Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма через формирование навыков безопасного поведения в процессе игровой деятельности


Игра-это «путь детей к познанию мира,
в котором они живут,
и который они призваны изменить»
(М.Горький)
Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получает травмы и гибнет много людей. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения, безопасным поведением на улицах, дорогах, в транспорте.
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, изложение правил на недоступной для них дорожной лексике затрудняет процесс восприятия, поэтому игровая деятельность - ведущая в жизни дошкольника. Ребёнок быстрее поймёт и усвоит правила дорожного движения, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.
Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Я стараюсь доступно разъяснить правила, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание.
Считаю эту тему актуальной, так как важно развить у детей маленького населенного пункта умение не теряться в условиях крупного города, уметь ориентироваться на больших и малых улицах. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир и в дальнейшем будет готов к условиям городской местности.
Моей целью является создание условий для формирования у дошкольников осознанного безопасного поведения на улице и в общественном транспорте.
Для достижения цели решаю следующие задачи:
1) способствовать освоению дошкольниками первоначальных представлений о правилах безопасного поведения на улице;
2) развивать у детей наблюдательность за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций;
3) воспитывать дисциплинированность и сознательность соблюдения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
Образовательный процесс планирую и осуществляю в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования.
При организации образовательного процесса по изучению с дошкольниками Правил дорожного движения раскрываю три аспекта взаимодействия с транспортной системой: ребенок-пешеход; ребенок-пассажир городского транспорта; ребенок-водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
Игра делает досуг содержательным, развивает творчество, умение ориентироваться в незнакомой обстановке, развивает быстроту реакций в непредвиденной обстановке. В изучении правил дорожного движения посредством игровой деятельности особенно важным является приобретение дошкольниками умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения. В своей работе я использую следующие виды игр: тематическая, комплексная, обучающая, развивающая, творческая, алгоритмическая, комбинированная, индивидуальная, групповая, фронтальная, межличностная, ролевая, в ходе которых происходит развитие практических навыков поведения на дороге. Во время игры у детей успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются социальные навыки. Наиболее эффективной формой организации познавательной деятельности дошкольников при решении воспитательно-образовательных задач считаю групповую работу. Она обеспечивает межличностное общение, развитие коммуникативных компетенций воспитанников, стимулирует их творчество.
В игровом помещении создала развивающую предметно-пространственную среду: уголок по правилам дорожного движения, где собран методический и наглядный материал, художественная литература, макеты светофора и макет села с дорогами, комплект плакатов «Правила дорожного движения», различная специализированная атрибутика (дорожные знаки, костюмы, плоскостные изображения автотранспорта), картотека дидактических игр. Дети получают наглядный опыт о правилах поведения на дорогах, о том, как можно поступать, а как запрещено.
Создан мини-центр «Городок юного пешехода», который занимает отдельную комнату. С целью погружения в реальные условия дорожно-транспортного движения, на стенах изображен панорамный вид улиц и зданий города, а на полу дорога с перекрестком, пешеходными переходами. Дети с большим удовольствием играют в этом центре, сами создают проблемные ситуации и ищут пути их решения. Вся обстановка и игровая деятельность способствуют запоминанию правил дорожного движения с последующим применением навыков в социуме.
На территории детского сада создан «Автогородок». В нем дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость приобретенных знаний и умений и применения их в практической деятельности. В процессе игры закрепляются знания дорожных знаков, видов разметки и типов перекрёстков, выбор безопасного маршрута движения, переход проезжей части с использованием дорожных знаков и разметки, вождения велосипедов и самокатов в соответствии с требованиями правил дорожного движения.
Достижение цели невозможно без участия родителей. В работе с родителями использую следующие формы: папки-передвижки о безопасности дошкольников на дорогах, консультации, информация на стендах, памятки, буклеты, анкетирование, участие родителей в тематических выставках рисунков и поделок «Дорожные знаки», «Веселый светофорик», совместное создание книг по Правилам дорожного движения, совместное участие в играх и конкурсах.
Дети стали более осознанно относиться к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; проявляют дисциплинированность, выдержку, самостоятельность в соблюдении правил поведения на дороге; могут предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее; знают и соблюдают правила дорожного движения.