«Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта»


Направление «Олигофренопсихология и олигофренопедагогика»
«Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта»
Учебный проект
Покида Ю.А.
Коломна,2016 г.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Модуль 1.Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Программа по развитию и коррекции познавательной сферы для дошкольниковнарушенным интеллектуальным развитием.
Пояснительная записка
В последнее время многих специалистов интересуют вопросы раннего выявления детей с проблемами в развитии и поиска методов дифференциальной работы с младшими дошкольниками, имеющих негрубые нарушения полиморфна. В течение последних тридцати лет в отечественной литературе данные исследования были ориентированы в основном на старших дошкольников. Недостаточность исследований детей младшего и среднего дошкольного возраста со слабо выраженными отклонениями в развитии объясняется тем, что диагностика и коррекция до последнего времени проводились с детьми не младше пятилетнего возраста, когда трудности усвоения образовательной программы становились особенно очевидными.
Дети с негрубыми нарушениями в развитии с традиционных позиций специальной психологии и коррекционной педагогики являются «нормальными», поскольку качественное своеобразие и глубина имеющихся у них нарушений таковы, что им не требуется создание специальных условий обучения и воспитания. Специализированных учреждений для них на сегодняшний день нет, и они оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников. Между тем им должна быть организована своевременная коррекционная помощь с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем.
Возраст от 3 до 5 лет для работы по данной программе выбран не случайно, так как дети в три года переходят в дошкольные группы, и если дети этого возраста не имеют выраженных отклонений в поведении, то они остаются в детском саду до поступления в школу. По данным И. С Кривовяз, «среди воспитанников общеобразовательного детского сада детей с проблемами в развитии оказалось 30 из 100». В условиях массового дошкольного учреждения целенаправленной коррекционно-развивающей работы с ними не проводится. Педагоги детских садов к этому не подготовлены, да и не ставят перед собой подобной задачи. Находясь в массовых дошкольных учреждениях и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них формируются заниженная самооценка, низкий уровень притязаний; они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию. Фактически это самая обделенная группа детей с отклонениями в развитии, поскольку именно они,своевременно пройдя диагностическое обследование и получив специальную помощь, могли бы значительно продвинуться в плане коррекции своего нарушения еще в младшем дошкольном возрасте.
В системе комплексного психолого-педагогического обследования детей с нарушением интеллекта особый интерес представляют данные о способах ориентировочно-исследовательских действий, складывающихся в младшем и среднем дошкольном возрасте. Именно от того, каким видом ориентировки пользуется ребенок, зависят его познавательные возможности и дальнейшее развитие высших психических функций. Кроме этого, от состояния указанных действий существенным образом зависят общая регуляция деятельности и контроль поведения ребенка в проблемных ситуациях. Поэтому в основу диагностики развития познавательной сферы детей дошкольного возраста целесообразно включить анализ ориентировочно-исследовательских действий.
Диагностика нарушений развития детей младшего и среднего возраста строится с опорой на ряд принципов, описанных в трудах ведущих специалистов специальной психологии и педагогики.
Исходя из выше сказанного, а также учитывая тот факт, что в нашем детском саду имеется часть детей с негрубыми нарушениями интеллектуальной сферы, автор попыталась составить программу развития и коррекции познавательной сферы для младших дошкольников, находящихся среди условно нормально развивающихся сверстников в массовом дошкольном учреждении, чтобы предотвратить вторичные нарушения у них.
Цель программы: привести к условной возрастной норме уровень познавательного развития дошкольников.
Задачи программы:
1. Формирование у детей сенсорных эталонов.
2. Стимуляция и совершенствование ориентировочных действий.
3. Развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами.
4. Формирование познавательных мотивов: создание проблемных ситуаций; стимуляция активности ребенка на занятиях.
Направленность программы: дети дошкольного возраста.
Форма проведения занятий: индивидуально.
Динамика: 2 раза в неделю.
Длительность занятий: от 20 до 25 минут.
Объем: 10 занятий.
Структура занятия:
1. Аутотренинг на повышение самооценки, на уверенность.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Игры-упражнения на развитие внимания.
4. Игры-упражнения на развитие представлений о цвете, форме предметов.
5. Игры-упражнения на развитие практической ориентировки на форму и величину предметов.
6. Игры-упражнения на развитие наглядно-образного мышления.
7. Подведение итогов занятия.
Требования к детям, прошедших цикл занятий по данной программе: уровень познавательного развития в соответствии с возрастом.
Учебно – методическое обеспечение:
1. Чашки – вкладыши.
2. Простые варианты досок Сегена.
3. Разрезные картинки (до 4-х равных частей).
4. Мячи разных размеров.
5. Магнитная доска.
6. Разноцветные домики, окошки, вырезанные из картона.
7. Плоскостные формы одного цвета и разного размера.
8. Фигуры разного цвета, но одного размера.
9. Игра «Разноцветные дорожки» (с кружками).
10. Игра «Найди все формы» (на бланке).
11. Игра «Что здесь изображено?» (зашумленные изображения, наложенные, перечеркнутые).
12. Игра «Чего здесь не хватает?».
13. «Дорисуй предмет до целого».
14. Лабиринты (разные варианты).
15. Лестница.
16. Выбор недостающего изображения.
17. Игры на простейшие классификацию и обобщение (игрушки, посуда, одежда, деревья, цветы и т. п.).
Перспективный план занятий
1 занятие
1. Аутотренинг на успокоение, уверенность.
