Русские народные игры открытое занятие


ОГБОУ « Лесно-Конобеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»



Подготовила и провела: Ларина О.В.
Учитель физической культуры.
2014/15уч.годПутешествие в страну Русских народных игр с мячом.
Цель: формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей;
Задачи:
Образовательные
·         Продолжать знакомить детей с русскими народными играми с мячом , развивать познавательный интерес
·         Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку
·         Развивать физические качества (ловкость, быстроту реакции, координационные способности) и психические (воля, целеустремленность, самоконтроль).Развивающие
·         Развивать внимание, координационные способности
·         Способствовать сплочению детей в коллективе
Воспитательные
·         Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.
Методические приёмы:
Игровой (использование упражнений в игровой форме)Словесный (напоминание, указание, вопросы)
Наглядного действия
Практический
Проблемного обучения (придумывание новых способов применения предметов)
Оборудование: магнитофон, диск с аудиозаписями, мячи баскетбольные, футбольные, волейбольные, теннисные, набивные, резиновые большие и маленькие, воздушные шары, картинки древних мячей.
Содержание деятельности
 Зал  празднично украшен воздушными шарами разных цветов.
Под весёлый марш «Физкультура» дети входят в зал делают маленький круг, строятся вокруг учителя
Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы собрались сегодня здесь
На спортивное мероприятие
Русские народные игры!
 
 Все хотят соревноваться.
 Пошутить  и посмеяться
 Силу, ловкость показать
 И сноровку доказать!      
Этой встрече все мы рады,
Собрались не для награды,
Нам встречаться чаще нужно,
Чтобы все мы жили дружно.
 
Поприветствуем гостей школы на нашем занятии «Путешествие в страну русских народных игр с мячом».
Игра – пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей, так и взрослых! Игры бывают самые разнообразные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же -  народные.
Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.С помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни народов России,  потому что они сохраняют свой народный колорит и неповторимый игровой фольклор. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения часто сопровождаются потешками, считалками, жеребьевками.
 
А сейчас я предлагаю вам немного размяться.
Музыкальная разминка под мелодию «Солнышко лучистое»

Загадка о мяче.
Круглый, мягкий, полосатый.Нравится он всем ребятам.Может долго он скакать,И совсем не уставать.На пол бросишь ты его -Он подпрыгнет высоко.Скучно не бывает с ним.Мы играть в него хотим.

История не знает ни года, ни места рождения игр в мяч, что говорит об их древности. Игры в мяч очень популярны, их считают самыми распространенными, встречаются они почти у всех народов мира.
Прежде чем переходить к описанию игр в мяч, наиболее известных в России, расскажем, как делали мячи в старину.
В простонародье чаще всего мячи делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри такие мячи были пустые или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому.
Резиновыми мячами играли только дети из зажиточных семей.



Играя в мяч, дети выполняли порой довольно сложные фигуры, каждую повторяя, как правило, три раза. В разных местах России их называли по-разному.
 Русские народные упражнениях с мячом.
(Учитель показывает и рассказывает, как выполняется упражнение, дети выполняют)

Свечки- подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Во второй раз подбросить выше, в третий - еще выше.
Поднебески- подбросить мяч вверх, поймать с отскока от земли.
Гвозди ковать- отбивать мяч рукой о землю.
Хватки- поднять руки с мячом над головой, выпустить его и поймать на лету.
Вертушки - перевертушки- положить мяч на ладонь, слегка подбросить его,
руку повернуть тыльной стороной и так отбить мяч вверх, а затем поймать.Одноручье- подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой: подбросить левой и поймать левой.
В ладоши- ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и поймать мяч.
По коленям- ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.
Нитки наматывать- ударить мячом о стену, быстро сделать движение руками, будто наматываешь нитки и поймать мяч.
С одеванием- ударить мячом о стену, а пока он летит, сделать движение, как при надевании шапки. После второго броска "обуться" и т.д.
У каждого народа есть свои традиции - обычаи - обряды
Назовите обрядовые праздники. (Рождество, Пасха, Троица, Масленица и др.)
В какие игры  традиционно играли на Масленицу («Золотые ворота», «Заря», «Блины», «Дядюшка Трифон»)
В какие игры играли на Рождество (Карусель, Звонари, «Гадание по коробкам», Гори-гори ясно).
В какие игры играли на Пасху («Найди зайца». «Крутись, яйцо!». «Сдуй яичко», Катание яиц (каток)).В какие игры играли на Троицу («Плетень», Что березка подарила», «Колечко», «Горелки», «Лапта», «Ручеёк», «Цепи кованные»)
Вспомните заклички к народным играм
Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.
Кто опоздает, в небо улетает.
 
