тетрадь с. 44. 1. Отмечают, что океаны занимают большую часть поверхности Земли.
2.Читают текст учебника. Определяют соотношение поверхности суши и поверхности Мирового океана: 29% и 71% т.е. 1 к 3. На первой диаграмме указывают, какую часть поверхности Земли занимают суша, а какую – океан. Затем сравнивают объём нашей планеты и объём вод Мирового океана (Мировой океан составляет 1/800 часть от объёма Земли).
3.Формулируют вывод и записывают его в тетрадь. Осознают соотношение
размеров суши и воды. 2. Части Мирового океана 1. Используя физическую карту полушарий с. 8-9 атласа, попробуйте совершить кругосветное плавание из морского порта, ближайшего к вашему населенному пункту. Что вы можете наблюдать?
2.Какие вы знаете части Мирового океана?
3.Работа в группах (4 группы по количеству океанов). На рис.58 (с.91 учебника) представлены основные характеристики океанов: площадь и средняя глубина. Используя интернет-ресурсы, рисунки учебника, и карты атласа (с. 8-9, 14-15) составьте описание океана по плану:
1. Происхождение океана.
2.Площадь океана
3. Материки, которые омывает океан.
4.Средняя глубина (по сравнению с глубиной других океанов)
5. Максимальная глубина океана.
4. На доске составьте рейтинг океанов по их основным характеристикам (площади и средней глубине) 1. Определяют, что Мировой океан представляет собой единое водное пространство, которое окружает материки и острова.
2.Называют Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый океаны.
3. Составляют описание океанов, используя данные, представленные в учебнике и в атласе.
Пример:
Фернан Магеллан назвал его Тихим, т.к. в течение всего времени плавания стояла спокойная погода.
Площадь – 180 млн км(2)(самый большой по площади среди океанов Земли).
Омывает Евразию, Австралию, Северную и Южную Америку, Антарктиду.
Средняя глубина – 3980 м (самый глубокий океан).
Максимальная глубина – 11022 м(Марианский жёлоб).
4. Составляют рейтинг океанов.
По площади:
Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
По глубине:
Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый. Выделяют признаки, определяющие единство Мирового океана 3. Береговая линия 1.Посмотрите на физическую карту полушарий с. 8-9. Совершите плавание вдоль побережья Африки. Определите, насколько сильно изрезана береговая линия материка (на интерактивной доске проведите указкой вдоль побережья Африки и назовите встречающиеся вам элементы береговой линии).
2. Посмотрите на физическую карту полушарий. Приведите примеры морей, найдите и покажите их на карте. На контурной карте России подпишите моря.
Назовите общие особенности морей
Чем моря отличаются от заливов, проливов?
Составьте определение понятия «море»
Сравните составленное вами определение с представленным в учебнике (с.91). установите, какие отличительные особенности морей вы не указали.
3.Подумайте, какие виды морей выделяются по степени изолированности от открытого океана и особенностям вод. При необходимости пользуйтесь материалом учебника с. 91 и физической картой полушарий. Приведите примеры морей различных видов, найдите и покажите их на карте.
4. В учебнике найдите определения таких частей мирового океана, как залив и пролив. В чём их различие? Приведите примеры заливов и проливов, найдите и покажите их на карте.
5. Выполните задание № 2 в рабочей тетраде. 1. Определяют, что слабая изрезанность берегов – одна из характерных особенностей африканского континента. Называют следующие элементы береговой линии: Гибралтарский пролив, Средиземное море, Красное море, Аденский залив, полуостров Сомали, Мозамбийский пролив, остров Мадагаскар, Гвинейский залив.
2. Приводят примеры: Красное, Аравийское, Карибское, Средиземное, Чёрное и т.д. Показывают их на карте.
Они являются частью океана
Обособленность от океана участками суши (заливы и проливы свободно сообщаются с основной частью водоёма)
Составляют определение: море – часть океана, обособленная участками суши или поднятиями дна.
Дополняют составленное определение: море – часть океана, обособленная участками суши или поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами.
На контурной карте на доске подписывают моря России по одному.
3. Высказывают различные предположения. Опираясь на карту и текст учебника, выделяют два вида морей: внутренние и окраинные. Приводят примеры внутренних (Средиземное, Чёрное, Балтийское, Красное) и окраинных морей (Баренцево, Берингово, Карское и т.д.).
4.Зачитывают определения. Указывают, что залив – это участок водной поверхности океана, моря, озера, вдающийся в сушу, но свободно сообщающийся с основной частью водоёма, а пролив – узкое водное пространство, ограниченное сушей с двух сторон. Примеры: заливы- Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский ит.д.; проливы – Берингов, Магелланов, Мозамбийский и т.д. Показывают на карте.
5. Вставляют пропущенные слова в определение «Мировой океан» и заполняют схему «Части Мирового океана». Составляют определение понятия «море»
4. Суша в океане. Работа с картой «Физическая карта полушарий» с. 8-9 атласа
1.Как называется участок материка или острова, глубоко вдающийся в океан? Опираясь на физическую карту полушарий, составьте определение «полуостров». Найдите и покажите на карте полуострова. Определите, какой полуостров является крупнейшим на Земле? Частью какого материка является?
2. Найдите на карте небольшие по размеру изолированные участки суши в океане. Как они называются? Найдите и покажите на карте острова. Какой остров является крупнейшим на Земле?
3. Опираясь на текст учебника с. 92 выделите виды островов. Найдите и покажите на карте острова различных видов.
4. Найдите на карте группы островов, расположенных близко друг к другу. Как называется такое скопление островов? Приведите примеры архипелагов и покажите на карте.