2. Игра «Цветные дорожки» (представление о цвете).
3. Игра «Назови, не ошибись», «Дорожки» (представление о форме).
4. «Чашки-вкладыши» (практическая ориентировка на величину).
5. Физкультминутка.
6. «Доски Сегена» (практическая ориентировка на форму).
7. Игра «Собери картинку» (наглядно-образное мышление).
8. Подведение итогов.
2 занятие
1. Аутотренинг.
2. «Цветные бабочки».
3. «Назови фигурки». «Дорожка».
4. Игра с пирамидкой (6-ти составная).
5. Физкультминутка.
6. Доска Сегена.
7. Разрезная картинка.
8. Подведение итогов.
3 занятие
1. Аутотренинг.
2. Найди формы.
3. Игра с пирамидкой (ориентировка на величину).
4. Найди отличия.
5. Подбери пару.
6. Назови одним словом.
7. Собери картинку.
8. Подведение итогов.
4 занятие
1. Аутотренинг.
2. Упражнения для пальчиков.
3. Найди отличия.
4. Найди пару (по цвету).
5. Разложи кружки (на величину).
6. Запомни, кто где живет.
7. Собери картинку.
8. Подведение итогов.
5 занятие
1. Аутотренинг.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Найди отличия.
4. Лабиринты.
5. Назови одним словом.
6. Догадайся, чья тень.
7. Разрезная картинка.
8. Подведение итогов.
6 занятие
1. Аутотренинг.
2. Игра с массажными мячиками.
3. Найди отличия.
4. Игра «Заплатки».
5. Игра с матрешкой.
6. Разложи по цвету.
7. Разрезная картинка.
8. Подведение итогов.
7 занятие
1. Аутотренинг.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Найди отличия.
4. Запомни, что нарисовано.
5. Назови все формы.
6. Игра с пирамидкой (выделение цвета).
7. Закрой все «дырки».
8. Подведение итогов.
8 занятие
1. Аутотренинг.
2. Игра для рук (межполушарное взаимодействие).
3. Игра «Чья тень?».
4. Разложи по форме.
5. Назови одним словом.
6. Лабиринт.
7. Собери картинку из частей.
8. Подведение итогов.
9 занятие
1. Аутотренинг.
2. Лабиринт.
3. Игра «Четвертый лишний» (одежда и обувь).
4. Найди место медвежатам.
5. Кому что принадлежит?
6. Найди формы.
7. Скажи наоборот (элементарное).
8. Подведение итогов.
10 занятие
1. Аутотренинг.
2. Найди отличия.
3. Лабиринт.
4. Положи фигуры на место (с доской Сегена на ощупь).
5. Назови одним словом.
6. Разложи фигуры по цвету.
7. Найди место матрешке (на величину).
8. Подведение итогов.
Диагностическое обследование по определению уровня развития познавательной сферы:
Вводная диагностика – из книги Т. Богдановой и О. Варламовой.
1. Цвет (цветные кубики).
2. Форма (набор геометрических фигур).
3. Величина (набор кружков).
4. Коробка форм.
5. Пирамидка (5 колец).
6. Разрезная картинка (3-4 части).
Контрольная диагностика – из пособия под ред. Е. Стребелевой. Психолого-педагогическая диагностика развития детей.
10 заданий в соответствии с возрастом:
1. Поиграй.
2. Коробка форм.
3. Разбери и сложи матрешку.
4. Дом животного.
5. Сложи разрезную картинку (чашка).
6. Угадай, чего нет.
7. Посчитай (до 4,5 лет в пределах 3; после 4,5 в пределах 5).
8. Построй из палочек (дерево и знак).
9. Нарисуй человека.
10. Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»).
Литература:
1. Т. Г. Богданова, О. И. Варламова. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии.
2. Н. Осипова. Диагностика и коррекция внимания у детей.
3. Школа раннего развития. Тесты для детей 3 лет.
4. С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.
5. Л. Н. Павлова. Развитие речи и мышления.
6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под ред. Е. А. Стребелевой.
7. Н. Я. и М. М. Семаго. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - ДЕФЕКТОЛОГОВ
1. Адаптируйте учебный план и инструкции
·По одной и той же теме проводите два и более занятия ввиду замедленного темпа усвоения нового материала детьми данной категории.
·На занятиях не используйте многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач одновременно, ввиду общей психической незрелости и рассеянности внимания.
·Планируйте занятия так, чтобы дети могли активно в них участвовать, в том числе вставать, перемещаться по группе/залу, двигаться на своих местах.
·Составляйте планы занятий так, чтобы занятия были интересными и содержательными, привлекающими внимание детей.
·Включайте в занятия легкие физические упражнения и релаксацию.
·Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию детей, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Давайте больше творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности.
·Применяйте в процессе обучения компьютерные технологии, в том числе для того, чтобы давать детям задания, инструкции.
·Обеспечивайте гиперактивному ребенку с ЗПР наиболее прямые, последовательные и индивидуальные инструкции.
·Придавайте инструкциям направляющий характер.
·Тренируйте навыки организованности.
·Разрабатывайте коррекционные задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении.
·Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи ребенка вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
·Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его использовать их лучше, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть каждый ребенок станет экспертом в группе по какой-либо области, вопросу.
·Варьируйте способы оценки успешности обучения ребенка в соответствии с его сильными качествами.
