Наброски и зарисовки интерьера

Министерство образования и науки Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«КРАСНОДАРСКИЙ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»













Методические рекомендации

По выполнению практической работы «Наброски и зарисовки интерьера» по учебной дисциплине «Рисунок и живопись» для студентов II курса
специальности 07.02.01 «Архитектура»


























Краснодар, 2017

Рецензия

на методическую рекомендацию по выполнению практической «Наброски и зарисовки интерьера», по учебной дисциплине « Рисунок и живопись », разработанную для студентов II курса средних специальных учебных заведений по специальности 07.02.01 «Архитектура». Разработчик Куклина Л.Б. преподаватель художественно-графических дисциплин отделения "Архитектура" Краснодарского архитектурно-строительного техникума. Методическая рекомендация по выполнению практической работы «Наброски и зарисовки интерьера» ,по учебной дисциплине «Рисунок и живопись» для студентов II курса рассчитана на 6 аудиторских часов и предназначена для реализации государственных требований к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности 07.02.01 «Архитектура» среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения и для всех типов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Методическая рекомендация определяет общий объем знаний и умений, полученных ранее, и подлежащих обязательному закреплению студентами.
Содержание методической рекомендации очень подробно изложен материал о приобретении навыков быстрой работы, благодаря которому студент успевает запечатлеть выразительные ракурсы, краткие пластически интересные мгновения жизни, рука приобретает уверенность, глаз становится наблюдательным и метким.
В учебном процессе наброски применяют как вспомогательный материал, в тоже время, как упражнения, позволяющие пополнить знания и развить навыки, полученные в процессе обучения. Это: выполнение контурного рисунка, набросков в цвете, по памяти , по представлению, зарисовок, бытовых предметов, интерьера .
Наброски развивают зрительную память и объемно-пространственное мышление, помогают воспринимать действительность во всем ее многообразии и внутренней связанности, научить цельно видеть предметы.
Методическая рекомендация выполнена на высоком методическом уровне и может быть рекомендована для обучения студентов Краснодарского архитектурно-строительного техникума.



Рецензент ___________________ П.В.Казачинский
Кандидат архитектуры,
Профессор ФГОУ ВПО «Южный
институт менеджмента»




Наброски и зарисовки интерьера.

Сюжеты самые прекрасные находятся
перед Вами, ибо это те сюжеты, которые
Вы знаете лучше всего
О. Роден
Рисунок интерьера, прежде всего, должны выражать пространственные планы и нужно найти такую точку зрения, чтобы возможно более полно передать в рисунке информацию о данном интерьере, его характерных особенностях.
Интерьер - это не только архитектурная форма, но и мебель, предметы быта, обихода, декоративное убранство и т.д. Интерьер может многое рассказать о его обитателях: раскрыть их черты характера, привычки художественный вкус, профессиональную принадлежность, возраст, пол, социальное положение.
Интерьер- (перевод с французского. Interieure - внутренний) 1) Архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение зданий:
жилые комнаты, общественные залы, производственные цеха и т.д.; 2) Жанр изобразительного искусства. Интерьерная живопись имеет как самостоятельное значение, так служит своего рода фоном в тех произведениях, где изображаются исторические, бытовые или иные события.
В жанре интерьера работали многие художники. В Голландии в XVII в., широкую известность приобретают интерьерные картины П. Янсенса, А. Ван Остаде, Я.В. Дельфтского. Это страна, где впервые интерьер заявил о себе, как о самостоятельном жанре.
Художники изображают внутренние помещения церквей и светских зданий, а также бытовые сцены в обстановке типичного бюргерского дома. В этих картинах основное внимание уделяется лирическому состоянию изображенной сцены и воссозданию исключительного богатства фактуры вещей.
В XVIII веке мастера стиля рококо обращаются к изображению камерных, интимных уголков дворянских особняков со сценами фривольного характера. В это же время домашнюю жизнь представителей «третьего сословия» с изумительным живописным мастерством запечатлевал Жан Шарден.
В конце XIX – начале XX века в европейской живописи интерьер насыщается повышенной эмоционально психологической напряженностью (А.де Тулуз-Лотрек, П. Сезанн, В. Ван Гог).
Распространение жанра интерьера в русском искусстве датируется началом XIX века, и его представителями были: А.Г. Венецианов, Е.Ф. Крендовский, А.В. Тыранов, Г.В. Сорока, К.А. Зеленцов, Л.Н. Плахов.
По произведениям изобразительного искусства мы можем изучать историю, поскольку наглядно узнаем, как выглядели деревенские, и церковные, дворцовые и учебные, жилые, и казенные интерьеры.
Во многих произведениях живописцев и графиков запечатлены комнаты писателей, ученых, общественных деятелей и, конечно, художников.
Интерьерные сюжеты социальны и индивидуальны. В интерьерах, даже без изображения человека, можно передать обжитость интерьера, построить пространство, оживляемое предметами быта.
Характер интерьера отражает эпоху, уровень развития материальной культуры,
господствующий стиль в архитектуре, поэтому художников всегда живо интересует внутренний вид помещений.
Для изображения интерьера художники используют самые разнообразные средства, начиная от графитного карандаша, туши и чернил, акварели и заканчивая их сочетаниями.
Последовательность ведения работы над интерьером.

