РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК. Для СПО


филиал государственного бюджетного ПРОФЕССИОНАЛЬНОго образовательного учреждения ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«Иркутский техникум архитектуры и строительства» в г. Шелехове

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01. русский язык и литература. Русский язык.
по профессии СПО
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
МО-16-301

2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования на основе требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, учебного плана по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) по профессии
и Примерной программы, Москва, 2016.
Организация-разработчик: Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства» в г. Шелехове
Разработчики:
Окунева С. В., преподаватель Филиала ГБПОУ ИО ИТАС
Дей А.Я., методист Филиала ГБПОУ ИО ИТАС
Рабочая программа одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарного цикла
Протокол №_______ от «_____» _________ 2016г.
Председатель ПЦК _______________________ /_______________/
Рабочая программа утверждена Методическим советом техникума
Протокол №_____от «______» _____2016гПредседатель МС___________/ Кузнецова Е.Н/
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
пояснительная записка
4
общая характеристика учебной дисциплины
5
место учебной дисциплины в учебном плане
7
результаты освоения учебной дисциплины 7
структура, содержание и тематическое планирование учебной дисциплины 9
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной программы 35
1. пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература» и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Русский язык и литература. Русский язык»
направлено на достижение следующих целей:
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых:
языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Рабочая программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Рабочая программа состоит из 2-х частей, 1 часть – русский язык (114 часов), 2 часть – литература (171час).
2. общая характеристика учебной дисциплины
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение, личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием,
чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение
нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Изучение русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического естественнонаучного, социально-экономического профилей профессионального
образования русский язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего
общего образования.
При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовка и защита рефератов, индивидуальных проектов).
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывают интерес к занятиям при изучении русского
языка.
Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
3. место учебной дисциплины в учебном плане
Программа дисциплины Русский язык и литература входит в общеобразовательный учебный цикл и является базовой дисциплиной обязательной части учебного плана в составе общих общеобразовательных дисциплин.
4. результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
5. структура, содержание и тематическое планирование учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины
«Русский язык и литература. Русский язык» (1 часть) и виды учебной работы.
Вид учебной работы Объем часов по УП 1 курс 2 курс
1 сем 2 сем 3 сем 4 сем
Максимальная учебная нагрузка (всего) 171 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 114 34 38 12 30
в том числе: практические занятия (в том числе контрольные работы) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 57 Итоговая аттестация в форме
экзамена по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык.
- - - +
Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и литература.
Часть 1. Русский язык.
Наименование разделов и тем Номер урока Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся Объем часов Виды учебной деятельности обучающихся Уровень освоения
1 2 3 4 5 6
1 курс, 1 семестр

Введение
1-2 Содержание учебного материала 2 Характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. 2
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество.
Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. 2
Самостоятельная работа обучающихся :
Подбор афоризмов о русском языке. 1
3
Тема 1
Язык и речь.
Функциональные стили речи.
3-4
Содержание учебного материала 18 Преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека.
Определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества. 2
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
Контрольная работа №1. (Входной контроль знаний). 1
Практическое занятие.
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и по анализу методов языкового исследования. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся :
Сообщение: «Язык и культура». 1
2
5-6
Содержание учебного материала 2
анализировать речь сточки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;
2
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. 7-8 Содержание учебного материала 2 Подбирать
тексты разных функциональных типов и стилей;
анализировать тексты разных жанров научного
(учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст; 2
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования Самостоятельная работа обучающихся :
Выполнение упражнений по теме «Разговорный стиль речи». 1 2
9-10 Содержание учебного материала 2 2
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение упражнений по теме «Научный стиль речи». 1 2
11-12
Содержание учебного материала 1 Создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор; 2
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме. Практическое занятие.
Работа по оформлению документов официально-делового стиля. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся :
Выполнение упражнений по теме «Официально-деловой стиль речи». 1 2
13-14
Содержание учебного материала 2 Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; 2
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.
Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение упражнений по теме
«Публицистический стиль речи». 1 2
15-16
Содержание учебного материала 1 Характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;
подбирать примеры по теме из изучаемых художественных произведений. 2
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств. Практическое занятие.
Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу) 1 2
Самостоятельная работа обучающихся :
Доклад на тему: «Особенности художественного стиля». 6 3
17-18 Содержание учебного материала 1 Различать тексты разных функциональных стилей;
осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию). 2
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте.
Информационная переработка текста (план, тезис, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Практическое занятие.
