Конспект урока Г.Х.Андерсен-великий сказочник

Ганс Христиан Андерсен – великий сказочник
Цель урока:                
познакомить учащихся со сказочным миром писателя;
развивать у учащихся  умения анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; развивать монологическую речь учащихся;
воспитывать уважение к великой силе любви и дружбы, умение ценить и беречь эти чувства.
Оборудование: выставка книг Х.К.Андерсена «Г. Х. Андерсен – замечательный сказочник», рисунки учащихся, , аудиозапись , мультимедийная презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Слайд 2. Тот зимний вечер в последний день девятнадцатого века не был похож на все остальные. Снег падал медленно и очень важно, и хлопья были такие большие, что, казалось, с неба слетают на город лёгкие белые цветы
В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку

Слайд 3. Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена.
Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно сдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски.

Слайд 4. Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летали над морем, в котором отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

Слайд 5. Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку».

Среди лучших имен сказочников мира есть имя, известное и детям, и взрослым. Это датский писатель Ганс Христиан Андерсен. СЛАЙД 6

Слайд 7. На севере Европы, под великим скандинавским полуостровом, можно увидеть ещё один, который своими очертаниями напоминает человеческую ладонь. Он называется Ютландия. На нём расположена Дания, маленькая скандинавская страна. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен.

А сейчас Лера Баранчик расскажет нам о жизни этого замечательного человека..
Слайд 8.
Родился Ганс Христиан Андерсен в бедной семье: отец был башмачником, а мать прачкой. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны.

Слайд 9. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний залив.

На собственную мастерскую у старшего Андерсена не было денег, поэтому работал он обычно дома. Мать целыми днями стирала бельё для состоятельных горожан. Вечерами же садилась к прялке, чтобы потом связать что-нибудь из одежды для своих домочадцев: приобрести готовую одежду было для них непозволительной роскошью.

Денег в семье порой не хватало даже на хлеб насущный, а купить книгу было просто невозможно. Поэтому отец часто брал с собой маленького Ганса на прогулки в лес, стараясь воспитывать сына в любви к природе.
На лесных полянах Ганс стал петь, втайне радуясь тому, что его замечали и слушали даже знатные господа. За пение он иногда получал немного денег, которые он бережно откладывал, чтобы со временем уехать в Копенгаген на учёбу.
В 14 лет юный Андерсен уезжает в Копенгаген в надежде устроиться где-нибудь певцом. Естественно, в столице его ожидали одни неудачи. С большим трудом его взяли учеником в консерваторию, установив крошечную стипендию. За год одежда Андерсена страшно износилась, подошвы он привязывал верёвками. В дождь и снег он постоянно простывал и окончательно охрип. Директор консерватории жёстко посоветовал ему возвратиться в Оденсе и лишил денег. Так в 15 лет Ганс оказался выброшенным за борт. Это было самое страшное время в его жизни, но сдаваться на милость судьбе он не собирался. На оставшиеся деньги он поселился в самом бедном районе Копенгагена. Хозяйка из жалости наливала ему каждое утро кофе и давала немного булки. Это стало для бедного мальчика единственной пищей на долгие месяцы.
Бродя по улицам в поисках работы, он, оборванный и голодный, иногда забредал в парк с озером, где подолгу любил смотреть на диких лебедей.
Вот остров мой; с него прохладой веет,
Задумчиво дремучий лес растет,
И озеро спокойное синеет,
И лебеди скользят по лону вод!

Наверное, уже тогда в его воображении зародился сюжет для будущей сказки «Гадкий утёнок». Я думаю, что это удивительное произведение - рассказ о нём самом. Именно в это время Андерсен пишет своё первое сочинение – пьесу для театра «Солнце Эльфов». Директор театра признал юное дарование и стал платить ему немного денег. Так тяжело начиналась самостоятельная жизнь молодого Ганса Христиана.
Слайд 10. Всеобщее признание пришло к Андерсену в 30 лет после выхода в свет его первого сборника сказок. Успех этих сказок в том, что написаны они простым и понятным каждому языком. В семьях, где были дети, писатель всегда был самым желанным гостем. Да и сам он обожал детей и с удовольствием рассказывал им свои сказочные истории.