2. Поощряйте стабильность и постоянство поведения во время выполнения заданий
·Обеспечивайте постоянную обратную связь, возможность частого обращения за помощью.
·Структурируйте задания.
·Постоянно наблюдайте за самостоятельным выполнением работы.
·Самые сложные занятия/задания должны ставиться в расписании на наиболее продуктивное для ребенка время (преимущественно в первой половине дня).
·Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями каждого ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребенку с ЗПР.
·Используйте помощь со стороны студентов-практикантов и дополнительно привлеченных педагогов.
·Обеспечьте частые и регулярные перерывы во время и между занятиями в связи с повышенной утомляемостью данной категории детей.
·В определенных заданиях с целью контроля времени применяйте таймеры, часы со звонком или сигнал мобильного телефона.
·Поддерживайте постоянные контакты с семьей ребенка.
·Составляйте ежедневные/еженедельные отчеты об успехах ребенка.
·Осваивайте навыки разрешения конфликтов и применение посредничества с помощью других детей (одногруппников).
3. Стимулируйте развитие и совершенствование управляющих функций
Для обучения навыкам планирования:
·Введите традицию ведения совместного группового или личного дневника (дошкольники, еще не владеющие навыками письма, могут рисовать картинки). Следите за регулярностью его выполнения.
·Учите детей составлению планов, расписания дел на день с распределением времени на них, записи заданий, напоминаний (можно в графической форме).
Для улучшения навыков организации:
·Выделите время в течение дня для наведения порядка в своем шкафу, столе.
·Ограничьте количество используемых тетрадей. Лучше пользоваться одной тетрадью со специальным держателем-зажимом, с помощью которого легко вставляются или вынимаются отдельные листы.
·Тщательно организуйте распорядок на каждый день и каждую неделю, помогите родителям в установлении системы домашних обязанностей.
Для улучшения последовательности:
·Создайте стандартные правила, шаблоны для доведения заданий до завершения.
·Обеспечьте возможности для самокоррекции.
-Допускайте опоздание с завершением работы.
-За частично выполненную работу давайте частичное поощрение.
Для улучшения самоконтроля
-Заранее готовьте детей к переходу от одной деятельности к другой
-Демонстрируйте правила
-Делайте подсказку, напоминания по поводу поведения
-Четко обсуждайте результаты действий
-Предоставьте детям время для снятия напряжения, стресса.
-Не запрещайте механическое рисование каракулей и др. приемлемые формы бессмысленно совершаемых движений.
-Используйте активность в качестве награды.
--обеспечьте больше надзора.
При проблемах с началом выполнения заданий.
-Повторите указание.
-Выделите ключевые слова.
-Используйте выделение или цветную маркировку для указаний и др. важных элементов работы.
-Приучите группу начинать выполнение заданий одновременно.
-разделяйте большие задания на несколько легко выполнимых фрагментов.
-Сокращайте все предлагаемые задания.
-Иногда позволяйте детям самим выбирать задания для выполнения.
-Ограничьте время объяснения теоретического материала.
Приемы улучшения памяти.
-Концентрируйте каждый раз только по одной проблеме.
-Запишите всю работу, которую предстоит сделать.
-Составьте список всех этапов выполнения каждого задания.
-Пользуйтесь специальными компьютерными технологиями, облегчающими процесс запоминания.
-Используйте в работе адаптированные методики (мнемотехника, группировка)
Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
1.Адаптация первоклассников с нарушением интеллекта.
Коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками с нарушением интеллекта в период адаптации к школе.
Основной целью данных занятий является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе, развитие познавательных процессов и т.д.
Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:
Развивать у детей когнитивные умения и способности;
Снизить уровень тревожности обучающихся;
Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
Сплотить обучающихся класса.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы:
Имитационные и ролевые игры;
Элементы групповой дискуссии;
Техники и приемы саморегуляции;
Игры на развитие познавательных процессов.
Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоционального регулирования поведения.
Схема занятия:
Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.
Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, моделирование стандартных ситуаций.
Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Внушение желательного настроения, поведения и черт характера.
Упражнения на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
Цель: развитие наблюдательности, логического мышления, памяти, внимания.
Знакомство детей с секретами общения, развитие и коррекция коммуникативных навыков.
Цель: формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам; становление умения владеть средствами общения; формирование этических ценных норм взаимоотношений; развитие умения оказывать и принимать знаки внимания, слушать и понимать другого; формирование установок на сотрудничество, умения работать в группе4 развитие способности работать в коллективно-распределительных формах деятельности.
Важно отметить, что последнее осуществимо только при тесной связи педагога-психолога с учителем и родителями ребенка, посещающего занятия.
Общие рекомендации по проведению занятий:
Перед началом работы по программе необходимо встретиться с родителями и провести беседы, контакты с учителем первоклассников необходимо поддерживать в течение всего курса.
Занятия рассчитаны на работу в группе от 5 до 10 человек.
Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут.
Оптимальная периодичность встреч с участниками: 1 раз в неделю.
Создание доверительной обстановки, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
Проведение занятий: класс или кабинет психолога. При необходимости парты чуть сдвигаются, стулья ставятся в круг, ведущий сидит в кругу вместе с детьми и принимает участие во всех играх и упражнениях.
Перед началом работы оговариваются несколько правил поведения в группе.
Один говорит-остальные слушают;
Хлопок ведущего-тишина в группе.
При необходимости можно установить еще несколько правил, но их количество не должно превышать 3-4.
