Мастер-класс на тему «Влияние театрализованной деятельности на эмоциональное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи».

Мастер-класс

Организационный момент:
Всем участникам при входе раздать листочки разного цвета и формы для объединения в подгруппы. Участники рассаживаются за столы в соответствии своего цвета.

– Уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать вас на мастер-классе, а для того, чтобы нам было комфортно, давайте познакомимся. Предлагаем вам назвать своё имя и любимое занятие в соответствие с пиктограммой (раздать пиктограммы).
/Каждый педагог получает пиктограмму и на основании изображения представляется: - весело, грустно, озабоченно и т.д./.
(Представление в группах происходит одновременно).
Л.П. - /показывает свою пиктограмму – интерес:
- Я, Лариса Петровна, музыкальный руководитель, детского сада №9 «Теремок». Моё любимое занятие – театр.
О.Г. /пиктограмма – удивление/.
- Я, Ольга Григорьевна, воспитатель детского сада №9 «Теремок». Моё любимое занятие – театр.
Л.П.- Теперь вы все познакомились, и можете выбрать самого артистичного в своей группе, он награждается
медалью «За артистизм». Сложите вместе ваши листочки и самый артистичный должен зачитать текст от лица персонажа.
Л.П. – Я думаю, что всем стало приятно от общения друг с другом, и вы поняли, что сегодня мы с вами будем разговаривать о театрализованной деятельности.

Тема нашего урока: «Влияние театрализованной деятельности на эмоциональное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи».

Актуальность:
О.Г. - Детство – особо-значимый период в жизни ребёнка.
В.А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».
Детский сад – это сад детства, в котором растёт самое нежное растение – ребёнок.
Наша задача, чтобы он вырос успешным и радовал всех.
И.А. Сикорский, российский учёный считал, что «здоровье и нравственные черты могут быть улучшены, возвышены и усовершенствованы воспитанием».
Актуальность обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития.
Именно в дошкольном возрасте совершенствуется речь детей, развивается диалогическая и монологическая речь, происходит постепенное становление всех звуков. Дети, имеющие отклонение в речи, плохо говорящие, начинают к пяти годам осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, неуверенно держатся. Они редко участвуют в играх, избегают контактов со сверстниками – эти черты могут стать тормозом в развитии активности детей, инициативности, а в дальнейшем перейти в такие качества, как скрытность, недоверие, неуверенность в своих силах.
Л.П. - Добиться качественного результата в работе с детьми логопедических групп помогает театрализованная деятельность, которая включает в себя все виды театра, а так же самостоятельную художественную деятельность. Игры-драматизации и особенно подготовка к ним развивают у детей способность выразить в речи свои представления, опыт, чувства, впечатления, желание, что повышает умственную работоспособность, создаёт необходимые условия для полноценного речевого развития. Игры-драматизации ценны ещё и тем, что в них раскрывается способность ребят преодолевать нерешительность, робость, развивается инициативность, диалогическая и монологическая речь, формируются творческие качества личности.
О.Г. - Новизна опыта.
Проблема развития детей в группах ОНР и ФФН стала предпосылкой для разработки новых подходов к эстетическому воспитанию детей логопедических групп через создание творческого сообщества детей и взрослых, где музыкальные руководители, логопеды, педагоги, психолог работают в тесном контакте с педагогами детского сада. Результатом совместной деятельности явилось создание детской студии «Капелька», для повышения эмоционального и речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в играх-драматизациях. Апробация программы «Сообщество», помогает регулярно оценивать и повышать качество, эффективность работы по развитию речевых и творческих способностей детей, совершенствовать процесс обучения, практику работы с детьми и их семьями, обновлять и расширять предметно-развивающую среду.

Л.П. - Цель: Активизировать творческий потенциал развития личности ребёнка.

О.Г. - Задачи:
1) совершенствовать эмоциональное и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в играх-драматизациях, театрализованной деятельности;
2) повышать уровень языковой компетенции, эффективность восстановления слитности речи, уверенного речевого общения детей;
3) формировать способности дошкольников к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
4) развивать воображение и ассоциативное мышление детей;
5) создавать соответствующую среду на основе организации центров активности для развития театрализованной деятельности.