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем
А того кто не придёт,
Мигом кошка задерёт
 
Поиграть пришла пора
Развеселая детвора
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
 
Назовите русские народные игры в которых встречаются название птиц и животных. (Сорока, Голубь, Волк и гуси, У медведя во бору, Кот и мыши, Волк во рву, Запятнай медведя).
В каких  народных играх встречается мяч. (Высекалы, Стрелок, Мяч по кругу, Ловля Оленей).
Старинные игры .К сожалению, приходится признать, что старинные народные игры сегодня порядком позабыты.
При этом игры,  в которые играли наши прадедушки и прабабушки не только совмещают азарт, развлечение и тренировку, но также способствуют формированию способности преодолеть слабость или заступиться за того,  кто нуждается в защите.
Культура каждого народа очень ярко характеризуется играми, которые этим народом созданы. В течение многих веков игры являются неотъемлемой частью повседневной жизни, они вырабатывают у детей характерные черты менталитета, присущего народу, способствуют формированию и развитию личностных качеств. Также народные игры отражают реалии времени, черты общественного устройства и преобладающие взгляды на мир.
В народных играх славян преобладает сознательная активная деятельность, как правило, эта деятельность направлена на преодоление каких-либо препятствий или достижение некой цели, установленной правилами игры. Народные славянские игры основаны на народных традициях и учитывают духовные, культурные и социальные особенности народа.
ГОНКА МЯЧЕЙ
Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две группы (первых и вторых номеров). В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении.Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему.Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз.Правила1. Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигналу.2. Мяч разрешается только перебрасывать.3. Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру.Игра 'Гонка мячей'
ПИРАМИДКА
На площадке очерчивают круг диаметром 50 см. Один из играющих выбирается сторожем. Он стоит в середине круга, где из 7 небольших шаров установлена пирамидка. На расстоянии 2—3 м от круга проводят черту, от которой играющие поочередно бросают мяч или шар, стараясь сбить пирамидку. Тот, кто попадет в пирамидку и выбьет шары за пределы круга, получает от сторожа фишку. Когда играющие выбьют все шары, сторож строит новую пирамидку. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто больше всех выбил шаров.
Игра 'Пирамидка'Правила1. Играющие не должны заходить за черту.2. Каждый бьет по пирамидке один раз, после чего передает очередь следующему.3. Играющий получает фишку за каждый выбитый шар.Указания к проведениюМяч, которым играющие бьют, должен быть больше размером, чем шары в пирамиде. Устанавливают пирамиду по-разному: 5 шаров лежат на земле, а 2 сверху, или 6 лежат на земле, а седьмой сверху.ПЕРЕБЕЖКИ
Дети делятся на две равные группы, встают друг против друга на расстоянии 3—4 м и начинают перебрасывать мяч друг другу. Если ребенок не поймал мяч, он переходит в другую команду и встает за игроком, который бросил ему мяч. Выигрывает та команда, в которую больше перешло игроков.Правила1. Мяч игроки перебрасывают друг другу по порядку.2. Тот, кто начнет игру, может придумать любое упражнение, а другие должны точно его повторять.Указания к проведениюЕсли в игре принимает участие большое число детей, то нужно дать 2—3 мяча. Взрослый может взять руководство игрой на себя, подсказать детям, какое упражнение они должны выполнить.
ОХОТНИКИ И УТКИ
29.07.2010 20:38
Это очень старая игра. Она и сейчас широко распространена у нас. Раньше в нее играли с малым самодельным мячом, в настоящее время используют волейбольный и баскетбольный мячи. В «Охотниках и утках» участвуют от 6 до 40 человек. Играют и дети (начиная с 9—10 лет) и взрослые. Для игры нужен мяч среднего размера (лучше волейбольный). Описание. На площадке чертят большой круг диаметром от 6 до 10 м. Если играют в узком зале, то рекомендуется начертить две линии на расстоянии 6—8 м одна от другой, образовав прямоугольник, двумя сторонами которого будут стены и двумя другими — начерченные линии. Играющие делятся на две команды — «охотников» и «уток» (могут быть и другие названия). «Охотники» становятся по кругу за чертой или за начерченными линиями, разделившись пополам. У одного из них в руках мяч. «Утки» располагаются произвольно в кругу или в прямоугольнике. «Охотники», не входя в круг, перебрасывают мяч друг другу и в удобный момент бросают в «уток». Спасаясь, «утки» увертываются от мяча, бегают и прыгают внутри круга. Осаленная мячом («подстреленная») «утка» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «подстрелены» все «утки», после чего команды меняются ролями и местами. После двух игр отмечается победитель — команда «охотников», быстрее другой «перестрелявшая» всех «уток». Если времени для игры мало, а ее участники хорошо владеют мячом и физически хорошо подготовлены, можно ограничить игру временем. Например, отмечается количество «уток», пойманных за 3 мин. В этом случае считается победительницей команда, которая больше осалит «уток» за установленное время. Правила «Охотники» не имеют права заступать за черту круга (или прямоугольника). В противном случае попадание не засчитывается. Салить мячом можно в любую часть тела, за исключением головы. Если крут или прямоугольник небольшие, то место для попадания может быть ограничено (например, ноги до коленей). Осаливание «уток» мячом, отскочившим от земли или от пола, не засчитывается. «Подстреленная» «утка» временно не участвует в игре (пока не будут осалены все «утки» и команды не поменяются ролями).
 
Большой мяч
Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Итог: Давайте ребята вспомним, чему было посвящено наше путешествие. (Ответы детей).
Дети берут шарик, который они считают нужным и под мелодию песни из мультфильма «Маша и Медведь» «Дружба это не работа» проходят по залу и подскоками покидают зал.