К концу занятий, дети должны овладеть основными навыками общения, связанными с переживанием основных эмоций и личностных качеств человека. Им становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.). Повышается уровень развития познавательных процессов.
Занятие 1.
1.Передача рукопожатий. Упражнение «Искорка».
2.Знакомство.
3.Мимическая гимнастика.
4.Развитие внимания. Игра «Четыре стихии».
5.Развитие памяти. Игра «Художник».
6.Этюд «Эгоист».
7. «Минута шалости». Играв «Зоопарк».
8.Подведение итогов.
Занятие 2.
1.Передача рукопожатий по кругу. Упражнение «Искорка».
2.Этюд на выразительность жеста.
3.Пантомимический этюд «Очень худой ребенок».
4.Развитие внимания. Игра «Запретный номер».
5.Развитие памяти. «Слушай и исполняй».
6.Игра на мышление «Логические концовки».
7.Минута шалости.
Занятие 3.
1.Передача рукопожатий по кругу «Искорка», обмен улыбкой.
2.Психомышечная тренировка. «Холодно-жарко».
3.Эмоции гнева. Этюд «Сердитые мальчики».
4.Развитие внимания. Упражнение «Посчитаем ромашки».
5.Развитие памяти, пантомимики. Этюд. «Тень».
6.Расслабление мышц. Этюд. «Камень».
7.Минутка шалости.
Занятие 4.
1.Передача рукопожатий по кругу, обмен улыбкой. Упражнение «Искорка».
2.Развитие памяти. Упражнение «В магазине зеркал».
3.Развитие внимания. Упражнение «Сколько».
7.Минутка шалости.
8.Развитие логического мышления. Упражнение «Что не так?»
9. «Тише, Танечка, не плачь» (секреты общения).
10. «Подарок».
11.Игра-сказка «Брыкающаяся лошадка» (упрямство, капризы).
12.Дыхательные упражнения.
Занятие 5.
1.Упражнение «Улыбка», «Искорка».
2.Развитие внимания. Упражнение «Слушай хлопки».
3.Развитие внимания. Упражнение «Подбери слово».
4.Развитие внимания. Упражнение «Слушай звуки».
5.Развитие логического мышления. Задачи-шутки.
6. «Тише, Танечка, не плачь» (секрет общения)
7.Игра-сказка «Брыкающаяся лошадка» (упрямство, капризы)
8.Этюд «Мышка (профилактика хвастовства).
9.Дыхательные упражнения.
Занятие 6.
1.Упражнение «Улыбка», «Искорка».
2.Упражнение «Комплименты».
3.Развитие внимания. Игра «Запретный номер».
4.Развитие внимания. Игра «Пожалуйста».
5.Подвижная игра «Тропинка».
6.Психомышечная тренировка с фиксацией на дыхании (игра «На берегу моря»).
7.Упражнение «Эти разные слова.»8.Упражнение «Пожелания».
Занятие 7.
1.Упражнение «Искорка», «Улыбка».
2.Развитие внимания. Упражнение «Большая семья».
3.Развитие внимания. Упражнение «Тропинка».
4.Развитие внимания. Упражнение «Испорченный телефон».
5. «Слушай тишину».
Занятие 8.
1.Упражнение «Искорка», «Улыбка».
2.Упражнение «Прикосновения».
3.Развитие двигательной памяти.
4.Развитие внимания. Упражнение «Только на эту букву.»5.Развитие внимания. Упражнения «Небылицы».
6.Развитие памяти. Упражнение «Пословицы».
Занятие 9.
1.Упражнение «Приветствие»
2.Развитие внимания и памяти. Упражнение «опиши друга».
3.Развитие памяти. Упражнение «Маленький художник».
4.Развитие внимания, памяти. Упражнение «Кузовок».
5.Развитие логического мышления. Загадки и занимательные вопросы.
6. Развитие сочувствия, внимания, взаимоуважения. Упражнение «Хороший поступок».
Занятие 10.
1.Упражнение «Искорка», «Улыбка».
2.Развитие активного внимания. Упражнение «Слушай хлопки».
3.Развитие памяти и внимания. Упражнение «Запомни порядок».
4.Развитие наблюдательности и зрительной памяти. Упражнение «Кто, что делал?».
5.Формирование умения учитывать позицию другого. Упражнение «Так будет справедливее».
6.Упражнения «Пожелания».
Используемая литература:
1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.-М.:ТЦ «Сфера», 2003.
2.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.-М.: ТЦ «Сфера», 1996.
3.Чистякова М.И. Психогимнастика /под. Ред. М.И.Буянова.-2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
4.Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Метод.пособие.-СПб.: АО «Мэрил», 1994.
2.Коррекция и развитие навыков взаимодействия со сверстниками у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (план, цель, задачи, методы, методики).
Актукальность: Успешность адаптации школьников к обучению в среднем звене во многом связана с развитием качеств, которые начинают формироваться в младшем школьном возрасте. Анализируя проблемы адаптации пятиклассников, я пришла к выводу, что необходимо начинать профилактическую работу с детьми еще в начальной школе (в 4 классе). Данный цикл занятий предназначен для учащихся 4 класса. Для данных детей переход из начальной школы в среднее звено, является травмирующей ситуацией. Дети с эмоциональными, поведенческими нарушениями и с нарушениями в познавательной сфере оказываются наиболее уязвимы и беззащитны перед трудностями. Им требуется помощь, чтобы преодолевать преграды.
Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками в окружающем социуме, снижение тревожности.
