КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ «МОЙ ИНСТРУМЕНТ — КОМПЬЮТЕР»(5 класс)


КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ
«МОЙ ИНСТРУМЕНТ — КОМПЬЮТЕР»
1. Цели изучения курса
Предлагаемая программа «Мой инструмент — компьютер» предназначена для организации внеурочной деятельности по трем взаимосвязанным направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа предполагает ее реализацию в кружковой форме в 3-6 классах начальной и основной школы (по модулям) или в форме факультативной работы по курсу.
Основной целью учебного курса является освоение самого современного инструмента повседневной познавательной и творческой деятельности.
2. Общая характеристика курса с описанием содержания модулей
Учебная программа «Мой инструмент — компьютер» состоит из пяти модулей, соответствующих различным направлениям кружковой работы:
Модуль 1 — учимся работать на компьютере;
Модуль 2 — учимся программировать на компьютере;
Модуль 3 — учимся рисовать на компьютере;
Модуль 4 — учимся анимации на компьютере;
Модуль 5 — учимся музыке на компьютере.
Модуль 1
Сегодня парк домашних компьютеров становится все более многочисленным. Люди покупают компьютеры точно так же, как любую другую бытовую технику — телевизор, видеомагнитофон и т. д. Домашние компьютеры нередко превышают по своим возможностям ПК в школьных компьютерных классах, а используемое на них программное обеспечение современнее и сложнее.
Основная идея модуля 1 — научить пользователя любого уровня создавать с помощью компьютера разнообразные проекты (рефераты и доклады, открытки и календари, оригами, рисунки и анимации, таблицы, картотеки, презентации, коллажи, музыкальные композиции, веб-страницы и др.), используя современные программные продукты: текстовые, графические, анимационные и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных, обозреватели, электронную почту и т. д. Модуль 1 состоит из семи частей, в которых на конкретных примерах рассматриваются области применения компьютера в повседневной жизни. В процессе работы рекомендуется использовать издание: М. И. Фролов «Учимся работать на компьютере».
Первая часть «Учимся оформлять доклады, рефераты и книги» посвящена созданию и оформлению текстовых документов. При этом (поскольку материал ориентирован в основном на неподготовленного пользователя) рассказывается о работе с операционной и справочной системами. Кроме того, как и в других частях книги, здесь даются пояснения по любой встречающейся в тексте компьютерной терминологии.
Во второй части «Учимся считать» рассказывается об очень удобном методе проведения расчетов (в том числе и хозяйственных) с помощью электронных таблиц.
Третья часть «Учимся составлять картотеку» знакомит с созданием базы данных на примере адресной книги. Помимо этого, указано, как аналогичным образом создать другие полезные в быту базы данных.
В четвертой части «Учимся делать презентацию» объясняется, как создать и оформить презентации. Эта часть может быть полезна не только в профессиональной сфере (для представления фирмы), но и как средство развлечения, позволяющее делать забавные анимации со звуковым сопровождением и впечатляющими эффектами.
Пятая часть «Учимся общаться» посвящена таким средствам телекоммуникации, как Интернет и факс. Здесь подробно разобран пример создания личного веб-узла, который позволит вам заявить о себе в Интернете.
В шестой части «Учимся организовывать досуг» описывается, как создать макеты бумажных самолетиков, оригами, «продвинутых» веб-узлов, открыток, календарей, обложки к магнитоальбому, наклейки для дискеты и видеокассеты, вкладыш для компакт-диска.
Седьмая часть «Учимся совершенствоваться» посвящена самостоятельному освоению версии МS Office 2003.
Модуль построен в виде диалога отца с сыном или учителя с учеником. Наряду с учебной информацией в этих диалогах присутствуют воспитательные моменты — критические замечания отца по поводу поведения мальчика: употребления жаргонных выражений, хвастовства, спешки и др. Усвоение материала облегчается тем, что каждое действие сопровождается иллюстрацией всех необходимых окон и кнопок. Кроме того, даются пояснения по встречающимся в тексте компьютерным терминам. Книга является самодостаточной — для ее освоения не требуется никакой дополнительной литературы.
Модуль 2
Этот модуль состоит из восьми частей и посвящен созданию программ в среде программирования QBASIC, от самых простых (изображения точки на экране) до более сложных — компьютерных игр, так любимых детьми и взрослыми. В процессе работы рекомендуется использовать издание: М. И. Фролов «Учимся программировать на компьютере».