Л.П. - Театрализованная деятельность помогает не только повышать речевую активность детей, но и большое влияние оказывает на психические процессы – внимание, память, мышление, творческое воображение.
О.Г. = Дети, поступившие в мою группу пяти лет, были нерешительными, застенчивыми, они редко участвовали в играх, избегали контактов со сверстниками, другие наоборот проявляли чрезмерную активность. Когда провела диагностику, то выявила, что они не только плохо говорили, но среди них были проблемные дети. Для того, чтобы устранить недостатки в развитии, пришла к выводу, что эту проблему нужно решать комплексно со всеми специалистами детского сада: психологом, логопедом, музыкальным руководителем.
В соответствии с требованиями программы «Сообщество» помещение группы разделила на центры активности: «Театр», «Музыка», «Книги», «Искусство», «Речевой культуры», «Науки и естествознания». Успешность взаимодействия детей зависит от их размещения в пространстве. Продумала возможность перемещения детей в группе, чтобы они могли снять напряжённость, разнообразить движения, общаться.
В процессе работы я заметила, что большой популярностью у детей пользуется центр «Театр», в котором собраны пальчиковый, настольный, плоскостной, теневой театры. А так же театр масок, бибабо, конусный, фланелеграф, и театр игрушек. Посоветовавшись со специалистами, мы решили, что лучше всего развивать психические процессы, улучшить эмоциональное состояние детей нам поможет театрализованная деятельность.
Для стимулирования творческой активности детей, свободы, эмоциональной раскованности совместно со специалистами и музыкальным руководителем создали детскую студию «Капелька». Установили цели, выделили задачи, составили перспективный план работы, для исправления дефектов речи, развития умений и навыков речевой активности на принципе целостного функционирования, как речевого аппарата, так и нервной системы в целом. Собрали необходимые материалы, изготовили и отреставрировали кукольные персонажи, в процессе работы консультировались, обсуждали, определили основные направления в работе.

