РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык.» Код, специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» 2016-2017 учебный год

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык.»

Код, специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»


















Москва
2016 год









ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией Русского, английского языков и литературы

Протокол № ____
от «__» _________ 2016г.







Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по дисциплине « Русский язык и литература. Русский язык», примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» (автор Воителева Т.М.) , одобренной ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015 г. для специальности среднего профессионального образования 40.02.02 Правоохранительная деятельность







Председатель предметной (цикловой) комиссии
_____________/___________/




Заместитель директора по управлению качеством образования

___________/ /















Составитель (автор): Лутцева Н.В., преподаватель ГБПОУ Колледж полиции











СОДЕРЖАНИЕ




ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




































1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и литература. Русский язык.»
1.1. Область применения программы:
Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ППССЗ по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», автор Воителева Т.М., ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки , 2015 год издания, с учётом социально-экономического профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам среднего (полного) общего образования.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода, в соответствии с которым у обучающихся развиваются и совершенствуются:
-языковая, лингвистическая (языковедческая);
-коммуникативная;
-культуроведческая компетенции.
Формирование компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. А также дисциплина направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и концессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.

1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» призвана акцентировать внимание на осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, самореализации в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; развития готовности к речевому взаимодействию, самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
При реализации программы учитывается межпредметная связь с общеобразовательными дисциплинами: Литература, Английский язык, а также обеспечивается преемственность преподавания дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС «Правоохранительная деятельность», «Право и организация социального обеспечения».
Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ППССЗ ФГОС «Правоохранительная деятельность».
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
В результате освоения дисциплины «Русский язык» учащиеся должны:
знать/понимать:
-связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
-использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
говорение и письмо:
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (, социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
1.4. Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины:
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменения с учётом профиля получаемого профессионального образования.
2. Путём отбора дидактических единиц программы по русскому языку, знание которых будет необходимо при освоении ППССЗ ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.
3.  Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС.
4.  Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.5. Количество часов, отведённое на освоение программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:
Максимальная учебная нагрузка – 117 часов;
Обязательная аудиторная нагрузка – 78 часов;
Самостоятельная (внеаудиторная) работа 39 часов

1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык»:

Количество часов без изменений в соответствии с примерными объемными параметрами общеобразовательной подготовки по программам с учетом профилей получаемого профессионального образования и структурой рабочей программы. В рабочую программу внесены изменения в последовательность изучения учебного материала, перераспределение часов на изучение отдельных разделов и тем Примерной программы, исходя из дидактической значимости, степени сложности усвоения материала обучающимися.


Примерная программа
Рабочая программа

Наименование темы
Количество часов
Наименование темы
Количество часов

Введение.
2
Введение.
2

Язык и речь. Функциональные стили языка.
14
Язык и речь. Функциональные стили языка.
12

Лексикология и фразеология
10
Лексикология и фразеология
8

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
8
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
8

Морфемика. Словообразование. Орфография.
10
Морфемика. Словообразование. Орфография.
6

Морфология и орфография
14
Морфология и орфография
22

Синтаксис и пунктуация
20
Синтаксис и пунктуация
20

Итого
78
Итого
78




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


контрольные работы
1

курсовая работа (проект)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39

в том числе:


Сообщения
Рецензия
Резюме
Исследования (презентации)
26
6
4
3

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы , самостоятельная работа обучающихся , курсовая работ (проект).
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4


Введение.
6


Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры
Содержание учебного материала:
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры; язык и общество; язык как развивающееся явление; язык как система; основные уровни языка; о роли русского языка в современном мире; об отражении в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов, понятие о русском литературном языке и языковой норме.
2




2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся. Сообщение (устно) по теме «Русский язык в современном мире».
4


Раздел 1
Язык и речь. Функциональные стили русского языка
16


Тема 1.1. Язык и речь.

Содержание учебного материала:
Виды речевой деятельности, речевая ситуация и её компоненты, основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
4
3

Тема 1.2. Функциональ
ные стили речи
Содержание учебного материала:
Функциональные стили речи и их особенности (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный стили речи); текст как произведение речи (определить признаки, структуру текста, тему, основную мысль текста, средства и виды связи предложений в тексте).
8
2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся. Функциональные стили языка, официально-деловой стиль. Написать резюме.
4


Раздел 2
Лексикология и фразеология
16


Тема 2.1 Лексика
Содержание учебного материала:
Понятия «лексическое и грамматическое слова, многозначность слова, прямое и переносное значение слова, метафора, метонимия, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы» и их употребление;