5. Выполните задание № 3 в рабочей тетраде с. 45-46. Составьте вопросы об островах, которые представлены в задании. 1.Называют: полуостров. Составляют определение: полуостров – участок материка или острова, окруженный с трёх сторон водой, а четвёртой стороной соединенный с сушей. Находят полуостров на карте, показывают на карте: Сомали Скандинавский, Лабрадор, Камчатка и др. Определяют, что крупнейший полуостров Аравийский, является частью материка Евразия.
2. Говорят об островах. Находят на карте и показывают их: Мадагаскар, Суматра, Тасмания, Куба и др. Определяют, что крупнейшим островом является Гренландия.
3. Выделяют материковые, океанические, коралловые острова. Приводят примеры: материковые – Гренландия, Мадагаскар; океанические – Азорские, Гавайские; коралловые – Большой Барьерный риф. Показывают на карте.
4.Определяют, что группа островов – архипелаг. Называют и показывают на карте Японские, Филиппинские, Новую Зеландию, Большие Антильские острова и др.
5.Вставляют пропущенные слова в предложения. Определяют острова по их контурам. Заполняют таблицу «Виды островов».
Составляют вопросы:
Каким по происхождению является о.Гренландия?
Каким проливом отделен о.Мадагаскар от Африки?
К какому архипелагу относится о. Калимантан?
Какой остров является вторым по величине на Земле?
Осознают целостность Мирового океана с крупными (континентами) и мелкими (островами) элементами суши. Составляют вопросы об островах.
3. Рефлексивный этап урока
Рефлексия эмоционального состояния. Приём «Закончи фразу».
1.На уроке я работал (активно/неактивно).
2.Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
3. Урок мне показался (коротким / длинным).
4. Материал урока мне был (понятен / не понятен, интересен / не интересен).
5. Моё настроение в течение урока (улучшилось / ухудшилось) Выражают своё мнение об уроке письменно (подчёркивают нужный вариант на предложенных листах) или устно проговаривают ответы. Выражают своё отношение к работе на уроке. 4. Этап закрепления и первичной проверки
1. Первичная проверка знаний. Тестирование .
1.Какое из перечисленных морей омывает берега России?:
А) Белое; Б) Аравийское; В) Средиземное; Г) Красное
2. Какие из перечисленных морей относятся к окраинным?
А) Баренцево; Б) Красное; В) Азовское; Г) Карское
3. Расставьте океаны Земли в порядке уменьшения их площади
А) Индийский; Б) Тихий; В) Северный Ледовитый;
Г) Атлантический.
4. Установите соответствие между частью Мирового океана и её названием
А) Гвинейский 1.Канал
Б) Панамский 2.Пролив
В) Дрейка 3.Залив Выбирают правильные ответы:
1.А
2. А, Г
3. БГАВ
4. А-3, Б-1, В-2 Осуществляют самоконтроль 2. Закрепление географических умений. Игра «Географическая почта».
На интерактивной доске представлены четыре почтовых ящика: «Тихий океан», «Атлантический океан», «Индийский океан», «Северный Ледовитый океан». Ниже расположены названия морей, заливов, островов, архипелагов.
Моря:
Саргассово, Росса, Южно-Китайское, Средиземное, Аравийское, Баренцево.
Заливы:
Бенгальский, Гвинейский, Аляска, Гудзонов, Бискайский, Большой Австралийский.
Острова:
Мадагаскар, Великобритания, Врангеля, Новая Гвинея, Куба, Шри-Ланка.
Архипелаги:
Филипиннские острова, Земля Франца-Иосифа, Японские острова, Большие Антильские острова, Шпицберген.
Подготовьте свои варианты игры по теме «Мировой океан».
Распределение географических объектов по ящикам.
Тихий океан: Южно-Китайское море, залив Аляска, о.Новая Гвинея, Японские острова, Филиппинские острова, море Росса
Атлантический океан: Саргассово море, Средиземное море, Бискайский залив, Гвинейский залив, о. Великобритания, Куба, Большие Антильские о-ва.
Индийский океан:
Аравийское море, Бенгальский залив, Большой Австралийский залив, о.Мадагаскар, Шри-Ланка.
Северный Ледовитый океан:
Баренцево море, Гудзонов залив, о.Врангеля, архипелаг Шпицберген. Составляют свои варианты игры по теме.
5. Объяснение домашнего задания
Обязательное задание 1.Ознакомьтесь с материалами Школы географа-следопыта (с.93-94). Используя интернет-ресурсы, а также энциклопедии и географические словари, выясните происхождение названий интересующих вас географических объектов – частей Мирового океана, участков суши в океане.
2. Ответьте на вопросы № 1-4 после п. 16 (с. 95 учебника)
3.Выпишите в рабочую тетрадь (с. 47-49) географические названия, которые используются в тексте п. 16, узнайте о происхождении этих названий. Формулируют уточняющие вопросы учителю Дополнительное задание (по выбору). 1.Составьте маршрут морского путешествия из Индийского океана в Атлантический, используя карты атласа. Какие интересные места вы встретите по пути? Подберите фотографии этих мест и сделайте фотоколлаж.
2. Прочитайте один из романов Ж.Верна («20 тысяч лье под водой» или «Таинственный остров»). На основе содержания одного из романов составьте рассказ о своих морских приключениях. Изучают физическую карту полушарий, энциклопедии, географические словари, интернет-ресурсы Составляют маршрут путешествия. Подготавливают фотоколлаж.
Составляют рассказ о морских приключениях.