Статья на тему Совершенный человек как идеал народного воспитания в крымскотатарской семье


Совершенный человек как идеал народного воспитания в крымскотатарской семье
Отличительным признаком народной педагогики является отсутствие строгой формулировки законов и канонов воспитания, замена которой представлена богатейшей сокровищницей народных мудростей многих поколений. Наблюдая за развитием детей, их взаимоотношениями с родителями, и синтезировался народный воспитательный опыт. Идеи народного воспитания отражают представление различных народов о человеке в определенный период его развития. Несомненно, у каждого народа существует свой собственный идеал человека, что обуславливает необходимость его воспроизведения в своих воспитанниках. В идеале воспитания выражаются характер, нрав того или иного народа, особенности его общественной жизни.
Вопросами культуры крымских татар занимались следующие персоналии: археолог-востоковед А.Бернштам, деятель крымскотатарской культуры У.Боданинский, археологи Г.Бонч-Осмаловский, Б.Засыпкин, антрополог Б.Куфтин, а также Тунманн, П.Чепурина, Я.Шерфединов. Идеал народного воспитания был рассмотрен Г.Н.Волковым, проблема отношений детей и родителей в крымскотатарской семье была затронута в трудах М.А.Хайруддинова.
Цель работы: определить значение идеала как результата воспитания в крымскотатарской семье, проанализировать особенности взаимоотношений детей и родителей.
Идеал — то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений; совершенное воплощение чего-нибудь; наилучший вид, элитный образец чего-нибудь [1, с.236].
Народный идеал совершенного человека — обобщенный, объединённый образ целей народного воспитания. Идеал, отражающий конечную цель воспитания, выражает задачу процесса формирования личности.
Убедительным признаком разума человека является его постоянное и непреодолимое стремление к совершенству. Ведь с глубокой древности человек овладевал усложняющейся педагогической деятельностью. И именно в процессе совершенствования труда человека происходил и прогресс в воспитании, одной из важных составляющих которого было самовоспитание.
Прогресс индивида был обусловлен 2 основополагающими факторами развития: наследственностью и культурой (материальной и духовной). Важно отметить невозможность развития человечества без стремления к совершенству.
Для героев устного народного творчества всех народов характерны черты, свидетельствующие о богатстве человеческой натуры. Словесными выражениями и характеристиками героев передана красота человеческой личности, идеального героя. Именно они тем самым усиливают воспитательный потенциал средств народной педагогики.
Не смотря на различные представления каждого народа об идеале воспитания, из основных черт, прививающихся детям, следует выделить ум (Глупец днём зажигает свечу), здоровье (Если на тебя свалится болезнь, и скот твой разграбят), честность (У лжеца дом сгорел – никто и не поверил), храбрость (Из-за прямизны своей стрела достигает цели, из-за кривизны остаётся в руке лук), трудолюбие (Безделье – ключ к бедности), патриотизм (Без глаза проживёшь, без Родины- нет), доброту (Кто мало дает- дает от души, а кто много- от богатства), скромность (Кто гонится за многим, тот лишится и малого) и т.д. Главным является не принадлежность личности к той или иной национальности, а общечеловеческие начала.
Воспитание национального достоинства закладывало основу для нравственного совершенствования личности. Оно осуждало поведение, порочащее свою нацию, тем самым способствуя воспитанию ответственной перед своим народом личности, не дающей возможности плохо думать о народе, ведь «слава нации создаётся её славными сынами» [2, с.49].
Ребёнок находится на попечении родителей, и именно на них лежит ответственность за правильность его воспитания. Хорошее воспитание – самое главное и бесценное наследство, оставляемое ими своему чаду. Родители должны быть примером образцового поведения и праведной жизни для своих детей.
Почитание родителей занимает одно из главных мест в системе нравственных ценностей мусульман. Обязательным религиозным долгом, фарзом для них является проявление доброты по отношению к родителям, оберегание их от дурного, зла.
У крымских татар семейное воспитание основывается на идеях мусульманства. Высоко ставят и почитают они отца и мать, признавая их первыми воспитателями. Вера призывает к взаимопонимаю в семье, акцентирует на главенствующей роли отца в семье, напоминает детям о долге перед родителями в старости. Настоящего мусульманина отличает учтивое, мягкое отношение к людям.
Мусульманам необходимо трудиться для этого света так, словно он никогда не умрёт, а для того света трудиться так, будто он умрёт завтра [3, с.28].
Детей необходимо обучать чтению Корана, изучать с ними тонкости своей религии, зарабатывать на жизнь честным путем, не творить зла.
Крымские татары жили по законам народной этики столько, сколько помнят себя таковыми. Однако в период депортации под натиском властей большая часть людей отошли от религии, произошла переоценка ценностей, однако воспитание идеала, совершенного человека остается приоритетным в любой крымскотатарской семье. На решение этой задачи направлены все средства народной педагогики. Ведь именно от того, кого мы воспитаем, зависит наше будущее завтра.
Использованная литература:
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. — М.: Азъ, 2005. — 944 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. — Москва: ACADEMA, 1999. —168 с.
3. Хайруддинов М.А. Мудрость веков / М.А. Хайруддинов. — Симферополь: Крымучпедгиз, 2000. — 192 с.