Задачи:
1.формировать чувства психологической защищенности;
2.развивать конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе;
3.закреплять навыки бесконфликтного общения в детском коллективе;
4.мотивировать учащихся на спокойное «вхождение» в среднее звено.
Наполняемость группы.
Учащиеся 4 класса (класс разделенный на подгруппы) имеющие трудности в адаптации, повышенный уровень школьной тревожности и учащиеся, у которых есть трудности в общении со сверстниками.
Методы и формы работы:
1,Беседа
2.Ролевая игра.
3.Упражнения по межличностной коммуникации.
4.Методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
5.Анкетирование.
Ожидаемый результат:
1.Снижение уровня школьной тревожности.
2.Овладение способами взаимодействия со сверстниками.
3.Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах.
Формы подведения итогов.
Во время реализации занятий необходимо проведение диагностических процедур, направленных на выявление эмоциональных, поведенческих изменений, через наблюдения.
Учебно-тематический план
Название темы Количество часов
1.Давайте познакомимся 1
2.Чем я отличаюсь от других 1
3.Я в мире людей 2
4.Общение в моей жизни 1
5.Конфликт-как быть? 2
6.Без друзей меня чуть-чуть 2
7.Теперь я другой 1
Итого: 10
Содержание:
Тема 1. «Давайте познакомимся». Позволяет участникам познакомиться друг с другом.(1 час)
Тема 2. «Чем я отличаюсь от других». Позволяет осознать ценность и уникальность личности каждого. (1 час)
Тема 3. «Я в мире людей». Позволяет создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений. Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.(2 часа)
Тема 4. «Общение в моей жизни». Позволяет формировать навыки эффективного общения.(1 час)
Тема 5. «Конфликт-как быть». Позволяет обучить поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.(2 часа)
Тема 6. « Без друзей меня чуть-чуть». Позволяет совершенствовать навыки эффективного повседневного общения. Воспитывать культуру общения.(2 часа)
Тема 7. «Теперь я другой». Позволяет обобщить полученные знания, умения, навыки. Проверить результативность данных занятий.(1 час)
Структура занятий:
Ритуал приветствия
Разминка
Основное содержание занятий, включающее в себя различные упражнения
Рефлексия прошедшего занятия
Ритуал прощания
Методическое обеспечение:
Беседа
Ролевая игра
Упражнения по межличностной коммуникации
Дыхательные и двигательные упражнения
Методы самовыражения
Анкетирование
Программа по коррекции мышления умственно отсталых младших школьников.
Теоретическое обоснование. Коррекционная работа по развитию мышления в школе VIII вида
занимает важное место в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как у контингента школы имеются стойкие нарушения мышления. Современная и целенаправленная работа по коррекции нарушений детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников. Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной литературы, отражающей комплексную систему работы по коррекции школьников с нарушением интеллекта.
Цель программы:создание коррекционно-педагогических условий для успешного развития мышления умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.Развивать кругозор, словарный запас, опыт ребенка, сообразительность, наблюдательность.
2.Развивать умение обобщать объекты, выделять главное в них.
3.Развивать гибкость и быстроту мышления, расширять понятийный аппарат, речь.
4.Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях.
5.Развивать мыслительные операции, обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.
6.Выяснить возможности применения отвлеченных категорий при включении данного понятия в систему эквивалентных или более общих понятий.
7.Научить детей находить причину событий.
Тематическое планирование
1.Тема: Мир вокруг нас.
Цель: развить кругозор, словарный запас, опыт ребенка, сообразительность, наблюдательность.
Методы и приемы: Кто что любит? Кому что надо? Положи картинки на свое место. Скажи, что не верно.
2.Тема: Обобщения.
Цель: Развить умение обобщать объекты, выделять главное в них.
Методы и приемы: Назови одним словом. Покажи, что не подходит (по типу «четвертый лишний»), Классификация предметов. Разложи фигуры (классификация).
3.Тема: Играем в слова.
Цель: развивать гибкость и быстроту мышления, расширять понятийный аппарат, развивать творческие способности, речь.
Методы и приемы: Отвечай, как можно быстро. Ассоциации. Говори наоборот.
4.Тема. Последовательность.
Цель: Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях.
Методы и приемы: Кто кем будет? Разложи по порядку и составь рассказ (последовательность). Отгадывание небылиц.
5.Тема: Логика и сообразительность.
Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность, умение устанавливать закономерность, а также обнаруживать противоречия и отклонения от нормального образца.
Методы и приемы:Продолжить ряд изображений (последовательность). Бусинки. Найди ошибку.
6.Тема. Узнаем предмет на основе отдельных признаков.
Цель: Развивать мыслительные операции, обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.
Методы и приемы: Волшебные очки. Назови 3 предмета, которые могут сочетать 2 названых признака.
7. Тема: Вербально-логические формы мышления.
Цель: Выяснить возможности применения отвлеченных категорий при включении данного понятия в систему эквивалентных или более общих понятий.
Методы и приемы: Определение понятий. Сравнение и различение понятий. Маленькая хозяйка.
8.Тема: Логика и аналогии.
Цель: Выявить характер логических связей и отношений между понятиями.
Методы и приемы: Кому что нужно (профессии). Вербальные аналогии. Рассказ по картине.
9.Тема: Логика и понимание.
Цель: Развивать логическое мышление.
Методы и приемы: Звездочки. Сейф. Объяснялочка.
10.Тема: Логика и понимание.
