Конспект воспитательного часа на тему Нужны ли школьнику карманные деньги и как их можно потратить


Тема: «Нужны ли школьнику карманные деньги и как их можно потратить?»
Цель: 
1. Коррекционно-образовательная: Сформировать у обучающихся представление о роли денег в нашей жизни.
2. Коррекционно - развивающая: Способствовать коррекции и развитию мыслительной деятельности.
3. Коррекционно-воспитательная: Воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: Мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук, колонки, флэшка) конверты, жетоны, самодельные деньги, монеты, кошельки, игра «лото», набор словосочетаний, листы бумаги, ручки, карточки-цветочки.Технологическая карта:

п\пЭтапы занятия Дидактические задачи Деятельность воспитателя Деятельность обучающихся1 Организационный
Подготовка обучающихся к работе на занятии, создание доброжелательной рабочей обстановки Ребята, повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь. Подарите свои улыбки и мне. Замечательно!
Будьте, ребята, старательны,
Будьте, ребята, внимательны.
Постарайтесь все запоминать,
На вопросы мои отвечать. Участвуют в
2 Подготовка
К основному этапу занятия Мотивация на усвоение знаний Ребята посмотрите, а что это такое ?(большой кошелек) Какой необычный ,  большой. Какая-то загадка! Скажите, а для чего служит кошелек? Как люди его используют? Правильно, кошелек используют для денег.
Слайд 1
Представляю три термина: «Родители – Карман - Деньги».
Подумайте и ответьте на следующие вопросы:- сколько вам нужно денег?- как часто родители должны вам их давать?- на что их нужно тратить?
О чем сегодня мы будем говорить? Слушают
Отвечают на вопросы
Целеполагание. - О деньгах на карманные расходы? Я считаю, что сегодняшний наш разговор будет для вас полезен, поскольку скоро вам самим придется зарабатывать деньги  и тратить их. И тема нашего занятия «Нужны ли школьнику карманные деньги и как их можно потратить?» Отвечают
Актуализация опорных знаний Деньги присутствуют в нашей жизни постоянно. К сожалению, без них мы не можем нормально существовать. Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и многое-многое другое.
Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. 
А сейчас давайте вновь обратимся к народной мудрости. Все ли в нашей жизни продается и покупается? Есть ли в мире такие ценности, которые купить невозможно?(старшие дети) раздать карточки для составления правильных ответов
Все ли можно купить за деньги?За деньги можно купить часы... (но не время).За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).За деньги можно купить еду... (но не аппетит).За деньги можно купить дом... (но не семью). За деньги можно купить положение в обществе... (но не уважение людей).За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).За деньги можно купить икону... (но не веру).За деньги можно купить целый континент... (но не Родину) Слушают воспитателя
Отвечают и читают пословицы
3
Усвоение новых знаний
Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний. Что такое карманные деньги?
Карманные деньги — это те, которые мама и папа выделяют на Твои потребности: покупку шоколадки, или сока в школьной столовой, книги, или плаката Твоего любимого певца. Как ни печально звучит, но покупать все и сразу — только потому, что хочется — не стоит, ведь деньги в семье не появляются по взмаху волшебной палочки. Семейный бюджет ежемесячно пополняется благодаря тому, что Твои родители исправно ходят на работу и получают заработную плату. Именно с нее и выделяются обычно карманные деньги для Тебя.
У кого из вас ребята какое любимое занятие или как называют сейчас хобби?
Замечательно, если карманные деньги пойдут на хобби. Это поможет Тебе достичь успеха в интересующем Тебя деле. Может быть, Ты увлекаешься футболом? Тогда лучшим подарком для Тебя будет новый мяч. А, возможно, Ты давно хотел научиться плести изделия из бисера, или резинок? Витрины специализированных магазинов пестрят яркими наборами для плетения.
Попробуй каждый раз, когда Тебе дают карманные деньги, рассчитывать, что именно Тебе нужно будет за них купить. Подели всю сумму на количество дней и постарайся тратить столько, сколько запланировал. Конечно, всегда можно попросить денег у родителей, но на много лучше научиться распоряжаться собственным бюджетом самостоятельно.
Если Тебе подарили значительную сумму денег, не спеши тратить их прямо здесь и сейчас. Возможно, Ты давно мечтал о новом планшете, или хочешь приобрести велосипед, или мольберт для рисования? А может, не один месяц планируешь поход в музей, хочешь посещать театральный кружок? Или вообще — устал просить родителей купить щенка? Хорошенько подумай, как потратить деньги с наибольшей пользой для себя и родных, чтобы и память о ценном подарке осталась, и эмоции получить незабываемые. Отличная идея — создать собственную копилку, которую Ты регулярно будешь пополнять «лишними» карманными деньгами. Таким образом, вполне вероятно, что через некоторое время Тебе удастся собрать нужную сумму на желанную вещь. Послушайте, пожалуйста, одну притчу.
Заработанное своим трудом
Один торговец ежедневно давал своему сыну одну монетку и говорил:
— Возьми, сынок, береги и старайся копить деньги.
Сын выбрасывал эти деньги в воду. Отец узнал об этом, но ничего не сказал. Сын ничем не занимался, не работал, ел и пил в доме отца.
Однажды торговец сказал своим родственникам:
— Если мой сын придёт к вам и попросит денег, не давайте.
Затем он позвал сына и обратился к нему со словами:
— Иди сам зарабатывай деньги, принесёшь — посмотрю, каковы они, заработанные тобой.
Сын пошёл к родственникам и стал просить денег, но они ему отказали. Тогда он вынужден был наняться на работу чернорабочим. Весь день сын босыми ногами размешивал известь и, получив одну монетку, принёс эти деньги отцу. Отец сказал:
— Ну вот, сынок, теперь иди и брось в воду заработанные тобой деньги.