Наброски и зарисовки интерьера в учебной практике нацелены на углубление знаний и навыков в искусстве рисования будущих художников-дизайнеров. Изображение интерьеров способствует развитию у студентов глазомера, чувства глубины и масштабности пространства, освоению и закреплению навыков работы с различными художественными материалами. «Рисунок интерьера заставляет преодолевать плоскость листа бумаги, достигать иллюзорности и глубины в изображении. Интуиция подсказывает, какие средства следует использовать, чтобы добиться необходимой выразительности рисунка, какие новые научные знания необходимо приобрести, чтобы успешно справляться с поставленными задачами».
Приступая к изображению интерьера, необходимо помнить, что задача усложняется, в связи с необходимостью передачи более углубленного пространства и наибольшего количества предметов, чем в натюрморте. В интерьере предметы расположены на разных уровнях, на значительном расстоянии друг от друга, на горизонтальной плоскости пола и вертикальных поверхностях стен (картины, зеркала, мебель и т.п.), что усложняет их передачу. И следует учесть при этом, что воспроизведение интерьера затруднено ещё и тем, что он «испытывает на себе давление архитектуры, замкнутого пространства, лимитированного строгим каркасом и кубатурой»
Основными задачами являются: решение перспективы, освещения и тональных отношений.
Цель рисунков интерьера – это выявление характерных особенностей наблюдаемой натуры. Показ назначения изображаемой части помещения и воспроизведение своих впечатлений и замысла.
Выбор натуры и точки зрения, также важен, как и дальнейшая работа над ней, поэтому следует с особой тщательностью подходить к этому вопросу.
В изображении интерьера необходимо выбрать такую точку зрения, с которой бы хорошо воспринимались большие массы помещения, а свет имел бы определенное направление, создавая интересные световые контрасты. Следует учитывать, что при ярком солнечном освещении, идущем от окон, или при направленном искусственном свете появляются падающие тени, которые способствуют зрительному поглощению мелких деталей и способствует целостности тонального восприятия интерьера.
Соответственно, целенаправленное наблюдение натуры, поиск наиболее выразительного фрагмента интерьера, определение композиционно-смыслового центра, подчиняющего себе предметы обстановки, позволит в дальнейшем грамотно изобразить интерьер.
Композиция интерьера.
Выбрав наиболее удачный вид интерьера, и приступая непосредственно к практической части зарисовки интерьера, следует правильно выбрать формат листа бумаги (чаще всего прямоугольный).
Далее следует мысленно продумать компоновку рисунка на листе бумаги и, лишь затем, наметить легкими штрихами общий вид интерьера.
В процессе компоновки интерьера на листе бумаги, можно какую-то часть интерьера не включать, чтобы достичь цельности. С этой позиции следует воспользоваться на первых порах таким приемом как видоискатель.
Рисунок интерьера необходимо начинать с изображения общих масс всех групп предметов, например, перекрытий, лестниц, мебели, архитектурных деталей, одновременно отмечая местоположение каждого из них.
Затем надо найти характер их формы и пропорций, т.е. наметить конфигурацию предметов, их высоту и ширину, а также расположение в пространстве и перейти к конструктивному анализу объектов, присущих данному интерьеру.
Определение основных пропорций, конструктивное и перспективное построение с предварительным уточнением расположения объектов.
1) Примечание – Выбранная точка зрения должна не изменяться в течение всего процесса изображения выбранной натуры. Точка зрения диктует, какие части интерьера окажутся в композиционном центре.
2) Видоискатель выполняется студентом самостоятельно. Нужно взять небольшой лист бумаги и на нем вырезать окошко в пропорциональном соотношении сторон рамки и размером выбранного формата листа для изображения интерьера. Затем близко поднести к глазу и смотреть на объект изображения, передвигая в нужном направлении.
Следующим этапом является передача перспективных сокращений помещения и предметов в ней. Каким бы сложным по конфигурации ни был интерьер, его всегда можно, как правило, привести к известным геометрическим объектам, которые имеют в плане квадрат, прямоугольник, круг. Такое приведение к простым формам является хорошо зарекомендовавшим себя композиционным приемом, издавна используемым старыми мастерами. Поэтому умение хорошо рисовать геометрические формы в перспективе облегчит рисование интерьеров с натуры.
Студенты к этому времени должны знать, как строится фронтальная и угловая перспектива. Здесь следует воспользоваться методом линейно-конструктивного построения изображения, поскольку лишь изображая предметы как бы прозрачными, можно точно определить положение каждого предмета в пространстве.
Так, изображая предметы, расположенные на полу, наглядно видно размещение
следков от них и расстояний между ними. С этой целью нужно наметить линию
горизонта, располагающуюся на уровне глаз рисующего, и ориентируясь на неё, уточнить соотношение перспективных сокращений предметов с перспективными сокращениями стен и потолка комнаты, в которой они находятся. Поскольку и предметы, и помещение вы наблюдаете с одной и тоже точки зрения, необходимо соблюдать в рисунке единство линии горизонта, а для многих предметов и единство точки схода.
Нахождение основных тоновых отношений.
Впечатление глубины пространства передается, как и точным перспективным построением интерьера, так и включением светотени в рисунок. Для этого, следует уже на этапе поиска в наброске интерьера характера формы предметов, проложить штрихами тональные отношения. При этом, обратить внимание на то, как распределяются светлые и темные пятна на плоскости и каково их композиционное расположение. Здесь учитываются света и тени на предметах, тональная окраска предметов.
Следует учесть, что направление линий штриховки должно соответствовать направлению изображенных плоскостей в пространстве. Тон штриховки должен учитывать и удаление объектов от рисующего. Здесь поможет знание правил воздушной перспективы. Рисуя интерьер, где объем пространства не так велик и разница в планах почти незаметна, нужно условно разбить свой рисунок на два-три плана и решать каждый соответственно его характеру, и за основу взять средний план. На переднем плане предметы четче прорисовываются и детализируются, средний план служит камертоном тона рисунка, а дальний – объединяет штриховкой предметы с фоном.