Цель: Научить детей находить причину событий.
Методы и приемы: Ситуации. События. Зима.
11.Тема: Слово, предложение, рассказ.
Цель: развивать речь, логическое мышление, находчивость и сообразительность, развивать (закрепление) навыки звукового анализа.
Методы и приемы: «Слова и звуки». «Буква волшебница». Объясни пословицу.. Найди лишнее слово.
12.Тема: Общая осведомленность.
Цель: систематизировать полученные знания, развивать умения классифицировать предметы.
Методы и приемы: Классификация предметов. «История в картинках». Игра-соревнование «Как это можно использовать?».
Конспект коррекционного занятия «Общая осведомленность».
Цель: Систематизировать полученные знания.
Задачи:
1.Развивать умения классифицировать предметы.
2.Развивать умение мыслить последовательно.
3.Развивать волевые качества.
4.Виспитывать умение работать сообща.
Ход занятия:
1.Оргмомент
Игра: «Вот так!»
Как живете, мои детки? (Вот так)Как идете, мои детки? Как стоите, мои детки? Как едите, мои детки? Как молчите, мои детки? Как сидите, мои детки? Как вы спали, мои детки?
Сначала игра проводится по старым правилам (молча, с показом только жестов). После этого педагог предлагает сделать игру более веселой, то есть озвучить. Дети повторяют игру заново. Выбирают вариант, который им больше нравится.
2.Основная часть.
1.Дидактическая игра «Классификация предметов».
Каждому ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3, овощей, 3, фруктов). Нужно их на три части разложить и объяснить, почему именно так разложил.
Можно использовать и другие картинки-мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие животные, домашние животные. И т.д.
2.Дидактическое задание «История в картинках».
При первом проведении игры каждому ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ.
3.Игра-соревнование «Как это можно использовать?»
Группа делится на две команды. Задание общее: как можно использовать … карандаш (кирпич, бумага, ткань, книга, ложка, швабра и т.п.). Каждая команда отвечает по очереди. За правильный ответ-фишка. Выигрывает команда набравшая большее количество фишек.
III.Рефлексия.Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали, и какое задание вам понравилось больше всего.
Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и пошлем друг другу импульс нашего хорошего настроения.
Спасибо вам всем за занятие.
Коррекционная работа с подростками с нарушением интеллекта.
1)Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у подростков с нарушенным интеллектом.
"Планета эмоций" программа психологической коррекции.
"Планета эмоций" программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков с интеллектуальными нарушениями
Пояснительная записка
За последние годы увеличилось число детей, имеющих отклонения в развитии, в том числе и детей имеющих умственную отсталость.
Умственная отсталость проявляется , прежде всего, в неравномерном развитии у ребенка различных сторон психической деятельности. Это проявляется в нарушении ориентировки в пространстве и времени, пассивном внимании, непроизвольном и малом обьеме запоминаемого материала, недостаточной сформированности мыслительных операций. Незрелость личности умственно отсталого ребенка, обусловлена спецификой развития его потребностей, интеллекта и проявляется в ряде особенностей его чувств.
В чувствах и эмоциях человек выражает личное отношение к предметам, явлениям, к процессу и содержанию познания. Как известно эмоции и чувства взаимосвязаны.
Эмоции возникают при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей при непосредственной реакции человека на предметы окружающей действительности. Чувства - это социальное отношение человека к собственной деятельности. Между чувствами и интеллектом человека складываются сложные взаимоотношения. Так, возникшее переживание может быть усиленно или подавлено разумом, может стать источником деятельности или ее тормозом.
Незрелость личности «особого» ребенка проявляется также в большом влиянии на оценочные суждения эгоцентрических эмоций. Поэтому наиболее высоко ребенок оценивает то, что ему приятно. Говоря о развитии чувств умственно отсталого ребенка Л.С.Выготский отмечал, что на начальных ступенях развития интеллекта обнаруживается более или менее непосредственная зависимость его от аффекта. Но по мере развития личности эти отношения меняются. Переход ребенка от низших форм эмоциональной жизни к высшим непосредственно связан с изменением отношения между интеллектом и аффектом. Умственно отсталые дети не регулируют с помощью интеллекта свои чувства соответственно конкретной ситуации. Это выражается например в том, что они не могут побороть чувство обиды на кого-либо даже тогда, когда понимают что его обидеть не хотели.
Все это говорит о необходимости проведения коррекционной работы с умственно отсталыми школьниками с целью развития эмоциональной сферы и формирования коммуникативных умений у умственно отсталых подростков. Программа «Планета эмоций» поможет детям, имеющим интеллектуальные нарушения, научиться лучше распознавать эмоции других людей и свои собственные, выражать эмоции социально приемлемым способом.
Цель программы
Коррекция и развитие эмоциональной сферы и формирование коммуникативных умений у подростков с нарушением интеллекта.
Задачи программы:
- расширение знаний детей об эмоциях,- развитие у подростков умения адекватно выражать свои эмоции,- стабилизация эмоционального состояния, оптимизация уровня тревожности и агрессии у подростков,- формирование коммуникативных умений у детей.
Организационно - методические аспекты
Формирование мотивации на совместную работу, представление комнаты психологической разгрузки, получение согласия на проведение коррекционной работы .Сбор анамнестических данных, психологическая диагностика подростков с целью выявления актуального уровня развития познавательной сферы и особенностей эмоционально – волевой серы с использованием проективных методик «Дом. Дерево.Человек», ТЦО, тест «Руки».