Первая часть посвящена развитию логического мышления (необходимого для формирования программиста) и представлена в виде сказок, в которых формулируются и разбираются логические задачи различной степени сложности. Остальные семь частей также имеют сказочную форму и посвящены программированию в среде QBASIC.
Вторая часть знакомит с компьютером и средой программирования QBASIC. Здесь же рассказывается о программировании графических примитивов (точки, линии и прямоугольника), как неподвижных, так и перемещающихся по экрану компьютера — анимационных.
В третьей части описываются анимация окружности, эллипса и более сложных изображений, а также программирование звука, вывод текста на экран, создание псевдографики и генерации случайных чисел.
В четвертой части показано, как запрограммировать ввод данных и управление с клавиатуры, цвет и мелодию. Здесь же приводятся тексты программ простейшего графического редактора и компьютерного «пианино», а также анимационное растяжение и сжатие изображений.
Пятая часть научит генерации «случайных» мелодий и стихов. Здесь же рассказано о создании простейшей обучающей программы и программы-переводчика. Кроме того, приведены программы по созданию «сложных» букв и их выводу на печать.
В шестой части рассмотрены некоторые способы компьютерной шифровки и дешифровки текстов, а также подробно разобрано создание программ простейших компьютерных игр: «Кости» и «За рулем».
Седьмая часть посвящена более сложным программам компьютерных игр «Вертолет» и «Пушка», а также исследовательской игре «Диполь».
Восьмая часть содержит переведенную автором на русский язык игровую программу QBasic Gorillas, написанную профессиональными программистами фирмы Microsoft.
При этом (поскольку материал ориентирован в основном на неподготовленного пользователя) в книге рассказывается о работе с операционной системой, окнами, папками, файлами и меню. Кроме того, даются пояснения к любому встретившемуся в тексте термину, а каждая операция сопровождается подробным иллюстративным материалом.
Модуль 3
Изобразительное искусство является неотъемлемой частью нашей жизни, а также одной из важнейших составляющих эстетического воспитания детей и взрослых. Оно развивает образное и абстрактное мышление, чувство прекрасного, что зачастую необходимо в учебе и работе, при проведении досуга.
Не менее важно, что наличие компьютера позволяет, с одной стороны, значительно расширить эстетический кругозор ребенка и его родителей с помощью электронной энциклопедии, а с другой — вовлечь в процесс создания собственных композиций с помощью графического редактора. Это особенно ценно для тех, кто этим никогда ранее не занимался. В конце концов, такие занятия помогут быстрее развить навыки работы на компьютере, которые так необходимы в современной жизни.
Третий модуль посвящен одной из любимых тем детей и взрослых — компьютерной графике и состоит из семи частей. В процессе работы рекомендуется использовать издание: (.И. Фролов «Учимся рисовать на компьютере».
Первые три части (три занятия) посвящены теории живописи и графики: основные понятия, элементы и выразительные средства, виды, жанры, стили, направления и школы изобразительного искусства. Здесь же рассказывается о работе с мультимедийными энциклопедиями, в том числе и по изобразительному искусству. Все три части сопровождаются 9ЛЫШШ количеством иллюстраций произведений выдающихся мастеров живописи и графики, а также приложениями в конце книги: словарь художественных терминов, биографии художников и описание их произведений.
Четвертая часть предназначается тем, кто делает первые шаги в компьютерной графике, и позволяет на конкретных примерах освоить основные ее приемы и терминологию. В ней рассказано о растровой и векторной графике; о рисовании на компьютере линий, многоугольников, кривых и эллипсов; о работе с ластиком, заливкой, распылителем и текстом; об открытии, сохранении, перемещении, изменении, копировании, вставке и печати рисунков.
Пятая и шестая части посвящены работе с векторной графикой. Здесь рассматриваются более сложные приемы и эффекты компьютерной графики: настройка цвета, градиентная и текстурная заливка, прозрачность, перетекание одного рисунка в другой, перспектива, оболочка, выдавливание, тень, освещение, фигурный текст, преобразование векторного изображения в растровое и наоборот, применение фильтров. Помимо этого, рассказывается о цветовых моделях, настройке принтера, качестве печати, типах бумаги для печати и других носителей.