Стадия обобщения.
Заканчивая работу над рисунком интерьера, надо внимательно проверить общее впечатление от изображения. Следует посмотреть на рисунок издали, и проверить, как согласуются между собою архитектурное пространство интерьера и его наполненность по тону, не «лезут» ли вперед, по тону предметы дальнего плана, не являются ли рефлексы такой же силы тона, как и света, воспринимается ли цельным и законченным весь рисунок.
Законы психологии зрительного восприятия говорят о том, что не все предметы, окружающие человека, воспринимаются одинаково. Предметы, находящиеся в центре поля зрения, мы видим более четко и ясно, чем остальные. Следовательно, учитывая закономерности восприятия, мы должны и в рисунке помочь зрителю выделить главное, смягчив второстепенное.
Наброски и зарисовки интерьера следует начинать с использованием графитного карандаша и лишь, затем варьировать художественные материалы и техники.
Следует учитывать, что поток света, проникающего из окна в закрытое помещение, связывает его с внешним миром, с природой и изменяет характер его освещения. В свою очередь, освещение сообщает предметам и всему помещению конкретный оттенок световых лучей в зависимости от состояния погоды, времени суток за окном. В интерьере ярко выражено замкнутое пространство, ограниченное большими плоскостями (пол, стены, потолок), влияющими на световые отношения в рисунке. Также данные плоскости отбрасывают на предметы интерьера отсветы, особенно заметные в тени. Однако, учитывая все выше сказанное, необходимо помнить, что только целостность восприятия интерьера и единое решение всех его объектов составляет главную задачу в данном задании.
Необходимо рассматривать предлагаемые упражнения с позиций предварительного рисунка, куда не нужно вводить много деталей, однако строение, пропорции (размеры) предметов и их размещение в пространстве должны быть точно переданы.

