Конспект урока по русскому языку на тему Изложение текста по цитатному плану


Конспект урока по русскому языку в 4-В классе
Учитель начальных классов: Гуленко Валена Николаева
МБОУ школа №14 г. Феодосия Республика Крым
Тема: « Изложение текста по цитатному плану»
Цели: научиться внимательно читать текст, составлять его план и письменно пересказывать текст с опорой на цитатный план;
предметные: уметь определять основную мысль текста, уметь составлять план текста и писать по нему изложение, использовать логическое мышление, речь, уметь систематизировать и обобщать;
личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Тип урока: развитие речи
Оборудование: учебник, мультимедийная доска, презентация, тетрадь.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
Пёстрая птичка,Любит водичку.Ест червячков И разных жучков.Может нырятьИ в небе летать.Ходит вразвалочку-Спотыкалочку.(Утка) Под дождём она гуляет,Щипать травку обожает,Кря кричит, Всё это шутка, Ну конечно – это … (Утка)  
III. Работа по теме урока (Слайд 1,2)
- Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение.
- Что значит написать изложение? (подробно письменно пересказать текст, сохраняя авторский стиль, язык) 
- Ребята, вам уже знакома такая работа?
- Давайте составим план действий на сегодняшний урок.
Будем внимательно читать текст, обратим внимание на название.
Определим основную мысль текста, проанализируем его.
Выделим опорные слова в тексте.
Составим план.
Перескажем с опорой на цитатный план.
Обратим внимание на написание трудных слов и знаки препинания.
Запишем изложение в тетрадь.
1.работа с текстом(слайд 3)
Упр. 162, с.79
Знакомство с текстом, беседа по содержанию.
Прочитайте текст.
Определите тип текста.
(Повествование)
Назовите его тему.
(Как учитель помог перезимовать уточке.)
Какова основная мысль текста?
(Дикие животные должны жить в природе.)
Подберите к тексту название.
2.Соствление цитатного плана (слайд 4)
Сколько частей в тексте?
Как найти границы частей?
Прочитайте первую часть. Что в этой части главное?
(У учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила раненая уточка. Он её лечил.)
Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.
(Учитель и Утята привыкли друг к другу.)
3.Лексическая работа (слайд 5)
Объясните значение словосочетанияприволок с речки,
привыкли друг к другу.
4.Составление цитатного плана (слайд 6)
Прочитайте вторую часть.
Что в этой части главное?
(Пришла весна. Уточка стала проситься на волю.)
Что такое полынья?
Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.
(Уточка заволновалась.)
5.Лексическая работа (слайд 7)
Объясните значение словосочетания
уточка заволновалась,
проситься на волю.
6.Составление цитатного плана (слайд 8)
Прочитайте третью часть.
Что в этой части главное?
(Николай Дмитриевич попрощался с уточкой и отпустил её на волю.)
Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.
(Пришла разлука.)
7.Лексическая работа (слайд 9)
Объясните значение словосочетаний
вынес на волю,
пришла разлука,
махнул руками снизу вверх, сильно кинул.
8.Составление цитатного плана (слайд 10)
Прочитайте четвёртую часть.
Что в ней главное?
(Уточка радуется весне и воле.)
Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.
(Живи теперь на воле.)
9.Лексическая работа (слайд 11)
Объясните значение словосочетания
твоя весна пришла
10.Цитатный план (слайд 12)
Учитель и Утя привыкли друг к другу.
2. Уточка заволновалась.
3. Пришла разлука.
4. Живи теперь на воле.
IV.Физкультминутка для глаз(слайд 13,14)
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. - Поморгать глазами Посмотрите все в окно, - Посмотреть в окно и в другую сторону Ах, как солнце высоко. - Посмотреть вверх Мы глаза сейчас закроем, - Закрыть глазки ладонямиВ классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, - Посмотреть глазами по дуге Вправо, влево повернем, - Ворочать глазами вправо-влевоА потом скатимся вниз, - Посмотреть вниз Жмурься сильно, но держись. - Зажмурить глаза, открыть и поморгать
V.Орфографическая подготовка (слайд 15,16)
Найдите в тексте знакомые орфограммы.
Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Основные орфограммы:
С речки Покши, уточка Утя, Николай Дмитриевич.
Крылышко, вынырнет, привыкли, позвал...
Осенью, полынья, крылья.
Зажило, чаще, чувствовал, широкой, живи.
Сверху, снизу.
Лечил, на реке, взлетать, по голове, весна...
VI.Продолжение работы по теме урока (слайд 17)
Пересказ текста.
Работа над изложением.
Написание изложения.
Самопроверка. Индивидуальная работа над речевыми, грамматическими оборотами и орфографией.
Редактирование текста.
VII.Итог урока (слайд 18)
Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Какие выводы вы сделали для себя?
Какие трудности вы испытывали при написании изложения?
VIII. Домашнее задание
Выписать глаголы из 1 части упр.162, с.79,
Определить число, время глаголов. В глаголах прошедшего времени определить род.