Лингвостилистический анализ текста. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся :
Подготовка проекта.
«Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю». 8 3
19-20
Содержание учебного материала 1 Выразительно читать текст, определять тему, формулировать основную мысль художественных текстов, функциональный тип речи;
выполнять лингвостилистический анализ текста; 2
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
Контрольная работа № 2 по теме Язык и речь. Функциональные типы речи. Практическое занятие.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся :
Сочинение-рассуждение на тему:
«Моя профессия самая важная». 2
3
Тема 2. Лексикология и фразеология
21-22 Содержание учебного материала 14 Аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); 2
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова.
Прямое и переносное значение слова.
Метафора, метонимия как выразительные средства языка. 2 Самостоятельная работа обучающихся :
Доклад на тему: «Молодежный сленг и жаргон». 6 3
23-24
Содержание учебного материала 1 извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников. 2
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация, антитеза. Практическое занятие.
Выполнение упражнений на различение омонимов, синонимов, антонимов, паронимов. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подбор примеров антонимов, синонимов их разбор и анализ. Сообщение: Градация, Антитеза. 3 3
25-26
Содержание учебного материала 1 объяснять особенности употребления лексических
средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; 2
Русская лексика с точки зрения ее происхождения
(исконно русская лексика, заимствованная лексика). Старославянизмы. Практическое занятие.
Анализ лексики с точки зрения ее происхождения. 1
2
Самостоятельная работа обучающихся :
Подбор примеров исконно русской лексики, заимствованной лексики, старославянизмов. 2 3
27-28
Содержание учебного материала 1 объяснять особенности употребления лексических
средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; 2
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Тестирование за 1 семестр. (тестовый контроль). Практические занятия:
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи. Выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. 1
2
Самостоятельная работа обучающихся :
Составить словарики профессионализмов и жаргонизмов (по своей специальности). 2 2
29-30
Содержание учебного материала 1 Анализировать русский речевой этикет
Характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; 2
Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Особенности русского речевого этикета.
Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Практические занятия:
Выполнение упражнений по теме: «Активный и пассивный словарь языка». 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Привести по 5 примеров историзмов, неологизмов, архаизмов. Объяснить их значение. 1 2
31-32 Содержание учебного материала 1 извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников. 2
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.
Лексико – фразеологический разбор. Практические занятия:
Выполнение упражнений по теме: «Фразеологизмы». 1 2
Самостоятельная работа обучающихся :
Поиск исторических справок к фразеологизмам (по выбору). 1 3
33-34
Содержание учебного материала 1
2
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Контрольная работа № 3 по теме: «Лексика и фразеология». Практические занятия:
Выполнение упражнений на нахождение и исправление лексических ошибок, по употреблению фразеологических единиц и исправление ошибок в употреблении. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся :
Доклад: «Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке». 6 3
Тема 3.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
35-36
Содержание учебного материала 10 Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
2
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. 1
Практические занятия:
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы языка, сопоставление устной и письменной речи. Фонетический разбор слова. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся :
Фонетический анализ слова.
Указать количество букв и звуков в приведенных словах.
Произвести фонетический анализ десяти профессиональных терминов. 2 2
37-38 Содержание учебного материала 1 извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись). 2

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Практические занятия:
Нахождение и исправление орфоэпических ошибок. Орфоэпические нормы.
1 2
39-40
Содержание учебного материала 1 строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Практические занятия:
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. 1 2
41-42
Содержание учебного материала 1
строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2
Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З-/С-. Правописание И-Ы после приставок. Практические занятия:
Тестирование по теме: «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных». 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад: «Русское письмо и его эволюция». 6 3
43-44
Содержание учебного материала 2 2
Контрольная работа № 4
по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». Тема 4
Морфемика, словообразование, орфография.
45-46
Содержание учебного материала 12 Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;
извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
проводить морфемный анализ слова. 2
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем.
Морфемный разбор слова. 1 Практические занятия: Правописание корней с чередующимися гласными в корне слова: -раст-/-рос, - зар-/-зор-, -скач-/-скоч-, -гар-/-гор-, -клан-/-клон -, -твар-/-твор -, -мак-/-мок -, -равн-/-ровн -, -кас-/-кос -, -лаг-/-лож-,
-бер-/-бир -, -пер-/-пир -, -дер-/-дир - и т.д.,
Выполнение морфемного разбора. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка проекта по теме:
«В.И. Даль как создатель Словаря живого великорусского языка». 6 3
47-48
Содержание учебного материала 1
проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, анализ;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; 2
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Практические занятия: Повторение способов словообразования,
Выполнение словообразовательного разбора. 1 2
49-50
Содержание учебного материала 1 строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных частях речи.
Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Практические занятия:
Выполнение упражнений по теме. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся :
Сообщение: «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке», «Многозначность и омонимия морфем», «Синонимия и антонимия морфем». 1 2
51-52
Содержание учебного материала 1 строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ -
Правописание сложных слов. Практические занятия:
Выполнение упражнений на тему «Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ -Правописание сложных слов. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение «Части речи в русском языке». 1 2
53-54
Содержание учебного материала 2 2
Контрольная работа № 5 по теме:
«Морфемика. Словообразование. Орфография». Тема 5
Морфология и орфография.
55-56
Содержание учебного материала 28 Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; 3
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). 2
57-58 Содержание учебного материала
2 2
Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
Основные выразительные средства морфологии. Самостоятельная работа обучающихся:
Индивидуальный проект. Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия. 6 3
59-60
Содержание учебного материала: 1
Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
проводить морфологический, анализ;
2
Имя существительное.
Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных.
Правописание сложных существительных.
Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Практические занятия: Выполнение морфологического разбора имени существительного
Правописание имен существительных. Употребление форм имен существительных в речи. Тестовая работа. 1
2
61-62 Содержание учебного материала: 2 3
Контрольная работа № 6 за 1 курс. 2 курс
63-64 Содержание учебного материала: 1 Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
проводить морфологический, анализ;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2
Имя прилагательное.
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных.
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Практические занятия: Выполнение морфологического разбора имени прилагательного.
Правописание имен прилагательных. Употребление форм имен прилагательных в речи. Тестовая работа. 1 2
65-66
Содержание учебного материала: 1 Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
проводить морфологический, анализ;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2
Имя числительное.
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Практические занятия: Выполнение морфологического разбора имени числительного.
Употребление числительных в речи.
Правописание числительных. Определение лексико-грамматические разрядов имен числительных. Тестовая работа. 1 2
67-68
Содержание учебного материала: 1
Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
проводить морфологический, анализ;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2
Местоимение.
Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений.
Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Практические занятия:
Выполнение морфологического разбора местоимений.
Тестовая работа.
1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад на тему:
А.С. Пушкин –создатель современного русского литературного языка.
6 3
69-70
Содержание учебного материала: 1 Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
проводить морфологический, анализ;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2
Глагол.
Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление глагола в речи. Практические занятия:
Правописание глаголов.
Выполнение морфологического разбора глаголов. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся :
В стихотворении А.А.Блока «Ночь, улица…» определить части речи всех слов. Сделать морфологический разбор всех глаголов. 2 3
71-72
Содержание учебного материала 1 Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
проводить морфологический, анализ;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2
Причастие как особая форма глагола.
Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий.
Правописание НЕ с причастиями.
Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
Морфологический разбор причастия. Практические занятия:
Выполнение морфологического разбора причастий, деепричастий.
Правописание причастий, деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся :
Упражнения на правописание суффиксов и окончаний причастий, правописание НЕ с причастиями.
1 2
73-74 Содержание учебного материала 2 Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
проводить морфологический, анализ;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2
Деепричастие как особая форма глагола.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Особенности построения предложений с деепричастиями. Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение на тему: Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике. 1 3
75-76
Содержание учебного материала 1 Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
проводить морфологический, анализ;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2
Наречие.
Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Тестовая работа. Практические занятия:
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся : Составить кроссворд по теме «Части речи» (Знаменательные части речи). 2 3
77-78
Содержание учебного материала 2 Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме; 2
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов.
Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Подготовка к контрольной работе по теме: «Самостоятельные части речи». Самостоятельная работа обучающихся :
Сообщение на тему: Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление. 1 3
79-80
Содержание учебного материала 1 2
Контрольная работа № 7 по теме «Самостоятельные части речи». Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад на тему: Слова-омонимы в морфологии русского языка. 6
2
81-82
Содержание учебного материала 1 Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2
Служебные части речи.
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Практические занятия:
Выполнение заданий по теме «Правописание предлогов». 1 2
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений по теме «Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др». 1 2
83-84 Содержание учебного материала 1 Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Практические занятия:
Выполнение упражнений по теме «Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте».