Сын ответил:
— Отец, как же могу я выбросить их? Разве ты не знаешь, какую муку я принял из-за них? Пальцы на моих ногах до сих пор горят от извести. Нет, я не смогу выбросить их, рука моя не поднимется.
Отец ответил:
— Сколько раз я давал тебе по монетке, а ты уносил её и спокойно бросал в воду. Ты думал, эти деньги доставались мне даром, без труда? То-то, сынок, пока не будешь трудиться, цену труду не будешь знать.
- Ребята, объясните, почему же сын торговца не смог выбросить маленькую денежку, если до этого всегда их выбрасывал?
- Да, человек познаёт истинную цену деньгам, только когда сам начинает работать, получать вознаграждение за свой труд.
Слушают воспитателя
Просматривают презентацию
4 Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. - Для того, чтобы у вас были все условия для счастливой полноценной жизни, чтобы вы имели возможность получить хорошее образование, медицинскую помощь, качественную еду, красивую одежду, игрушки и пр. ваши родители работают.
–Как вы думаете, им тяжело достаются заработанные деньги? Приятно ли им видеть, как бездумно иногда вы их тратите? Надо уметь быть благодарными своим родителям за всё, что они для вас делают.
- Приведу в качестве примера задачу:
Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь за которую они заплатили 2000 рублей и за её установку - ещё 1000 рублей. Сколько всего заплатили родители, и сколько денег внесла каждая семья если в установке участвовало 3 семьи?
- Скажите, а если бы не эта детская шалость, куда бы каждая из семей могла потратить отданные в качестве штрафа деньги? (на посещение театра, кафе-мороженое, покупку новых книг и т.д.Чем раньше Ты научишься контролировать свои расходы, бережно относиться к подаренным и заработанным деньгам, тем экономнее станешь в будущем.
ФИЗМИНУТКА …я предлагаю остановиться, отдохнуть, отвлечься от мысли о деньгах. Представьте, как замечательно пройтись теплым летним деньком по лугу, нарвать букет полевых цветов и подарить дорогому вам человеку. У нас почти такая же возможность сегодня есть, вы должны нарвать, как можно больше полевых цветов.
(музыкальное сопровождение, воспитанники собирают цветы)
- Я думаю, что мальчики со мной согласятся, если я скажу, что девочки их класса очень дороги для них. Поэтому я предлагаю подарить им все собранные цветы.
Очень часто люди теряются в догадках, куда делись их деньги, на что они были потрачены.
Вроде только получаешь
Ты законную зарплату,
Деньги с радостью считаешь,
Строишь планы, как их тратить,
А глядишь - уж половина
Улетела незаметно,
И прошла всего неделя, А финансов снова нету… Отвечают на вопрос
5 Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Деньги нужно не только уметь зарабатывать, но и разумно тратить, контролировать движения ваших финансов.
Если этого не придерживаться, то часто будете осознавать, что «плакали ваши денежки».
- Я предлагаю вам попробовать проконтролировать движения ваших денежных средств.
Для этого вам пригодятся лист бумаги и ручка. Слушайте внимательно, считайте безошибочно.
У вас было 650 рублей, 300 рублей вы одолжили другу, 200 рублей потратили в магазине, 500 рублей вам дали премию, через два дня друг вернул вам долг. 800 рублей вы заплатили за кредит, 1000 рублей вы заняли у коллеги на покупку кроссовок.
- Внимание, письменно ответьте на 2 вопроса.
- Сколько денег у вас сейчас? (1150 рублей)
- Сколько денег из этой суммы принадлежит вам? (150 рублей) Почему?
Группа младших детей: «Сколько денег в кошельке?»
- Важно не только знать внешний вид денег, но и очень нужно уметь их считать. Если вы не будете уметь считать деньги, то, поверьте, всегда найдутся люди, которые этим захотят воспользоваться.
- Обеим командам я даю по одному кошельку, сколько в каждом из них денег нам не известно. Ваша задача: выяснить, сколько денег в кошельке. Свой результат запишите на лист бумаги.
На выполнение этого задания я даю вам 3 минуты.
Группа младших детей: «Денежные пазлы» (музыкальное сопровождение)
Для вас на столе лежат конверты. Откройте их. Перед вами отдельные части разных купюр. Ваша задача: как можно быстрее собрать их в единое целое. Время на выполнение этого задания истекает по окончании мелодии. Изображения, каких купюр у вас получились?(50 рублей, 500 рублей, 1000 рублей, 10 рублей) Работа в группах
1.Старшая группа
1 Младшая группа:
2 Младшая группа детей
6 Подведение итогов занятия. Рефлексия. Учить анализировать и оценивать успешность. Мы сегодня много говорим о деньгах. Скажите ребята, а у вас бывают карманные деньги? Как вы ими распоряжаетесь?
Послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.
                   «Деньги, деньги и снова деньги»-
                   Слышим мы сегодня вокруг,
                    Но есть в жизни вещи важнее,
                    Не забывай об этом, мой друг.
                    И зачем они только нужны?
                    Неужели без них невозможно
                    Общаться, творить и дружить,
                    Наверное, все же можно.
Ценного в жизни много:
                     Счастье, здоровье, семья…
                     Все золото мира бессильно,
                     Чтобы это купить, друзья.
                     Чувства людей бесценны,
                     И жизнь не имеет цены,
                     Верим мы свято в дружбу,        
                     И истине этой верны!
- Какова главная мысль стихотворения?
(Деньги в жизни не главное)
- Что нельзя купить за все золото мира?
- Что, по мнению автора не имеет цены?
-Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни. Всем спасибо за вниманье. Отвечают на вопросы, анализируют