Программа расчитана на 10 занятий с периодичностью встреч 2 раза в неделю по 45 минут.

Количественный состав группОптимальное количество участников 8 человек.Качественный состав группыПодростки 14 - 16 лет.В группу подбираются дети с учетом степени тяжести заболевания и особенностей развития эмоциональной сферы, не имеющие противопоказаний для групповой работы.
Противопоказания:
- обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний,- аллергическая и бронхиальная патология.Принципы комплектования группы и организации работы:-Добровольное участие.-Недирективнность позиции взрослого.- Учет психофизических особенностей детей.
Ориентировочная структура занятия
1. Ритуал приветствия.
- Разминка
Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.
2. Основная часть
Направлена на решение задач данной программы.
3. Заключительная часть
- Подведение итогов, получение обратной связи.- Ритуал прощания.
Формы работы
При реализации программы используются следующие формы и методы работы:- игры,- упражнения,- Арт-терапевтические техники,- мышечная, дыхательная релаксация,- этюды,- беседы.
Требования к ведущему
1. Психологическая компетентность ( наличие психологического образования, опыта участия в тренингах и опыта ведущего групповой психологической работы)2. Наличие знаний и опыта работы с умственно отсталыми детьми.3. Языковая компетентность.4. Открытость в выражении чувств.
Организация пространства и места работы
- Оборудованная специальная комната психологической разгрузки ( кресла по количеству участников, мячи-гиганты, мячи-ежики, тактильно-пузырьковая колонна, светящаяся сеть, ковер "Млечный путь")- Альбомы, краски, карандаши, фломастеры.- Бланки по числу участников.- Карточки.
Оценка эффективности работы
Эффективность работы отслеживается по результатам анкетирования (экспертная оценка), наблюдений за учащимися на каждом занятии, психологической диагностики проводимой перед началом серии занятий и по их окончанию.Предполагаемый результат:умение понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, снижение тревожности, формирование умения действовать в группе.

Тематический план
№ занятия Наименование темы Кол-во часов
1 "Первое путешествие на планету эмоций" 1
2 "Океан настроения" 1
3 "Озеро эмоций" 1
4 "Остров злости" 1
5 "Остров злости" (продолжение) 1
6 "Материк грусти и печали" 1
7 "Материк грусти и печали" (продолжение) 1
8 "Горы обиды" 1
9 Залив эмоций 1
10 Подводное царство. 1
2.Профессиональная ориентация подростков с интеллектуальным недоразвитием.
Тематическое планирование занятий по профессиональной ориентации подростков с интеллектуальным недоразвитием.
№ Тема занятия Структура занятия Цели занятия
1 «Мы вместе!» Приветствие.
Упражнение-разминка
«Карандаши».
Обсуждение и принятие правил работы.
Упражнения «Кто я?»
Коллективный рисунок».
Рефлексия занятия, получение обратной связи. Ознакомить детей с основными правилами, целями, задачами занятий.
Формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.
Сплочение группы.
2. «Помечтаем о своей профессии» Приветствие.
Упражнение «Самопрезентация»
Упражнение «Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий.
Упражнение «Мечты»
Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)
Упражнение «Пересадка по общим интересам или отношению к различным видам деятельности».
Рефлексия занятия, получение обратной связи. Создание благоприятных условий для работы группы.
Знакомство учащихся с основными принципами занятия.
Формирование навыков общения.
Выявление у подростков профессиональных перспектив.
3. Тайна собственного «Я» Приветствие.
Упражнение «Мечты»
Упражнение «Делай как я!»
Упражнение «Комплимент» Дальнейшее самораскрытие, самопознание.
Прояснение «Я-концепции»
Развитие умения анализировать и определять психологические характеристики свои и окружающих людей.
4. «Мое видение будущей профессии» Приветствие.
Упражнение «Стража».
Упражнение «Покажи, кто он?»
Упражнение «Выступление у микрофона»
Упражнение «Бип»
Упражнение «Сядем вместе, сядем рядом».
Рефлексия занятия, получение обратной связи. Более подробное представление о различных профессиях.
Развитие чувств уверенности в себе.
5. Профессии на «языке тела» или ни слова о профессиях! Приветствие.
Упражнение «Мое внутреннее состояние»…
Упражнение «Надпись на спине»
Упражнение «Скульптор».
Упражнение «Крокодил»
Упражнение «Барьер»
Упражнение»Укачивание»
Рефлексия занятия, полученние обратной связи. Развивать навыки вербального и невербального общения.
Обострить внимание к своим ощущениям, чувствам групповой сплоченности, взаимного доверия.
6. «На пути к цели» Приветствие.
Упражнение «Василий сказал»
Упражнение «Угадай, чье это мнение?»
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Упражнение «Железное алиби».
Упражнение «Клубок проблем.»Рефлексия занятия получение обратной связи Отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.
Развитие чувств уверенности в себе.
7. «Отношения к профессиям» Приветствие.
Игра-присказка «Чудо-плотник»
Сказка «Любопытный муравьишка».
Работа по сказке.
Рисование после сказки. Формирование представлений учащихся о типах отношений к профессиям.
Работа над чувством ответственности за дело.
Исследование направленности интересов.
8. Графическая беседа «Мой профессиональный выбор» Приветствие.
Игра «Интересные вопросы». Графическая беседа «Мой профессиональный выбор». Рефлексия занятия, получение обратной связи. Выявление ведущих факторогв, влияющих на выбор подростков.
