Рабочая программа по шашкам Чудо-шашки (5-7 классы)

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заместитель директора по ВР Директор школы
Руководитель ШМО _________________ /______________/ _________/____________/
_____________ /______________/ «____»_____________2015 г.
«___»____________2015г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по шашкам
«ЧУДО-ШАШКИ»
5-7 классов

на 2015-2016 учебный год















Составил:
учитель физической культуры
Николаев Эдуард Владимирович
высшая квалификационная категория




Хорошово 2015г.



Пояснительная записка
 
Программа составлена на основе нормативных документов Федерального агентства по ФК и С и Министерства образования и науки РФ.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Шашки как специфический вид человеческой деятельности получили всеобщее признание во всём мире. Они, являясь одним из видов спортивных интеллектуальных единоборств, осуществили прорыв в широкую социальную сферу, заслужив признание не только как эффективное средство воспитания и развития человека, но и как составная часть спортивной, культурной жизни общества.
Шашки – одна из самых распространённых игр. Существует несколько разновидностей игры, каждая из них имеет свои правила и особенности. Русские и международные шашки встречаются на турнирах и соревнованиях. Чапаев, Поддавки или Английские шашки (Чекерс) больше подходят для дружеской компании. В шашки могут играть все слои населения, поскольку доски для игры и сами фишки изготавливались из доступных материалов.
Целью программы по шашкам является популяризация шашек среди учащихся школы, совершенствование теоретических знаний, овладение принципами построения дебютного репертуара, создание системы психологической и физической подготовки, практическая деятельность организации и судейству соревнований по шашкам. Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
В соответствии с поставленной целью формулируются задачи программы:
Обучающие:
Обучение основам шашечной игры; изучение истории возникновения шашек.
Подготовка квалифицированных спортсменов.
Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры (расширить теоретические знания о шашках: правила игры, инвентарь, виды шашек, стратегия игры).
Воспитательные:
Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность.
Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма.
Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
развитие стремления детей к самостоятельности.
Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Развитие познавательных способностей учащихся.
Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Особенностью игры в шашки является реализация процессов оперативного мышления непосредственно на доске, при своем ходе объективно не зависящая от действий соперника. Однако, после хода соперника возникает конфликтная ситуация в логическом единоборстве.
Таким образом, поиск оптимального выхода из возникшей конфликтной ситуации непрерывно находится под контролем соперника, поэтому развитие партии в шашки – непрерывный процесс взаимокорректировки принимаемых решений, а чёткие критерии результативности партии в шашки (выигрыш, ничья, проигрыш) позволяет оценить, чья стратегия оказалась наиболее верной.
В изученных источниках не даются рекомендации по обучению решениям в экстремальной ситуации, т.е. теория принятия оптимальных решений в экстремальных ситуациях в шашках только находится в поиске.
Способы контроля:
- проверка усвоения теоретических знаний при помощи тренировочных партий, турниров, викторин, конкурсов решения задач;
- анализ сыгранных партий;
- соревнования в конце года;
Содержание программы и тематическое планирование

№ п/п
Темы занятий
Количество часов:

Дата проведения
Примечание

1
Физическая культура и спорт в России
История возникновения игры в шашки. Общие правила игры в шашки.
1
01.09


2
Используемый инвентарь
1
08.09


3
Система психологической и физической подготовки шашиста
1
15.09


4
Английские шашки. Практическое занятие
1
22.09


5
Русские шашки. Практическое занятие
1
29.09


6
Поддавки. Практическое занятие
1
06.10


7
Чапаев. Практическое занятие
1
13.10


8
Уголки. Практическое занятие
1
20.10


9
Онлайн шашки
1
27.10


10
Флеш шашки
1
10.11


11-12
Соревнования «Чудо - шашки»
2
17.11
24.11


13-14
Тренировочные партии
2
01.12
08.12


15
Тренировочные турниры
1
15.12


16
Самостоятельный и совместный анализ типовых позиций
1
22.12


17
Конкурсы решения задач и этюдов
1
29.12



Всего 17 часов
Теоретических занятий – 6ч
Практических занятий – 11ч

Предполагаемые результаты программы к концу обучения
- углубление теоретических знаний об игре в шашки;
- формирование личной системы психологической и физической подготовки;
- знание особенностей игры в шашки разных видов;

Рекомендуемая литература для учащихся.
1. Авербах Ю.Л. Школа середины игры. – М.: Тера-Спорт, 2000 – 128с.
2. Алаторцев В.А. проблема психической готовности спортсмена к соревнованиям: тезисы докладов Всесоюзного совещания по психологии физического воспитания и спорта. Тбилиси 2-5 октября 1967. – Тбилиси.
3. Булич Е.В. Оздоровительные эффекты стимуляции умственной работоспособности в условиях учебной деятельности// Научная конференция «Здоровье человека: технология формирования здравостроителя в системах образования и здравоохранения Украины» Сборник научных трудов
4. Блюменфельд В.М. К характеристике наглядно-действенного мышления// вопросы психологии восприятия и мышления // извести АПН РСФСР, 1ё948. – Вып. 13 С.175-203
5. Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР 1959 №2
6. Зак В.Г. Пути совершенствования. 2-е изд., М., 1989. – 207с.
7. Ошорова Г.С., Ошорова Н.Б. Педагогические технологии в развитии ценностно-мировоззренческих ориентации учащихся. – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2005.








13PAGE 15


13PAGE 14415




15