Урок математики в 5 классе по теме: Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд.


ГОАУ специальная (коррекционная) школа-интернат №5 пгт Новобурейский Амурской области
Урок математике в 5 классе
Составила Суворова Т.Н. – учитель математики
Тема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд».
Цели: Обучающая: Отрабатывать вычислительные навыки, совершенствовать навыки решения задач.
Развивающая: развитие внимания, мышления, математической речи, привитие интереса к изучению математики.
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, умения сочувствовать и сопереживать.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём сейчас урок.
II. Устный счёт.
Много с числами хлопот,
Уж такой они народ.
Ну а если встанут в ряд,
То с тобой заговорят.
Ты внимательно смотри
И эти числа все прочти.
356, 208, 514, 125, 243, 147
Назовите разряды числа 514.
Сравните числа 356 и 514; 208 и 243.
Назовите соседей числа 125.
Разложите на разрядные слагаемые число 147.
Найдите сумму чисел 514 и 125
Найдите разность чисел 356 и 243
Назовите лишнее число.
Выполните действия:
120 – 4 * 5 250 – 6 * 5 210 + 5 * 5
670 – 340 150 + 130 200 + 304
Вспомните, как называются числа при сложении и вычитании.
Молодцы!
III. Работа по тема урока.
Сообщение темы урока. На уроке мы затронем ещё одну тему, А какую вы узнаете, отгадав загадку
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
О ком эта загадка? Правильно, эта загадка о синичке. Разговор наш пойдёт о большой синице.

Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых: прожорливых гусениц вредных бабочек, жуков, тлей, медяниц. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама.
Узнайте массу (в граммах) и длину ( в сантиметрах) большой синицы.
51092109398000
4084320139700031127702197100015087602197100015087602197100022860219710125
00125
+246 - 193 - 158 г
4084320482600024803101168400091440011684000
51092108255000 - 163 см
Итак, длина большой синицы – 20 см и масса – 15 г.
Физминутка для глаз.
У этой птицы есть свой праздник. Решив уравнение, вы узнаете эту дату.
208 + х = 220
х = 220 – 208
х = 12
(Один ученик решает уравнение у доски, остальные в тетрадях).
12 ноября «Синичкин день». Считалось, что синички к этому дню прилетали поближе к человеку, так как уже не осталось корма.
Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней. А для синиц, живущих в парках и садах, часто на деревьях зимой развешивают специальные домики, в которых птицы ночуют и укрываются от непогоды. Решив круговые примеры вы узнаете как называются эти домики. Решив пример, ученик находит ответ на карточке (расположены на доске). С обратной стороны записана буква. Решив все примеры получаем слово «СИНИЧНИК».
348 + 267 = 615 (Н) 588 + 374 = 962 (С)
615 – 428 = 187 (И) 962 – 257 = 705 (Ч)
187 + 245 = 432 (И) 705 – 549 = 156 (Н)
432 + 156 = 588 (К) 156 + 192 = 348 (И)

Физминутка «Синички».
Скачет шустрая синица,
Её на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тили- тили
Тень-тень-тень.
Ребята, что птицам страшнее – голод или холод?
Ответы детей.
В зимнюю пору синице приходится туго. Нередко птицы погибают от голода, поэтому зимой их необходимо подкармливать.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло!
А чем же мы можем помочь птицам?
Ответы детей (сделать кормушки, заготовить корм). Правильно.
IV. Решение задач.
Задача №1 «Мальчики 5А класса на уроках труда сделали кормушки прямоугольной формы со сторонами 20 см и 10 см. Найдите периметр кормушки».
Что известно в задаче? (длина и ширина кормушки)
Что нужно найти? (периметр кормушки)
Какую форму имеет кормушка? (прямоугольную)
Чтобы найти периметр кормушки, что нужно вспомнить? (нахождение периметра прямоугольника)
Как найти периметр прямоугольника?
Ученики записывают краткую запись задачи в тетрадях и решают её.
Длина – 20 см
Ширина – 10 см периметр -?
(20 см + 10 см )* 2 = 60 см
Ответ: Периметр кормушки 60 см

Задача № 2 «Ученики двух школ заготовили корм для зимующих птиц. Ученики одной школы заготовили 246 кг, а ученики второй школы – на 137 кг меньше. Сколько килограммов корма заготовили ученики двух школ?»
О чём говорится в задаче?
Что известно в задаче?
Известно сколько корма собрали учащиеся второй школы?
Что нужно узнать в задаче?
Запишем краткую запись.
Сколько вопросов в задаче? (Два)
Какой первый вопрос?
Сколько килограммов корма заготовили ученики второй школы?
Как запишем решение?
246 кг – 137 кг = 109 кг
Какой второй вопрос?
Сколько килограммов корма заготовили ученики двух школ?
Каким действием найдем?
246 кг + 109 кг = 355 кг
Ответили на главный вопрос задачи?
Да.
Запишите ответ.
Ответ: Ученики заготовили 355 кг корма.
Кормушку смастерили, корм заготовили, осталось накормить птиц.
V. Самостоятельная работа.
Учащиеся самостоятельно решают примеры (примеры записаны на «синичках»). Ученики, выполнив задания, прикрепляют «синичек» к кормушке.
I в. II в.
526 + 6 * 8 149 + 372
346 – 81 : 9 576 – 167
400 – 8 * 4
VI. Итог урока.
За что ты можешь себя похвалить?
Что тебе удалось на уроке?
Я выполнял задания …
Своей работой на уроке я ….
Зачем нам нужен этот урок?
VII. Оценки за урок.
VIII. Домашнее задание.
Литература:
naurall. ru
netedu. ru
qo. mail. ru