Занятия в детской студии «Капелька», проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.
Система работы психолога была направлена на снятие напряжённости детей, развитие социальных навыков, а так же индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Совместная работа с логопедом строилась на преодоление и предупреждение дефектов речи через специальное коррекционное обучение: на занятиях, коррекционных часах, в индивидуальной работе.
Музыкальный руководитель совершенствует в студии развитие музыкальных и артистических способностей детей, учит держать на высшем пределе внимание и умственную активность, импровизировать под музыку, достигать наиболее быстрых и качественных результатов в развитии духовности детей.
Я подбирала репертуар, помогла детям в обыгрывании игрушек, кукольных персонажей, подводила к этюдам, инсценировкам, импровизациям, эмоциональной передаче создаваемого образа.
Планирование выстроила как для индивидуального, так и группового развития детей, которое отвечало их интересам и потребностям и позволило каждому ребёнку добиться успеха. Побуждая детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительным движениям, учила передавать настроение, эмоциональное состояние, персонажей, помогала в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
Основным способом овладения умений и навыков речевой активности детей и исправления дефектов речи явилось:
- организация фонационного дыхания,
- формирование навыков чёткой артикуляции и произношения,
- формирование интонационной выразительности речи,
- стабилизация темпа и ритма речи,
- формирование навыков естественной плавной слитной речи в разнообразных формах общения / игровой, диалогах, на занятиях, во время репетиций/. На индивидуальных занятиях добивалась:
- правильного звукопроизношения,
- совершенствовала фонематическое восприятие,
- отрабатывала правильное речевое дыхание,
- уточняла и расширяла словарный запас детей.
Много внимания уделяю развитию мелкой моторики пальцев рук. На занятиях и в свободной игровой деятельности использую сказочных персонажей, обыгрываю с детьми небольшие инсценировки, даю дополнительные задания на голосовые и мимические упражнения, элементы
психогимнастики, релаксации, различные тренинги, что способствует снятию напряженности и активизации речи детей.
Основным правилом является соблюдение постепенного перехода от легкого к трудному, от сохранных компонентов речи к нарушенным. У детей-логопатов проблема – вялый речевой аппарат.
Ребёнок не проговаривает до конца фразу, требуется усилие, которого у ребёнка часто не хватает. Поэтому ежедневно провожу гимнастику для речевого аппарата по 5-7 минут.
Первые четыре вида упражнений:
- дыхательная гимнастика,
- артикуляционная гимнастика,
- пальчиковая гимнастика,
- речевая гимнастика - являются подготовительными перед занятиями по развитию речи и репетициями. Эти упражнения важны и в работе по развитию артистических способностей детей.
Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения.
Работу по постановке игр-драматизаций мы начинали с самого простого, с упражнений, инсценировок, импровизаций, небольших эпизодов, сценок из сказок «Волк и семеро козлят», «Под грибком» В. Сутеева, «Заюшкина избушка». Роли предлагала по желанию детей, постепенно и другие дети проявили заинтересованность в получении ролей.
Так в подготовительной группе в 2004г. подошли к постановке спектакля «В гостях у Хозяйки Медной Горы» по сказам П. Бажова. Сначала выделили этапы работы по постановке спектакля, определили сферы интересов, проанализировали проблему и сформулировали задачи. После подбора сказок, написала сценарий, затем подошла к его конструкторской проработке этапов работы по подготовке к игре-драматизации с применением дидактического материала, оборудования, атрибутов, костюмов и фонограмм.
Проанализировав, свои возможности и возможности детей, вместе с музыкальным руководителем пришли к выводу, что сценарий получился сложный и объёмный. Поэтому решили привлечь к участию в спектакле детей из других логопедических групп, на что получили согласие педагогов и детей. После чтения сказки мы переходили к обсуждению сюжетов, героев сказки, знакомили детей с жизнью и бытом людей в прошлом, народными традициями, приметами. Хотя сюжет сказок сложен, но дети с удовольствием прослеживали события до конца, они становились серьёзными при обыгрывании диалогов, этюдов, инсценировок. Дети с нетерпением ждали репетиций, заучивали пословицы, эпитеты и роли с большим энтузиазмом.
Во время репетиций дети постепенно осваивали навыки общения и поведения, улучшалась речь детей, психическое самочувствие, повысилась работоспособность, расширился кругозор. Перед детьми ставились новые задачи, шёл постоянный поиск новых методов работы над совершенствованием выразительности речи и движений, повышался интеллектуальный уровень.
Лингвистические (словесные) игры позволили Насте К. проявить интеллектуальные и творческие способности в передаче образа Хозяйки Медной Горы, а Саши К. в образе Данилы – мастера. В ходе репетиций сформировалась интонационная выразительность речи, дети научились чётко формулировать свои мысли. Участие в спектакле детей стимулировали собственную речевую активность, у них обогатился социальный опыт, улучшились взаимодействия с другими детьми.
Стремясь обеспечить активное участие каждого ребёнка, выполнить заказ родителей, поставили спектакль «Золотой гвоздь».
В спектакле «Золотой гвоздь» были достигнуты высокие результаты с Катей М. Добиться чёткости произношения, создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений необходимой для звучания полноценного голоса, ясной и чёткой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции и мимической мускулатуры,
выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата потребовалась колоссальная работа логопеда.
Презентация спектаклей прошла на дне открытых дверей в 2004 году для педагогов города и в 2005 году на методическом объединении города, и на межрегиональном Северо-Байкальском семинаре. Артистические способности и речевая активность детей были высоко оценены зрителями.
Работа по формированию музыкальных и артистических способностей, по освоению и преобразованию окружающего культурного пространства и овладению уровня языковой компетенции являются творческим процессом, одним из средств самовыражения и дают возможность детям реализовать свои идеи в самостоятельной игровой деятельности. В обыгрывании ролей заложена логика художественного творчества, имевшей своей целью формирование эмоционального и речевого развития.
Работа над разучиванием роли состоит из нескольких видов коррекционных действий, выполняемых в следующей последовательности:
- разучивание роли,
- совершенствование звуковой культуры речи,
- активизация словаря,
- формирование грамматического строя речи.
Критерии отслеживания результатов позволяют сделать вывод, что у детей повысился речевой уровень развития, исправлены нарушения звукопроизношения, у них появилось собственное суждение в подборе средств выразительности, первые проявления эстетического вкуса, актёрского мастерства, а главное, возникло желание действовать совместно, самостоятельно творить.
Театрализованная деятельность помогла и во взаимоотношениях с родителями. Заинтересованность творчеством П.П. Бажова помогла организовать постановку спектакля. В процессе репетиций развивался познавательный интерес, воплощение в роли персонажей происходило в процессе умственного труда, в эмоциональной окраске мыслей, в интеллектуальных переживаниях ребёнка. Цель была достигнута. Связь с родителями стала прочной, они заинтересованы в получении роли их ребёнком, подбирают необходимую информацию, материалы для спектакля, шьют костюмы, стараются, как можно больше узнать о своём герое, используя различные средства информации: телевидение, мультфильмы, художественную литературу, Интернет и др.
В процессе работы над спектаклем родители поощряли усилия ребёнка, оказывали поддержку при встретившихся трудностях, положительно оценивали достигнутые результаты, развивая любознательность, память, помогали в работе по развитию речи детей. Родители содействовали в организации выставки детских работ, создании фотоальбома, помогли в изготовлении атрибутов к спектаклям, мягкой игрушки, кукольного и пальчикового театра.
Совместная работа с семьёй, показала, что родители ощущают личную причастность к воспитанию своего ребёнка; видят, как их ребёнок общается с другими детьми; начинают больше понимать в детском развитии, устанавливают дружеские связи с другими родителями. К выпуску детей в школу взаимоотношения с родителями стали более открытыми, заинтересованными и доброжелательными. Девизом совместной работы стало выражение: «Прийти вместе – это начало, остаться вместе – это успех».
Результативность.
Вся проведённая мною работа по данной теме дала положительные результаты. Диагностика по развитию речи показала, что у детей повысился уровень языковой компетенции, стабилизировался темп и ритм речи, развились музыкальные и артистические способности.
Оптимизация образовательного процесса положительно сказалась на личностном развитии детей. В результате мониторинга по эстетическому воспитанию высокий уровень показали:
2004г. 2005г.
Артистические способности 25% 75%
Эмоциональная сфера 25% 75%
Коммуникативные навыки 16% 66%
Речевая активность 16% 50%