Примерные задания

Тема: Рисование группы предметов в интерьере во фронтальной перспективе.
Вид занятий: рисунок с натуры, зарисовка.
Задача: используя законы перспективы, масштабных соотношений изобразить интерьер учебной аудитории (компоновка изображения и линейное моделирование всех предметов интерьера).
Материал: графитный карандаш.
Тема: Тематический натюрморт в интерьере.
Вид занятий: рисунок с натуры, зарисовка.
Задача: передача глубокого пространства, плановости
Масштабность – это соизмеримость сооружения или изделия с размерами человека. Наиболее остро она выступает в деталях, связанных с деятельностью человека
Взаимно - закрываемости предметов в натюрморте, передача свето - воздушной среды, материальности и фактуры объектов.
Материал: уголь, сангина, соус.
Тема: Фрагмент интерьера мастерской художника в угловой перспективе.
Вид занятий: рисунок с натуры, зарисовка.
Задача: линеарным рисунком передать быт художника с учетом перспективных сокращений.
Материал: тушь, перо, палочка (черный фломастер, гелевая ручка).
Тема: Фрагмент интерьера фойе театра (гризайль).
Вид занятий: живопись с натуры, форэскиз.
Задача: в живописной манере объединить разрозненные частности.
Материал: бумага, черная или коричневая акварель, кисть.
Тема: Рисование предметов мебели в интерьере в угловой перспективе
(гризайль).
Вид занятий: живопись с натуры, форэскиз.
Задача: изобразить уголок студента с учетом законов перспективы и локального освещения (настольная лампа).
Материал: бумага, черная или коричневая акварель, кисть.

Тема: Силуэт в интерьере.
Вид занятий: рисунок по представлению, форэскиз.
Задача: показ свойств предметов в массе без деталей внутри контура.
Материал: бумага, тушь (черная или коричневая акварель), кисть.
Тема: Интерьер с окном.
Вид занятий: живопись с натуры, форэскиз.
Задача: передача цветового соотношения интерьера и пейзажа за окном.
Материал: гуашь или акварель.
Тема: Копия архитектурных фантазий (интерьера) с произведений старых и современных художников.
Задача: прочувствовать материал и технику, которую использовал тот или иной мастер в своей работе.









Натюрморт в интерьере. Бумага, графитный карандаш



Интерьер. В театре Бумага, кар. В. Вакидин. Книжный шкаф.1968.Бумага, кар.







Интерьер. Учебный рисунок. Уголь Натюрморт в интерьере. Бумага, графитный кар.






Натюрморт в интерьере Учебный рисунок. Бумага, кар.





Интерьер. В мастерской художника. Пастель.

Учебная и учебно – методическая литература.



Учебный рисунок в Академии художеств, « Изобразительное искусство», М.1990

Строгановская школа рисунка, Московский государственный художественно- промышленный университет им. С.Г. Строганова. « Сварог и К. М. 2001.
Арнхейм, Л.-Б. Десять книг о зодчестве. Л-Б.Альберти. М.-1937-Т.1-2.
Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие Арнхейм, Р. М- 1974-234с
Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры ХХ века Аронов В.Р-М. 1987-310с.
Жабинский В.И. Винтова А.В. Рисунок / Жабинский В.И. Винтова А.В-М. « Инфра»- М. 2009- 272с.
Магали Дельгадо Янес, Эрнест Редондо Домингез « Рисунок для индустриальных дизайнеров / Янес, Эрнест Редондо Домингез – М « Арт - Родник», 2006- 192с.

Стародуб К.И. Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись. От реалистического изображения к условно стелизованному Стародуб К.И. Евдокимова Н.А.- М. « Феникс», 2009-208с.
Колышев Ю.Б. Рисунок интерьера /Ю.Б. Колышев.–М. «Архитектура-С», 2009-96с.
Учебный рисунок.- М « Искусство», 2003-92с.

Ростовцев Н.Н., Очерки по истории методов преподавания рисунка / Н.Н. Ростовцев- М « Изобразительное искусство», 1983- 287с.












13PAGE 141015




Заголовок 115