Выполнение упражнений по теме «Правописание союзов» 1 2
85-86
Содержание учебного материала 1 Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. Практические занятия: Выполнение упражнений по теме правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Правописание междометий и звукоподражаний. 1 2
87-88
Содержание учебного материала 2 3
Контрольная работа № 8 по теме «Служебные части речи». Тема 6
Синтаксис и пунктуация
89-90
Содержание учебного материала 1 извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, по заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;
2
Основные единицы синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Практические занятия: Выполнение синтаксического разбора словосочетаний. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение: Роль словосочетания в построении предложения. 1 3
91-92
Содержание учебного материала 1 извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, по заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; 2
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Практические занятия: Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. 1 2
93-94
Содержание учебного материала 1 извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; 2
Грамматическая основа простого двусоставного предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Согласование сказуемого с подлежащим. Практические занятия:
Выполнение синтаксического разбора простого предложения. 1 2
95-96 Содержание учебного материала 1 извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; 2
Второстепенные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Практические занятия:
Выполнение упражнений на различение второстепенных членов предложения в тексте. 1 2
97-98
Содержание учебного материала 2 извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; 2
Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. 99-100
Содержание учебного материала 1 извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, по заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; 2
Осложненное простое предложение.
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.
Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Практические занятия: выполнение упражнений по теме. 1 2
101-102 Содержание учебного материала 1 извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
2
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств.
Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Практические занятия: выполнение упражнений по теме. 1 2
103-104
Содержание учебного материала 1 пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
производить синонимическую замену синтаксических конструкций; 2
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов.
Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Практические занятия:
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад на тему:
Обособленные члены предложения и их роль в организации текста. 6 3
105-106
Содержание учебного материала 1 извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам. 2
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Употребление сложносочиненных предложений в речи. Практические занятия:
Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. 1 2
107-108
Содержание учебного материала 1 извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
2
Сложноподчиненное предложение.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Практические занятия:
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад на тему:
А.С. Пушкин –создатель современного русского литературного языка. 6 3
109-110 Содержание учебного материала 1 извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; 2
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Практические занятия:
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение на тему:
Способы введения чужой речи в текст. 1 3
111-112 Содержание учебного материала 1 извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; 2
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Практические занятия:
Выполнение упражнений на тему: способы передачи чужой речи 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение на тему: Монолог и диалог. Особенности построения и употребления. 1 3
113-114 Содержание учебного материала 2 Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор 3
Контрольная работа № 9 по теме Синтаксис и пунктуация. Всего: 114 ч. учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной программы
Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОПСПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» входят:
 многофункциональный комплекс преподавателя;
 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
 информационно-коммуникативные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
 библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты, материалы ЕГЭ и др.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. –М.: 2013
В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык 10-11 классы.- М. просвещение, 2008.-368с.
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от29.12.2012№273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования,утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N24480
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образованияна базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: методическое пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования. –М.: 2012
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учрежд. –М: 2010
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. –М.: 2010
Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. –М.: 2011
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современногорусского языка. –СПб. 2003
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. –2-е изд., испр. и доп. –М.:2001
Крысин Л.П.Толковый словарь иноязычных слов.—М.:2008
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. –М.:2005
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. –М.:2004.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. –25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. –М.:2006
Русский орфографический словарь: около 180 000 слов/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. —2-е изд., испр. идоп. —М.: 2004
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. –М.: 2005
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. –М.:2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. –М.:2006
Фразеологический словарь русского языка / Д. Э. Розенталь, В. В. Краснянский. —М.:2011
Интернет-ресурсы
http://eor.it.ru/eor/-учебный портал по использованию ЭОР
http://www.ruscorpora.ru/–Национальный корпус русского языка –информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://russkiyjazik.ru/–Энциклопедия «Языкознание»
http://etymolog.ruslang.ru/–Этимология и история русского языка
http://rus.1september.ru/–Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
www.uchportal.ru/–Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
www.Ucheba.com/–Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)
www.metodiki.ru–«Методики»;
www.posobie.ru–«Пособия»
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/–Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/–Работы победителей конкурса «Учитель –учителю» издательства «Просвещение»
http://spravka.gramota.ru–Справочная служба русского языка
http://slovari.ru/dictsearch–Словари. ру.
http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota–Учебник грамоты
http://www.gramota.ru/–Справочная служба
http://gramma.ru/EXM–Экзамены. Нормативные документы
http://learning-russian.gramota.ru–Электронные пособия по русскому языку для школьников.
Дополнения и изменения к рабочей программе на учебный год
 
Дополнения и изменения к рабочей программе на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________ 
В рабочую программу внесены следующие изменения:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании ПЦК _______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ). 
Председатель ПЦК ________________ /___________________/