Рефлексия собственной деятельности, взаимодействие с учителем - логопедом, специалистами помогло выстроить коррекционную работу на высоком уровне.
Результатом явилась качественная подготовка детей к школе: 100% моих выпускников 2004г. владели звуковым анализом и читали, у 98% исправлено звукопроизношение, у 76% диагноз был снят, 60% вышли на высокий уровень по подготовке в школу. Мои выпускники обучаются в разных типах школ города.
Существенным достижением по данному направлению работы является проявление у дошкольников интереса к процессу обучения, умение работать в коллективе, взаимодействовать, планировать и контролировать свои действия, общаться со сверстниками и взрослыми.
Данные адаптации первоклассников в школах города говорят о снижении психоэмоциональных перегрузок моих выпускников при переходе в первый класс, подготовленности их к дальнейшему обучению в школе по всем видам образовательной деятельности. Из 12 моих выпускников закончили на «4» и «5»: 1 класс – 85%; 2 класс – 87%; 60% выпускников посещают различные кружки, секции, студии в учреждениях культуры, 30% занимаются в школе искусств №1.

А теперь вашему вниманию предлагаем интересные моменты, которые мы используем в студии «Капелька».

Цель: Развивать у детей основы творческого мастерства, учить различать и называть основные эмоции и чувства; выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; видеть связь между поступками и чувствами, настроением и поведением.
Совершенствовать диалогическую речь и звукопроизношение.

Ход занятия:
Л.П. /Кузя/ Чтобы наше занятие прошло успешно, сделайте сначала упражнения для язычка.
О.Г. - Советы домовёнка Кузи очень полезны, а теперь сделаем упражнения.
Артикуляционная гимнастика:
Упражнение «Чашечка»:
- Ободок у язычка тонкая полоска,
Вверх его мы загибаем,
Чашечку мы получаем.
Её надо подержать
Молча до пяти считать.
Раз, два, три, четыре, пять
Края можно опускать.
Упражнение «Вкусное варенье»:
- Ох, и вкусное варенье!
Жаль! Осталось на губе.
Язычок я подниму и остатки оближу.
Попили чай с вареньем, молодцы, можно и на гармошке поиграть.
Упражнение «Гармошка»:
- К нёбу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти,
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты не плохой.
Дыхательная гимнастика:
- А теперь остудим горячий суп:
- Воздух через нос вдыхаем,
Щёки мы не раздуваем.
Подули и остудили горячий суп.

Упражнение на дыхание «Парусник»:
- Всегда говорим мы, когда выдыхаем.
Как будто бы парус мы ртом надуваем.

Л.П. - Речевая гимнастика: -
Сказать тебе надо не мало,
Но с этим не надо спешить.
Спокойно подумай сначала,
Потом начинай говорить.

О.Г. - Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо
Ясно, смело говорим,
Потому что не спешим.
Так спокойно, так приятно
Говорим и всем понятно.


Л.П. - Логопедическая игра: «Обыгрывание звука А»:
Упражнение на развитие эмоций.
«Обезьянки» - Подразнили друг друга, покусали язычок, надули щёки.
«Обрадовались» -А-А-А
«Огорчились» -а-а-а.
«Ракета» /вверх/ -а-а-а
«Вьюга» -а-а-а-
«Дверь скрипит» -а-а-а

О.Г. - Логопед. игра: «Песенки на лесенках»:
Припеваем звуки: - Сколько точек – столько звуков.
Ш
..А
Ш..
У

Кузя: - Молодцы! Как здорово поиграли со своим язычком, а я так не умею.
Посижу я ещё посмотрю, что у вас дальше получится.
О.Г. – А дальше мы будем отгадывать настроение по картинкам.
Дидактическая игра «Отгадай настроение»:
/каждой группе раздать карточки с ярко выраженными чувствами персонажа и перечень эмоционального состояния/.
Задание: По картинке определить состояние ребёнка и из предложенного набора определений выбрать нужные.
Радость, агрессия, страх, удивление гнев.
Итог: Каждая группа показывает картинку, даёт название чувствам и перечень чувственного состояния к ним.