Слайд 11. Было у Андерсена и любимое увлечение. Вечерами, сидя в кругу детей и рассказывая им сказки, он любил вырезать из бумаги то фигурки, то узоры. Фигурки обычно изображали его сказочных героев и наклеивались затем на бумагу в виде аппликации. Свои узоры Ганс Христиан вырезал таким же способом, как и мы вырезаем снежинки на Новый Год. Только рисунки этих узоров кажутся более затейливыми и интересными. Настоящий художник слова, он и руками своими при помощи ножниц творил вот такое вот чудо.
Девизом никогда неунывающего Андерсена было его знаменитое изречение: «Ни на минуту не впускайте печаль в своё сердце: иначе она может поселиться там навсегда». При встрече на улице он всегда улыбался и, приподнимая с головы цилиндр, радостно им помахивал.
Слайд 12. Над ним потешались и дразнили фантазёром и недотёпой
Слайд 13. Аудиозапись
Учитель: Сказки Андерсена знакомы вам с детства и сейчас мы совершим небольшое путешествие в этот удивительный сказочный мир.
Слайд 14- 34 (Свинопас)
Время безжалостнее, чем мы думаем: оно убивает даже сказочников. 4 августа 1875 года Андерсена не стало. За гробом великого сказочника шли бедняки и министры, студенты и датский король – почитатели «духовных деток», как называл свои сказки сам писатель. Датчане чтут память великого сказочника. Всего Андерсен написал 170 сказок. На нашей выставке только малая часть его сказок.
Слайд 36,37, 38 Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя это Золотая медаль Ганса-Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам. Премия вручается второго апреля - в день рождения Ханса Кристиана Андерсена.
Премия представительнице СССР была вручена лишь однажды - в 1976 году медаль была вручена Татьяне Алексеевне Мавриной, художнику-иллюстратору детской книги.
Работа над текстом сказки.
Из созвездия андерсеновских сказок мы выбрали для нашего разговора лишь одну. Это сказка «Снежная королева». Она была особенно дорога автору еще потому, что волшебное в ней соседствует с реальным, с жизнью самого Андерсена. Огород матери сказочника, по его словам, и теперь еще цветет в сказке “Снежная королева”.
- Как мы, читатели, можем выразить свое уважение к писателю?
Читать, размышлять, учиться жить по его книгам.
Чтение 1 главы
Какой характер должен быть, по вашему мнению, у человека, который так начинает свою сказку: “Ну, начнем! Вот дойдем до конца сказки, тогда будем знать больше, чем теперь. Жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол”?
Чем похоже это начало на другие сказки, известные вам, а чем – нет? Можно ли определить по этому началу, что сказка – не русская?
Кто такие тролли? Семен поработал с мифологическим словарем и сейчас поделится с нами своими знаниями.
(Тролль - мифологический великан, охраняющий сокровища, вредят людям, великан (в германо- скандинавской мифологии). Они обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Тролли, как правило, вредят людям, похищают у них скот, оказываются людоедами.).
Какое определение ему дает автор? (У Андерсена тролль – «сущий дьявол» (злой дух, чёрт, сатана).