Седьмая часть повествует о создании коллажей и обработке сложных растровых изображений (в том числе фотографий). Здесь вы узнаете о создании каналов и масок, вырезании и вклеивании слоев, устранении каймы, установке прозрачности, работе с экранными копиями, перенесении изображений на майки. И наконец, вы научитесь работать со сканером и цифровой фотокамерой.
При этом (поскольку материал ориентирован в основном на неподготовленного пользователя) в книге рассказывается о работе с операционной и справочной системами, окнами, документами, папками и файлами, меню и панелями инструментов. Даются также пояснения по любой встречающейся в тексте терминологии (компьютерной или по изобразительному искусству), а каждая операция сопровождается подробным иллюстративным материалом.
Модуль 4
Искусство анимации (мультипликации) является неотъемлемой частью нашей жизни, а также одной из важнейших составляющих эстетического воспитания детей и взрослых. Оно развивает образное и абстрактное мышление, чувство прекрасного и зачастую необходимо в учебе и работе, незаменимо при проведении досуга.
Наличие компьютера позволяет также, с одной стороны, значительно расширить эстетический кругозор ребенка и его родителей с помощью электронной энциклопедии, а с другой — вовлечь в процесс создания собственных анимаций (плоских и даже объемных) с помощью интерактивных мультфильмов и анимационных редакторов, что особенно ценно для тех, кто этим никогда ранее не занимался. Четвертый модуль посвящен одной из самых любимых тем детей и взрослых — компьютерной анимации (мультипликации), состоит из восьми частей. В процессе работы рекомендуется использовать издание: М. И. Фролов «Учимся анимации на компьютере».
В первых трех частях (три занятия) излагается теории анимации: основные понятия, элементы и выразительные средства, виды, жанры, направления и школы, сценарии, композиции. Здесь же рассказывается об истории анимации и работе с мультимедийными энциклопедиями. Все три части сопровождаются большим количеством иллюстраций, портретов и произведений выдающихся мастеров анимации, а также приложениями в конце книги (словарь художественных терминов, биографии выдающихся аниматоров и описание их произведений).
Четвертая часть предназначается тем, кто делает первые шаги в компьютерной графике и анимации, и позволяет на конкретных примерах освоить основные приемы и терминологию. Из нее можно узнать о работе с интерактивными плоскими компьютерными анимациями, а также научиться создавать собственные: выбирать, вставлять в сцену и анимировать фон, объекты, актеров; создавать и вставлять титры и звук; выбирать планы и управлять сценой.
Части с пятой по восьмую посвящены созданию более сложной, трехмерной (объемной), анимации. Здесь рассматриваются вопросы трехмерного моделирования: работа с системой координат, окнами проецирования и другими режимами просмотра; создание графических примитивов и сложных объектов; применение модификаторов; назначение цвета и материала; выбор и подключение фона; выбор и установка камеры и освещения; частицы, слои и эффекты; создание, монтаж, управление и сохранение анимации; рендеринг (визуализация) сцены, сохранение и просмотр видеофайлов.
При этом (поскольку материал ориентирован в основном на неподготовленного пользователя) в книге рассказывается о работе с операционной системой, подсказками, окнами документами, папками и файлами, меню и панелями инструментов. Кроме того, даются пояснения по любой ветре чающейся в тексте терминологии (компьютерной или анимационной), а каждая операция сопровождается подробным иллюстративным материалом.
Модуль 5
Пятый модуль посвящен компьютерной музыке и содержит семь небольших частей. В процессе работы рекомендуется использовать издание: М. И. Фролов «Учимся музыке на компьютере».
В первых трех частях (занятиях) излагается теория музыки: основные понятия, элементы и выразительные средства, жанры, формы, музыкальные инструменты. Здесь же рассказывается о работе с мультимедийными энциклопедиями, в том числе и по музыкальному искусству. Все три части сопровождаются портретами выдающихся композиторов и иллюстрациями к их произведениям, а также приложениями в конце книги (словарь музыкальных и культурных терминов, биографии композиторов и описание их произведений).
Четвертая часть предназначается тем, кто делает первые шаги в компьютерной музыкальной композиции, и позволяет на конкретных примерах освоить основные ее приемы и терминологию. Из нее можно узнать о работе с сэмплами и миксами, звуковых дорожках, звукозаписи, моно- и стереозвуке.