Определение взаимоотношения выбирающего и его социальное окружение.
9. «Мой путь». Приветствие.
Игра «Покажи пальцем на…»
Сказка «Дворник».
Работа по сказке.
Рисование после сказки.
Рефлексия занятия, получение обратной связи. Решение проблемы самореализации с помощью сказки, умение найти свой путь, место в жизни.
10. «Типы профессий» Приветствие.
Упражнение «Конструктор»
Методика ДДО Е.А.Климова.
Рефлексия занятия, подведение итога. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
11. Профессиональная диагностика по методике «Ради». Приветствие.
Игра «Круговая беседа».
Профессиональная диагностика по методике «Ради».
Рефлексия занятия, получение обратной связи. Коррекция профессионального самоопределения подростков.
Подберите практические профориентационные упражнения для подростков с интеллектуальной недостаточностью (10 упражнений).
1.Упражнение «Самореклама»
За 25-30 минут написать работодателю письмо с предложением своих услуг и описанием своих психологических особенностей, способностей, склонностей, успехов. Автор подписывает письмо и сдает его ведущему. Ведущий собирает все письма, а затем, не называя автора, читает письма вслух. Проводится обсуждение писем в круге.
2.Упражнение «Покажи, кто он?»
На доске записывают 10-12 нравящихся участникам группы профессий. Психолог называет каждую из выбранных профессий и говорит «покажи, кто он?» Все показывают на того, кому больше всего подходит данная профессия.
3.Упражнение «Надпись на спине».
Ведущий прикрепляет карточку с названием профессии одному из участников. Остальные должны изобразить эту профессию так, чтобы участник с карточкой на спине угадал, что написано на листочке.
4.Упражнение «Крокодил».
Группа разбивается на две команды. Первая-загадывает какую-либо профессию, а вторая делегирует своего участника (с его согласия) или игроки первой группы могут сами назвать того, кому они сообщат загаданную профессию. Последний должен изобразить ее только с помощью жестов и мимики. А его команда пытается понять, что было загадано. Команды загадывают профессии по очереди.
5.Упражнение «Барьер».
Каждый из участников занятия мысленно представляет то, что является препятствием-барьером на пути достижения ближайшей профессиональной цели. Этот барьер представляется в виде членов группы, которые, сжав в кольцо участника, мешают выбраться ему из круга. Прорыв означает преодоление препятствия. Участник может выйти из круга, уговорив одного из препятствующих.
6.Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Подростки рисуют солнце. В центре солнечного круга пишут свое имя и рисуют свой портрет. Вдоль лучей записывают все свои достоинства, все хорошее, что знают о себе.
Обсуждение важности позитивной самооценки, позитивного мышления для достижения жизненных целей.
7.Упражнение «Выставка»
Психолог: В наш город приехал человек, который разыскивает таланты. Все жители города решили продемонстрировать ему свои способности. Но этот человек, поскольку желающих слишком много, решил устроить выставку, на которой будут представлены необычные картины. Сейчас вы будете рисовать картины для этой выставки: вам необходимо вспомнить один свой талант и нарисовать его. У вас есть 10 минут.
8.Психотехническое упражнение «Пересадка по общим интересам или отношению к различным видам деятельности.
Участники садятся по кругу, а психолог встает в центр круга. Он предлагает пересесть всем тем, кто обладает каким-то общим признаком: интересом, склонностью к какому-то занятию. Психолог называет этот признак и все, кто им обладает, должны поменяться местами. Например: «Пересядьте все те, кто любит заниматься спортом»,-и все любители спорта должны поменяться местами. Ведущий при этом старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто останется без места, становится ведущим.
9.Игра-присказка «Чудо-плотник».
Далеко-далеко за морями, за океанами, за стеклянными горами и еще того дальше жил один плотник. И таким он был хорошим кузнецом, что из него вышел лучший в мире сапожник, сапоги он тачал так ловко, что ни одному портному и не снилось. Однажды он такой построил дом, что и на свирели не сыграть заливистей, чем на том кувшине, который был сплетен гончаром. Вот какой это был плотник.
Задание: о каких профессиях шла речь в присказке? Какие еще рабочие профессии вы знаете?
10. Упражнение «Скульптор».
Работа в парах. «Скульптор» «лепит» из участника группы представителя той профессии, которая, с его точки зрения, наиболее соотвествует данному человеку. Затем обмен ролями.
Используемая литература:
1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.-М.:ТЦ «Сфера», 2003.
2.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.-М.: ТЦ «Сфера», 1996.
3.Чистякова М.И. Психогимнастика /под. Ред. М.И.Буянова.-2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
4.Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Метод.пособие.-СПб.: АО «Мэрил», 1994.
5.Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога.-Ростов н/Д: Феникс, 2007.-458.
6.Забрамная С.Д.,Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс Лекций).-М.: В.Секачев, 2007-128 с.
7.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.-СПб.:Речь, 2006.-400с.
8.Психологическая диагногстика/Под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича.-СПб.:Питер,2003.-652 с.
9. Т. Г. Богданова, О. И. Варламова. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии.
10. Н. Осипова. Диагностика и коррекция внимания у детей.
11. Школа раннего развития. Тесты для детей 3 лет.
12. С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.
13. Л. Н. Павлова. Развитие речи и мышления.
14. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под ред. Е. А. Стребелевой.
15. Н. Я. и М. М. Семаго. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога.