Дефисное и слитное написание сложных прилагательных (6 класс)


Сценарий урока ОНЗ по русскому языку в 6 классе по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» (в технологии деятельностного метода).Автор работы: Горбачева Е.В. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа:Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Приветствуем, проверяем готовность к уроку, желаем успеха. Bпереди вас ожидает знакомство с более сложными случаями правописания сложных прилагательных. 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель этапа:Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Варианты заданий для этапа актуализации: 1.Какие слова мы называем сложными? 2. Какие гласные могут быть соединительными?3.Организуем повторение знаний, закрепление умений. ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ Сравним предложения Попробуйте объяснить слитное и дефисное написание сложных прилагательных.(Юго)западныйВерто(лётный)Санкт…петербургский(Ярко)синий(западно)европейскийДальне(восточный)Бледно(розовый) У кого есть ответ? Правильный вариант:Юго-западныйВертолётныйСанкт-петербургскийЯрко-синийЗападноевропейскийДальневосточныйБледно-розовый Написание каких имён прилагательных вызвали затруднения?В чём затруднения?Все ли слова сложные?Каким способом словообразования образованы данные слова? ПРИЧИНА ЗАТРУДНЕНИЯ Почему возникло затруднение?( Неумение видеть словообразовательные основы сложных прилагательных, соединительные гласные) ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИКакова цель деятельности?Чему мы должны научиться?Усвоить правила слитного и дефисного написания сложных прилагательных. НОВОЕ ЗНАНИЕ (понятие, способ действия)Усвоение учащимися правила слитного и дефисного написания сложных имён прилагательных. Слитно: 1) образовано от сложного существительного, которое пишется слитно;2) образовано от словосочетания. Через дефис: 1) образовано от сложного существительного, которое пишется через дефис;2) образовано от двух равноправных слов (между ними можно поставить союз И)3) обозначает оттенок цвета4) образовано путем повтора НОВОЕ ЗНАНИЕ Правописание сложных прилагательных ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ1. Выделить корни слова. Убедиться, что оно сложное.2. Выяснить, от чего образовано слово.3. От сложного существительного – пиши так, как пишется сложное существительное.4. От словосочетания –пиши слитно.5. От равноправных слов (можно поставить союз И), путём повтора или обозначает оттенок цвета – пиши через дефис. ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ Кисло-сладкий сок (от равноправных слов, можно поставить союз и) , российско-болгарское сотрудничество (от равноправных слов , можно поставить союз и), вагоноремонтное депо (от словосочетания ремонт вагонов), (макаронно- кондитерские изделия (от равноправных слов, можно поставить союз и), бело-розовое облако (оттенок цвета), северо-западный ветер( сторона света) , чёрная- чёрная) краска (повтор однокоренных слов) , русско-английский словарь (от равноправных слов, можно поставить союз и.) СРЕДСТВА ДЛЯ ОТКРЫТИЯ нового знания Чтение теоретических сведений по учебникуКарточка с верно написанными словами. Предлагаем понаблюдать над материаломВсе ли слова одной части речи или нет?Сделайте вывод о написании слов (слитно или через дефис)Сравните свой вывод с текстами. Самостоятельная работа Вставьте пропущенные буквы.Слитное или дефисное написание слов?Лес.. Рубы, (серебристо) бурый,(кисло)сладкий,(шахматно)шашечный, (жёлто)зелёный, (древне)русский. Этап повторения с включением нового знания в систему знаний ПРИМЕРЫ ЭТАЛОН Лесорубы Сложное сущ. (сложение основ с помощью соединительной гласной.) Серебристо – бурыйКисло-сладкийШахматно-шашечныйЖёлто-зелёный Древнерусский Сложное имя прил.(обозначает оттенок цвета.)Сложное прил.(может быть заменено равноправными словами с союзом и: кислый и сладкий.)сложное прил.образовано от двух равноправных слов между которыми можно поставить союз и.Сложное прилагательное (обозначает оттенок цвета)Сложное прилагательное (от словосочетания Древняя Русь с соединительной гласной е) Включение в систему знаний и повторение Ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: сложные прилагательные встречаются в разных областях знаний. Нужно уметь грамотно писать их. )- Какими будут ваши действия на этом этапе урока? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.) Включение в систему знаний и повторение. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните правописание сложных прилагательных.Деревя_ую матрёшку делали вручную и ра_крашивали разными красками (ярко)красной (светло)зелёной (сине)голубой. Первый в России (лит_ратурно)художестве_ый журнал вышел в 1759 году.Первые лыжные гонки на (трех)ки_ометровой дистанци_ были проведены в Москве в 1895 году. Домашнее задание.Напишите сочинение-миниатюру «Мои любимые цветы», «В цветочном магазине», «Первые весенние цветы».