Презентация по диагностике детского развития на тему Исследования личностных особенностей детей младшего школьного возраста


Исследования личностных особенностей детей младшего школьного возраста . "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка – это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе". М.Хариссон  Личность – это человек взятый в системе таких его психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях и определяют поступки существенные для него самого и окружающих. Развитие личности младшего школьникаЗависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми; сильно подвержено внешнему влиянию; закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения; начинает формироваться общественная направленность личности; Факторы развития обучающегося ↓ ↓ Биологические Социальные Структура личности (по С.Л. Рубинштейну)НаправленностьПотребность Убеждения Мотивы Интересы Поведение Мировоззрение Знания, умения, навыки{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ЗУНХорошо ориентироваться во внешнем миреОбеспечение исполнения определённой деятельностиДостичь результат в новых сферах предметной деятельности Индивидуально-типологические свойства Проявляют себя в: характере способностях темпераменте Качества личностиЦелеустремлённость:оценивающая;эмоционально-ценностная;мотивационно-поведенческая; Коммуникабельность:позитивное эмоциональное восприятие человека человеком;умение и способность установить контакт; соблюдение в общении социальных норм поведения;устанавливать контакты с окружающим миром и проявляется в культуре его поведения; Толерантность:равноправное общение;умение доверять;умение владеть собой; умение не осуждать других;умение слушать; Биологические факторы Развитие человека, как и всех живых организмов, связано прежде всего с действием фактора наследственности.Человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различ­ных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности. Социальные факторы В самом общем виде формирование личности ребенка можно определить как процесс социализации, ᴛ.ᴇ. усвоения индивидом социального опыта. Человек на базе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-психологическую систему. Личность в полном смысле этого слова начинается тогда, когда из всего соци­ально-психологического материала, ставшего личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная система, которая обладает индивидуальностью, известной автономией, способностью к саморегуляции, избирательным отно­шением к социальной среде Возрастные особенности внимания Слабость произвольного внимания (Произвольное внимание младшего школьника требует близкой мотивации)  Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание (Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны). Возрастные особенности памяти  Усиливается роль и удельный вес словесно- логического, смыслового запоминания. Развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.  Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.  Возрастные особенности развития воображения Совершенствование воссоздающего воображения. Развивается творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации. Возрастные особенности мышления Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений. Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.  Развитие мотивации Важной педагогической задачей является не только сохранение высокой мотивации учащихся и коррекция ее снижения, но и повышение зрелости мотивов обучения, углубление внутренней мотивации. Учителю и родителям необходимо понимать, что пробелы в знаниях и навыках невозможно игнорировать или устранить мгновенно. В начале обучения в основной школе взрослым необходимо быть реалистами, дать возможность сформировать недостающие навыки, чтобы не вызвать у школьника потери желания учиться и веру в свои силы. Учителям очень важно давать четкие ориентиры, по которым оценивается работа ученика, объяснять, что в работе правильно, а что нет, отмечать удачные моменты, даже если в целом оценка и не высокая. Это также является опорой для развития навыка планирования и оценки своей учебной деятельности, в противном случае это может вызывать только негативную эмоциональную реакцию школьника.  Настойчивость - это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для поставленной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве.Упрямство – это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели. Организованность – качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.Дисциплинированность – это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела. Самоконтроль – это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. Воля – это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становление личности. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребёнка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка. Выводы:младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства;основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения;к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы;полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребёнка как активного субъекта познаний и деятельности.