О.Г. - Ты видишь настроение
Бывает самым разным,
Ужасным и весёлым,
И грустным и прекрасным.
О.Г. - А теперь покажите мне и Кузе настроение, какое назову.
Д/игра: «Покажи настроение». /Пиктограмма/.
1-й уч-к - покажет настроение удивлённое;
2-й – усталое; 3-й – унылое; 4-й – скромное; 5-й – обиженное и т. д.
А теперь сами изобразите это настроение. А какое настроение у вас сейчас?
Кузя – Да, похоже изобразили.

Задание: Определить, какие чувства выражают следующие выражения, выразить интонацией и мимикой.
Печаль: «Бабочка улетела»
Зло: «Не тронь мою игрушку!»
Вопрос: «Ты совсем не испугался?»
Радость: «Скоро Новый год!»
Волнения: «Где же Мальвина? Невеста моя!»
Загадки:
О.Г - У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. /Пальцы/.
Л.П. - Пять братьев годами равные, ростом разные.
Что это? /Пальцы/.
О.Г. - А вы знаете, что пальцы тоже умеют разговаривать? Я вам сейчас докажу.
- Покажите-ка мне мизинцы, указательные пальцы и т.д.
Молодцы! Вижу, знаете, вы пальцы, и не обвести вас вокруг пальца.
- Кто в семье любит делать вот так?
/Грозит указательным пальцем/.
- А люди, какой профессии делают вот так?
/жест, подзывающий к себе/
- Милиционер.
- А что обозначает вот этот жест?
/Прикладывает палец к губам/.
- А что я сейчас вам показываю? /Сжимает кулак. /
/ Поднимает большой палец вверх/. Здорово, хорошо.
- А как показать у меня все хорошо?
/Соединить большой и указательный пальцы в кольцо/.
Аутотренинг:
Большой палец соединить со средним, остальные пальцы подняты вверх.
Аутотренинг с пальцами:
Пальцы рук раскрыты, на большой палец правой руки кладём большой палец левой руки, на него указательный палец правой руки, затем указательный палец левой руки. И так поочередно до мизинцев. Мизинцы как антенны торчат вверх. Закрыть глаза, общаемся с космосом.
Л.П. Пантомимика:
/изобразить осанкой и позой/;
«Волшебное облако»
Представьте, что вам на ладонь село пушистое облако, подбросьте его и поймайте, подбросить из одной руки в другую, осторожно подбросьте вверх, отпустите, попрощайтесь.
Релаксация:
- Тяжёлая ваза - Увядший цветок
- Кошка на охоте. - Силачи
- Струна - Струна лопнула
Д/игра «Радиоэфир»
О.Г. – Важную роль в запоминании информации детьми отводится умению активно слушать.
Для детей общение – это, прежде всего эмоциональные переживания, поэтому они плохо запоминают информацию, много раз переспрашивают, что мешает образовательному процессу, а в дальнейшем обучению в школе.
На занятиях в театрализованной студии «Капелька» для обучения детей запоминанию проводим игру «Радиоэфир».
/Участникам раздать схемы, в них нужно подчеркнуть слова, не подходящие по смыслу/.
Белая осина /берёза/ ____ ___
Под моим крыльцом /окном/. Под ___ ___.
Принакрылась шалью /снегом/, ____ ___,
Точно серебром. ____ ____.
На лохматых /пушистых/ ветках На ____ ___
Снежною каймой ____ ____
Распустились ветки /кисти/ ____ ____
Голой /белой/ бахромой. ____ ____.
Л.П. /Кузя/ оценивает результат работы групп.

О.Г. - Когда дети стали справляться с нашими заданиями мы перешли к обыгрыванию этюдов, инсценировок, сценок. Так подошли к постановке спектакля Е. Пермяка «Золотой гвоздь», и игры-драматизации «В гостях у Хозяйки Медной горы» П. Бажова.

- Представляем вашему вниманию фрагменты этих спектаклей.
/Просмотр видеокассеты/.

- А теперь предлагаем вам оценить спектакли в соответствии предложенных схем:
- Как выдумаете, что помогло развить у детей эмоциональные и речевые способности постановки игр-драматизаций?
Выделить в схемах.

Рефлексия. В группах проводится дискуссия по результатам совместной деятельности, подводится итог работы мастер-класса.



























13PAGE 15


13PAGE 14915