Пятая часть содержит описание синтезаторов и секвенсеров, работы с виртуальным пианино и нотным редактором, а также с микшерным пультом. Можно научиться создавать и аранжировать собственные музыкальные клипы.
Из шестой части можно узнать, как создаются вокально-инструментальные композиции и различные музыкальные эффекты. В седьмой части рассказывается, как создать компакт-диск с собственными композициями.
3. Описание места в учебном плане
Учебный курс «Мой инструмент — компьютер» реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса — факультатив или кружок. Можно выбрать по отдельности любой модуль из предлагаемых пяти или выделить общий объем изучаемого времени 72 ч из расчета на два года изучения учебного курса.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы, решения познавательных задач;
• умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
При реализации данной комплексной учебной программы следует использовать следующие издания:
1) Фролов М. И. Учимся работать на компьютере. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;
2) Фролов М. И. Учимся программировать на компьютере. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004;
3) Фролов М. И. Учимся рисовать на компьютере. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002;
4) Фролов М. И. Учимся анимации на компьютере. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002;
5) Фролов М. И. Учимся музыке на компьютере. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2000.
Материал в книгах тематически разбит на семь (или восемь) частей, посвященных различным областям применения компьютера в повседневной жизни. Части разделены на дни, каждый из которых примерно соответствует двухчасовому занятию. Таким образом, книги рассчитаны на двухнедельный курс ежедневных занятий.
В начале каждого дня приводится краткая сводка описанных в нем понятий и операций, вынесенная в оглавление. Поэтому тот, кто хочет восстановить в памяти уже освоенный материал, может воспользоваться книгами как справочным материалом с большим числом примеров практического использования в повседневной и профессиональной деятельности.
В конце каждого дня даются вопросы (теоретические) и задания (практические) на закрепление пройденного материала.
Для облегчения пользования книгами все впервые встречающиеся в тексте компьютерные термины выделены полужирным начертанием. Названия окон, папок, файлов, меню, команд, кнопок, списков и их элементов, переключателей и флажков набраны полужирным курсивом. Имена программ, мастеров и папок начинаются с прописной буквы.
Поскольку книги построены по принципу «от элементарного к простому», любой самый неподготовленный пользователь найдет здесь материал по силам и по вкусу. Возрастной предел ограничен только умением читать и желанием работать самостоятельно. При наличии же педагога отпадают и эти ограничения.
Предлагаемые книги можно рекомендовать учителям информатики и руководителям компьютерных кружков для проведения учебных занятий или домашних заданий. Книги будут также полезны и учителям по другим предметам. Пользователю с опытом работы на компьютере они могут пригодиться в первую очередь как дополнительное справочное пособие. Велика вероятность, что такого пользователя заинтересует ряд интересных приемов, описанных в этих книгах.
Учителям книги М. И. Фролова помогут организовать практические занятия по курсу информационных технологий. Содержание книг методически выверено десятилетним авторским опытом преподавания в школах Москвы. Методическую основу здесь составляет проектный подход — наиболее эффективный для компьютерного обучения.
Организационно каждая глава представляет собой два классных урока по 45 мин. Методика проведения занятий по книгам Фролова может быть как классно-урочной, так и ориентированной на самостоятельную домашнюю проработку учащимися, в зависимости от уровня их знаний и подготовки. В последнем случае, учитывая наличие домашних компьютеров, удается достичь наибольшего педагогического эффекта благодаря индивидуальному подходу. Приведенные в конце каждой главы задания и упражнения можно также вынести на домашнюю проработку.
Работу учеников легко проконтролировать на любом этапе, так как каждая операция, описанная в книге, сопровождается подробным описанием и изображениями всех необходимых для этого кнопок и окон. Кроме того, в ней приведены исчерпывающие указания по исправлению возможных ошибок.
Серия книг М. И. Фролова «Учимся...» будет также полезна школам, не располагающим современным компьютерным оборудованием. Учитывая внушительный парк домашних компьютеров, учитель может после изложения на уроке теоретических основ (представленных в этих книгах) задать на дом упражнения из любого пособия для проработки на компьютере. Задания методически выстроены таким образом, что могут быть освоены учеником самостоятельно.
Все программы, представленные в последней книге, работают под управлением операционной системы Microsoft Windows (98) 2000. В первых трех главах используются следующие мультимедийные диски: «Иллюстрированный энциклопедический словарь» фирмы «Аутопан», энциклопедия киноискусства «Cinemania» фирмы Microsoft, мультфильмы фирмы «Триада» (можно любой другой).
Для выполнения упражнений из главы 4 понадобится интерактивный анимационный фильм «Кот в сапогах» фирмы «Медиакон» (можно любой другой) и редактор мультфильмов Мульти-Пульти фирмы «МедиаХауз». Для глав с пятой по восьмую необходима русская или английская версии 3D Studio MAX.
7. Примерное тематическое планирование полного курса «Мой инструмент — компьютер» (72ч)
Первый год обучения (36 ч)
№ занятия Дата Тема Количество часов
Учимся оформлять доклады, рефераты и книги
1 Знакомимся с текстовым процессором Word 2
2 Набираем и форматируем текст книги 2
3 Оформляем реферат 4
Учимся считать
4 Знакомимся с электронными таблицами Excel и считаем 2
5 Создаем графики, диаграммы и карты 2
Учимся составлять картотеку
6 Знакомимся с Microsoft Access и создаем базу данных 2
Учимся делать презентацию
7 Знакомимся Microsoft PowerPoint и создаем презентацию 2
Учимся общаться
8 Создаем свой web-узел и выходим в Интернет 2
9 Знакомимся с графическим редактором Photo Editor 3.01 и заканчиваем оформление своей web-страницы Учимся организовывать досуг
10 Знакомимся с Microsoft Publisher и создаем много интересного 2
Учимся программировать на компьютере
11 Развиваем логическое мышление 2
12 Знакомимся с компьютером и средой программирования QBASIC. Начинаем создавать компьютерные сказки про блоху и про змейку 2
13 Компьютерные сказки: про Колобка, про Гошу и Лешу, про город Вероят, про дровосека Петю, про волшебную коробочку 2
14 Компьютерные сказки: про генерала, про отставного генерала, про злого колдуна, про хамелеона, про музыкальную шкатулку 2
15 Компьютерные сказки: про композитора, про поэтов, про учителя, про рекламу, про переводчика 2
16 Компьютерные сказки: про шифровальщика, про игры в кости и «За рулем» 2
17 Нет предела совершенству! 2
Второй год обучения (36 ч)

занятия Дата Тема Количество часов
Учимся рисовать на компьютере
18 Знакомимся с живописью, графикой и мультимедийными энциклопедиями 1
19 Знакомимся с жанрами изобразительного искусства. Знакомимся со стилями изобразительного искусства 2
20 Первые шаги в рисовании. Графический редактор Paint 2
21 Создаем векторную графику. Редактор CorelDRAW 10 2
22 Повышаем мастерство. Редактор CorelDRAW 10 2
Учимся рисовать на компьютере
23 Обрабатываем изображения и создаем коллажи. Редактор Adobe Photoshop 6.0 2
Учимся анимации на компьютере
24 Знакомимся с видами анимации, мультимедийными энциклопедиями и мультфильмами.
Графическая анимация от зарождения до эпохи Диснея
Графическая анимация от эпохи Диснея до наших дней. Объемная, перекладная и другие виды анимации 2
25 Выразительные средства и жанры анимации 2
26 Первые шаги в компьютерной анимации. Интерактивный фильм «Кот в сапогах» и анимационный редактор «Мульти-Пульти» 2
27 Начинаем знакомство с трехмерной компьютерной анимацией и программой 3D Studio MAX 2
28 Создаем простейшие объемные фигуры и видоизменяем их 2
29 Повышаем мастерство в создании анимации 3
Учимся музыке на компьютере
30 Знакомимся с музыкой и мультимедийными энциклопедиями.
Знакомимся с жанрами музыкального искусства. Вокальная музыка. Инструментальная музыка 4
31 Первые шаги в композиции. Музыкальный редактор Dance Machine 2
32 Знакомимся с синтезированной музыкой. Виртуальная студия Cakewalk Pro Audio 8.5 2
33 Создаем композицию с «живым» звуком 2
34 Записываем композицию на компакт-диск 2
8. Планируемые результаты изучения учебного курса
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, определяемые в ходе исследования.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы.