Программа по внеурочной деятельности во 2 классе Чудо шашки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Рухтино Муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан




Рассмотрено на заседании ШМО протокол №1
Руководитель ШМО
Чащина Ю.В

«___» «_________» 2016г.

Согласовано
зам.директора по ВР
______________Н.Ф.Чащина

«___» «_________» 2016 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ с.Рухтино
_______________О.М.Смольников.
Приказ №
От «____» ______________ 2016 г.











Рабочая программа

по внеурочной деятельности для 2 класса
«Чудо шашки»
начального общего образования

Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования



Рабочую программу составила
Фролова Е.Г.учитель начальных классов Рухтино -2016

·
·
· Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.
Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.
Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима программа занятий.
Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса.
Отличительной особенностью данной программы является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации. В программу введен раздел «Начальные сведения об игре в международные шашки».
Программа объединения «Чудо-шашки» создана в соответствии с Законом об образовании и концепциями развития образования творчества детей исходя из взглядов, принципов, теоретических знаний, игровой практики.

Цель и задачи программы:
Цель программы:
Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
выработать у учащихся
Задачи:
Обучающие:
Обучение основам шашечной игры;
Подготовка квалифицированных спортсменов;
Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
развитие стремления детей к самостоятельности;
Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
Осуществление всестороннего физического развития воспитанников
Универсальные Учебные Действия
Личностные результаты:
Ученик получит возможность приобрести:
- познавательный интерес (мотивацию) к данному виду деятельности;
- чувство доброжелательности и нравственной отзывчивости, понимания и сотрудничества.
Регулятивные:
- принимать поставленную перед ним задачу;
- определять цель, план выполнения поставленной задачи;
- корректировать выполнение задания в дальнейшем;
- оценивать выполнение своего задания.
Познавательные:
-делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
- находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.
Коммуникативные:
учиться работать в паре: выполнять различные роли; участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
- сотрудничать учиться работать в паре: выполнять различные роли; участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
- сотрудничать в совместном решении проблемы.
в совместном решении проблемы.
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
- сотрудничать в совместном решении проблемы.

Отличительные особенности программы:
Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности.
Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.
Программа служит для того, чтобы учащиеся смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Ключевые понятия программы:
- комбинация;
- жертва;
- атака;
- защита;
- дебют;
- окончание;
- тактика;
- стратегия;
- угроза;
- связка;
и др.
Этапы реализации программы на каждый год обучения: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе первого года обучения учащиеся знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
На втором основном этапе учащиеся изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с игрой в международные шашки с композицией и дебютами. Вместе с этим проводят тренировочные игры и турниры на спортивные разряды.
На заключительном этапе учащиеся закрепляют полученные знания, проводятся опросы и зачеты, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
На подготовительном этапе второго года обучения учащиеся повторяют материалы первого года обучения, знакомятся с новыми понятиями.
На основном этапе учащиеся более углубленно изучают тактику и технику игры, стратегию, игру в окончаниях «дебюты», более сложные примеры в композиции, продолжают тренировочные игры, упражнения, анализ партий, участвуют в турнирах и соревнованиях.
Аналогично первому году обучения проводится третий заключительный этап.

Особенности возрастной группы детей
Педагог должен учитывать возрастные психологические особенности детей.
Если в возрасте 14 – 15 лет память, внимание, мышление, восприятие, воображение сформированы, то в раннем возрасте они, как правило, носят произвольный характер. В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.

Планируемые результаты и способы их проверки:
По окончании первого года обучения учащийся должен знать: правила игры, стадии партии, принципы равновесия сил, понятия оппозиции, размена, темпа, наиболее простые, часто встречающиеся ловушки в начале партии, простейшие приемы выигрыша шашки, понятия «угроза», «застава», «столбняк», построение «петель» в окончаниях, «треугольник Петрова», три отличия международных шашек от русских, что такое концовка, задача, этюд, уметь применять правила игры на практике рассчитывать соотношение сил в любой момент партии, производить размены, проводить простейшие комбинации, ставить известные ловушки и самому не попадаться на них, доводить до конца простые выигрышные окончания, выигрывать окончания построением «треугольника Петрова», решать одноходовые и двухходовые концовки, играть в международные шашки.
В результате занятий предполагается развить следующие качества личности: целеустремленность, настойчивость, уверенность, умение логически мыслить, память, силу воли, радость творчества.
Возможные способы оценки личностных качеств учащихся: беседы с родителями и детьми, наблюдение в период учебы, при подготовке и участии в соревнованиях, при обсуждении успехов и анализе ошибок, выявление характера взаимоотношений учащихся в коллективе.
Направление программы – спортивно-оздоровительное.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности детей младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
К числу нормативных характеристик личности, которые проектируются через содержание данного курса, относятся следующие социальные установки:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ;
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;
отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
доброжелательность, доверие и внимание к людям;
готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи другим;
уважение к окружающим – умение слушать и слышать другого человека, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех партнеров.
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов нравственного поведения;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.


Методическое обеспечение программы

Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей , а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.

Методы проведения занятий
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
План изучения отдельных тем:
а) объяснение педагогом задачи данной темы;
б) объяснение материала;
в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;
г) проведение практических занятий на данную тему.
Учебный материал данной программы рассчитан на проведение занятий в группах на два года. Занятия проводятся ежегодно в течение девяти месяцев.
.
Условия для реализации программы
1. Оборудование, материалы.
Для занятий необходимы: учебный класс со столами и стульями. Класс должен отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы
- комплекты шашек и досок






Содержание программы
1. Введение. Организационное занятие. Правила техники безопасности.
2. Шашки – спорт, наука и искусство. История возникновения шашек. Различные системы проведения шашечных турниров. Этика поведения во время игры.
3. Правила игры в шашки, особенности шашечной борьбы. Игровые пути шашечной доски. Обозначение поля шашечной доски, о шашечных фигурах; шашечной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шашки. Шашечные ситуации . Превращение в дамку. О правах и обязанностях игрока.
Из чего состоит шашечная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шашечные разряды и звания. Рейтинг-лист.
4. Простейшие схемы достижения ситуаций. Тренировочные партии.
5. Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Тренировочные партии.
7. Конкурсы по решению задач и. Ознакомление с шашечными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.
8. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
9. Соревнования, турниры
10. Индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных
11. Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.







Список использованной литературы

1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.
5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.
8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.
9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.
10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.
12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.

Список рекомендованной литературы для детей и родителей

В.Я. Вигман. Радость творчества, «ФИС» ,1986.
А.Н. Виндерман, Б.М.Герцензен. Шашки для всех, «ФИС»,1963.
Д. Саргин, П. Бодянский, А. Шошин. Русские шашисты, «ФИС»,1987.
Э.Г. Цукерник. Антология шашечных комбинаций, «ФИС» 1987.
И. Козлов. Самоучитель игры в стоклеточные шашки, «ФИС»,1965.
Б.М. Блиндер, Избранные партии, окончания и этюды, «ФИС»,1963


Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Чудо шашки»



п/п
Тема
занятия
УУД
Дата
план
Дата
факт

1


2


3


4


5


6


7


8


9

10


11


12


13


14


15


16


17

18

19

20

21

22

23

24

25


26

27

28

29

30

31

32

33

34
Введение. Правила игры в шашки.

Геометрические доски и русские шашки

Ходы дамок и шашек .Основы игры в шашки

Нотация, выигрыш,ничья в шашках

Оппозиция .


Простые шашки против простых.

Дамки против простых


«Сила дамки»


Размен и темп

Свободный темп


Выиграть шашку


Тренировочные игры


Связка


Зажим


Жертва


Тренировочные игры


Дамки против дамок

Треугольник Петрова

Ловушки №1

Ловушки №2

Ловушки №3

Городская партия

Тренировочные игры

Кол

Обратный кол


Отыгрыш

Старая партия

Активные бортовые шашки

Упор

Сила центральной шашки

Центральные поля

Сила центра

Приёмы выигрыша

Чему научились за год? Итоговое соревнование .
П. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Уметь формулировать собственное мнение и позицию, понимать возможность различных позиций других людей, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Р. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Р. Выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме. Принимать и сохранять учебную задачу.
П. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, ориентировка на разнообразие способов решения задач.
К. Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- умение проводить рефлексию способов и условий действия;
- умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;
- умение структурировать знания;
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- умение овладевать измерительными инструментами.
П. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, ориентировка на разнообразие способов решения задач.
К. Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, ориентировка на разнообразие способов решения задач.
К. Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, ориентировка на разнообразие способов решения задач.
К. Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Уметь формулировать собственное мнение и позицию, понимать возможность различных позиций других людей, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Р. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Р. Выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме. Принимать и сохранять учебную задачу.
П. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, ориентировка на разнообразие способов решения задач.
К. Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
П. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Уметь формулировать собственное мнение и позицию, понимать возможность различных позиций других людей, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Р. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Р. Выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме. Принимать и сохранять учебную задачу.
П. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, ориентировка на разнообразие способов решения задач.
К. Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
К. Уметь формулировать собственное мнение и позицию, понимать возможность различных позиций других людей, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

7.09.


14.09


21.09


28.09


5.10


12.10.


19.10


26.10


9.11

16.11


23.11


30.11


7.12


14.12


21.12


28.12


18.01

25.01

1.02

8.02

15.02

22.02

1.03

15.03

22.03


5.04

12.04



19.04

26.04

3.05

10.05

17.05

24.05


















13PAGE 15