У тролля, говорил Андерсен, была своя школа. Чему учили в этой школе? (Текст).
Докажите, что сказочник не так относится к жизни и людям, как тролль и его ученики.
Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели?
Какое зло причиняли людям осколки волшебного зеркала? (Зачитайте)
(Зеркало – средство обезобразить подлинный облик человека. Характерно, что люди, попадающие под власть тролля, т. е. раненные осколком в глаз или в сердце, начинали видеть только дурные стороны жизни и становились насмешливыми.
Автор заканчивает первую сказку словами: “И много осколков зеркала все еще летало по свету. Послушаем же про них”. Мы уже знаем, что от этих осколков приходит беда: сердца людей превращаются в куски льда. Это, конечно, сказочное выражение, и мы понимаем, что “лед” этот особенный, не такой, как на катке. Подумайте и скажите, о ком из героев сказок Андерсена можно сказать, что их сердца – словно ледяные.
С какими героями мы знакомимся во 2 истории. Расскажите о жизни мальчика и девочки, их садике. Для чего две семьи устроили себе “сад” в деревянных ящиках? Что это был за сад? Понятно, почему разводили коренья для супа и зелень, но зачем посадили розовые кусты?
Как начинается рассказ о Снежной королеве? Послушаем, что говорят о ней бабушка, Герда и Кай.
(Инсценировка эпизода).
Посмотрите, Кай еще почти ничего не знает о Снежной королеве: добра она или зла, каков ее характер, но он уже говорит: “Я посажу ее на теплую печку, и она растает”. Как эти слова характеризуют Кая?
(Он дерзок, неуважителен, предрасположен к дурным поступкам.)
Какой увидел Кай Снежную королеву в первый раз? (Чтение описания Снежной королевы).
Как вы понимаете слова сказочника: “ Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира”? Похожи ли ледяные узоры Снежной королевы на морозных окнах на розовые кусты в садике детей?
(Ледяные узоры холодны, символичны смерти, а розовые кусты – живые, они красивы, символичны жизни.)
Чем вам запомнился рассказ о том, как осколок зеркала тролля попал в глаз Каю? Переживает ли сказочник это событие или ему все равно? Докажите свое мнение. (Бедняжка Кай!)
Почему так испугалась Герда, когда Кай сорвал две розы и бросил их? (Заметила недобрые перемены в брате.)
Что сделал Кай, заметив ее испуг?
Кай из-за осколка видит, что вокруг всё гадко, розу точит червь; начинает передразнивать бабушку, соседей. Он увлечённо играет с увеличительным стеклом, которое, делая предметы больше, фактически искажает вещи, извращает облик мира. Волшебное зеркало искажения является и одним из орудий власти Снежной королевы, как сила, связанная с дьяволом (королева сидит «на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире»).
Как описывается в сказке второе появление Снежной королевы? (ТЕКСТ)
(«Как она была хороша! Лица умней и прелестней он себе и представить не мог! Теперь она не казалась ему ледяною ,как в тот раз, когда она сидела за окном и кивала ему». )
Какой теперь видит ее Кай? Что сказал Кай, когда Снежная королева его поцеловала?
О чем он вспомнил? А о чем не вспомнил? (он забывает Герду, бабушку, домашних, но про санки не забывает. Может быть, именно поэтому Снежная королева потом обещает ему не только весь свет, но и коньки.)
Красива ли Снежная королева? Красота ее внешняя или внутренняя?
В сказке Г. К. Андерсена Снежная королева - величественная и могущественная. Она может засыпать мир снегом, заморозить все вокруг, но самое страшное - сделать сердце человека ледяным и жестоким. На вид королева очень красивая («Глаза ее сияли, как звезды»). Но не было в тех глазах, ни тепла, ни мира, так как несли они лишь зло. Снежная королева поцеловала Кая и сделала его своим послушным учеником, лишила памяти и чувства настоящей красоты.
А кто по-настоящему красив в сказке? Герда. Человечность - красота человеческого сердца. Это и сила, которую нет возможности победить даже колдовству самой Снежной королевы
Что же было с Гердой после исчезновения Кая, мы с вами узнаем на следующих уроках.
Итог урока:
Какими новыми знаниями овладели?
Чтобы вы хотели рассказать своим родителям о сегодняшнем уроке?
За свою долгую жизнь Андерсен создал множество сказок. Ярких, неповторимых, увлекательных. Сказочник утверждал, что самые удивительные произведения вырастают из действительности. Этим-то сильны и долговечны его сказки. Вы, наверно, убедились сами, что, читая сказки Андерсена, получаешь великое удовольствие. Его герои обычно добиваются счастья благодаря мудрости, доброте, мужеству, смекалке, а не с помощью волшебных сил. Читайте сказки и верьте в чудеса! Ведь они иногда происходят на самом деле.
Д/З. чтение 3-4 гл. вопрос 4, 5. стр 234
пересказы эпизодов: мальчики – Герда у принца и принцессы
Девочки –Герда у волшебницы

 

15