ПРЕДМЕТНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ НУМЕРАЦИИ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ ВТОРОГО ДЕСЯТКА ПО ФГОС


Тематический блок изучения темы: «Двузначные числа. Числа от 11 до 20»
Тема урока: Образование чисел второго десятка. Числа 11-20.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель заданий:
Повторить и обобщить знания о понятии соотношения числа и цифры, в пределах 10, порядок образования последующего, предыдущего чисел (способом: +1, - 1), систематизировать знания о десятке, и разрядных единицах, о понятии однозначные и двузначные числа.
Сформировать представление у учащихся о способе образования чисел второго десятка, записи двузначного числа в пределах 20 на письме цифрой, названия числа, способе образования названий чисел. Систематизировать знания о разрядных единицах.
Содержание1-го задания.
Оборудование для учителя:
- предметные модели (пчёлки и домики + еще 1 пчелка);
22428202032000- карточки с цифрами (8, 9, 10);
- табличка «ДЕСЯТОК»;
- изображение десятка яиц,
упаковка таблеток по 10 шт.;
Оборудования для учащихся:
- карточка с аналогичным
заданием для работы
в паре;
- ручки.
-23749021526500
143827518605500
Задание. Пчелки собрали мёд и летят в улей. Сосчитай сколько ведёрок с мёдом они принесут. Укажи количество ведёрок с мёдом в окошке домика.
Содержание 2-го задания.
Оборудование для учителя:
- демонстрационный абак с моделью десятков и дополнительными единицами - кружками;
- карточка-схема образования чисел второго десятка;
304355525654000218292825654000260717125654000603059525654000557359625654000514997425654000474901025654000433653825654000393565225654000350098725654000
(демонстрационный вариант)
( индивидуально у каждого)
Задание – положи перед собой десяток и рядом размести еще одну единицу, составь по предметной модели верные записи, вставь в окошки пропущенное слово или цифру.
Методические рекомендации, организация деятельности учащихся, а так же формируемые УУД.
Этап урока Деятельность учителя (методические рекомендации) Учебные действия и результат УУД
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
Пояснения к 1 заданию.
1)актуализация знаний
2)постановка проблемы и цели (на доске предметные модели – иллюстрации и цифры)
Работа в паре.
Задание: рассмотрите иллюстрации. Пчелки собрали мёд и летят в улей. Сосчитай сколько ведёрок с мёдом они принесут. Укажи количество ведёрок с мёдом в окошке домика.
Первую иллюстрацию разбирают вместе с учителем:
- сосчитайте, сколько ведёрок с мёдом пчелки принесли домой? Запишите это число соответствующей цифрой.
Следующие 2 иллюстрации выполняют самостоятельно (работа в паре предполагает диалог, дискуссию)
, с последующей проверкой.
(развитие мыслительных операций – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)
- Выпишите в порядке увеличения цифры из окошек. Прочитайте их.
-что вы знаете о них?
(подводим к уже известному понятию «десяток», способ образования десятка, 10 единиц – это 1 десяток, применяя жизненный опыт учащихся)
-Что вы знаете о числе 10?
Где еще можно встретить слово «десяток»?
(устно-состав числа) как можно получить число 10?
(учитель к 3-й иллюстрации добавляет еще одну пчелу с ведёрком).
- Ребята, мимо пролетала пчела и решила поселиться на третьем улике, как изменится запись числа в окошке третьего домика? (наводящий вопрос – известна ли нам такая цифра, которая бы обозначало количество получившихся ведёрок?) - Пересчитывают количество ведерок, называют число, записывают цифру 8в окошко домика на местах, работая при этом в паре (один из учащихся прикрепляет на доску цифру 8, на первый улей), далее с 2(число и цифра 9) и 3(число и цифра 10) иллюстрациями действуют аналогично, самостоятельно.
Результат – соотносят понятия число и цифра, умеют обозначать на письме число соответствующей цифрой.
- 8,9,10 – выписывают, называют
- это натуральные числа, каждое последующее число увеличивается на 1, каждое предыдущее уменьшается на 1, в записи чисел 8 и 9 используется одна цифра – они однозначные. В записи числа 10 используется две цифры – оно двузначное.
Результат – знают способ образования натурального ряда чисел (+1), различают понятие однозначные и двузначные числа.
- 10 –это целое, круглое число; состоит из десяти единиц, образует десяток, в записи используется две цифры – оно двузначное. В магазине мы просим десяток яиц, 1 упаковка таблеток по 10 штук и т. д.
10 это: 1+9, 2+8, 3+7,4+6, 5+5.
Результат – знают понятие «десяток», из жизненного опыта могут подобрать примеры, знают состав числа 10.
- предлагают варианты записи 10 и 1, 1 десяток и 1 единица, 10+1.
Результат - выводят проблему (возможно с помощью учителя), что не хватает известных им цифр для записи этого числа. Делают вывод о том, что возможно есть такие цифры в математике, которые могут обозначать количество больше 10. Ставят цель и задачи перед собой – узнать о таких числах и научиться правильно их произносить и записывать на письме цифрами. Закрепят знания о соотношении цифры и числа, о понятиях однозначных и многозначных числах, о способе образования последующего числа (+1), актуализируют понятия о десятке. Практикуются использовать предметные заместители, а также понимают
изображения и описывают
изобразительными средствами увиденное. Моделируют преобразование
объекта (пространственно-графическое или знаково-символическое). Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной
и письменной форме. Доказывают
Выбирают основания и критерии для сравнения
Подводят под понятие, выводят следствие
Выдвигают и обосновывают
Гипотезы. Принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют свои действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Находят ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт и различную информацию. Планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками: определяют цель, функции участников, способ взаимодействия.
Ставят задачи для инициативного
сотрудничества при поиске
и сборе информации.
Владеют способами разрешения конфликтов:
•принимают решение и реализуют его
Владеют способами управления
поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия
Умеют достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи.
Взаимодействуют со сверстниками
и взрослыми через участие
в совместной деятельности.
В дидактической игре ведут переговоры, договариваются, учитывают интересы других участников, умеют сдерживать свои эмоции.
Пояснения ко 2 заданию.
т
3)открытие нового знания
4) первичное усвоение нового знания (На доске абак в форме треугольника с моделью десятка в виде кругов + дополнительные единицы-круги), схема – модель образования чисел второго десятка.
Фронтальная работа.
Задание – положите перед собой модель 1 десятка и рядом к ней приставьте ещё 1 единицу, как на письме можно обозначить эту запись?
- Верно ребята, все вами предложенные варианты записи имеют место быть верными, давайте выберем один из способов обозначения данной модели.
- разложите число 10 на разрядные единицы. Тогда при сложение 10 и 1, какое правило можно вывести. Сосчитайте сколько получится десятков и сколько единиц.
Можете ли вы назвать и записать ту цифру, с помощью которой записывается число 1 десяток и 1 единица?
- такие числа в математике имеют свое название. Итак 1 десяток и 1 единица – это число 11, и записывается на письме так (показ на доске). Попутное заполнение деформированных схем-моделей числа 11. При произнесении используется чтение сначала разряда единиц, а затем разряда десятков (один-на-дцать).
-запишите в окошке на схеме недостающие цифры
- Так как можно изменить запись на пчелином улике? Пересчитайте по порядку все ведерки с медом у третьего улика. Запишите рядом уже известную нам цифру.
Фронтальная проверка.
На партах у учащихся так же индивидуальные абаки со схемой образования чисел второго десятка с полями для записи пропущенных цифр.
14986015621000
- - выкладывают, предлагают варианты:
1) это пучок и еще несколько;
1) это 1 десяток и 1 единица;
2) это 10 и 1;
3) это 10+1;
4) это сумма 10 и 1
- выбирают сумму 10 и 1 (10+1)
Результат – действуя с предметными моделями, усваивают порядок образования чисел второго десятка
-в записи используем 10 (это 1 десяток и 0 единиц) + 1 (1 единица). Единицы прибавляем к единицам, десятки к десяткам. Получится 1 десяток и одна единица.
Результат – на основе анализа, сами выводят математическое правило. Знают как образовать заданное число.
- нет,
Результат – возникает проблема, затруднение, решение которой необходимо найти)
-произносят вместе с учителем, запоминают, заполняют схему.
Результат – предметно устанавливают соответствие модели числа, ее записью цифрой и произнесением.
- их одиннадцать, это число можно на записи обозначить цифрой 11.
Результат – разрешение проблемной ситуации. Цель достигнута, учащиеся смогли отыскать такую цифру, которая обозначала бы количество ведерок с медом у третьего улика. Вписывают цифру 11 рядом с третьим уликом.
Получат возможность научиться образовывать числа второго десятка различными способами, записывать их на письме цифрами и правильно читать. Практикуются использовать предметные заместители, а также понимают
изображения и описывают
изобразительными средствами увиденное. Моделируют преобразование
объекта (пространственно-графическое или знаково-символическое). Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной
и письменной форме. Доказывают
Выбирают основания и критерии для сравнения
Подводят под понятие, выводят следствие
Выдвигают и обосновывают
Гипотезы. Принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют свои действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Находят ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт и различную информацию. Планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками: определяют цель, функции участников, способ взаимодействия.
Ставят задачи для инициативного
сотрудничества при поиске
и сборе информации.
Владеют способами разрешения конфликтов:
•принимают решение и реализуют его
Владеют способами управления
поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия
Умеют достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи.
Взаимодействуют со сверстниками
и взрослыми через участие
в совместной деятельности.
В дидактической игре ведут переговоры, договариваются, учитывают интересы других участников, умеют сдерживать свои эмоции.
Аналогичную работу можно проводить и далее при изучении всех чисел второго десятка, обращая внимание на дополнение предметной модели, заполнения схем по разрядным единицам, записи числа и особенностями образования названий данных чисел. Работу также можно организовать как фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, так и групповую на усмотрение учителя.
Эту работу можно продолжить и на других моделях:
- пучок(10) палочек, связанных резинкой и отдельные палочки – единицы.
- пересчет учащихся в классе и т.д.
Таким образом цель достигнута. На примере приведенных заданий учащийся научится образовывать числа второго десятка с помощью уже имеющихся знаний, а так же записывать их на письме соответствующими цифрами и правильно будет их произносить. Результат - знают правило образования чисел второго десятка, умеют это количество записывать цифрами и называть их. Разбивают число на разрядные единицы, складывают единицы и десятки, образуя числа второго порядка. Легко действуют с предметными моделями, соотносят задание со схемой.