РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА предмета: Этика и психология общения


Министерство образования и науки Красноярского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Минусинский сельскохозяйственный колледж»
Каратузский филиал
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
предмета: Этика и психология общения
Профессия 18545: «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования».
Срок реализации программы: 2 год
Составил программу: педагог-психолог И.В. Тонких, на основе примерных программ федерального компонента государственного стандарта, ориентирована на учащихся с ограниченными возможностями здоровья
с. Каратузское, 2015г.
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по этике и психологии общения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и примерной программы института развития профессионального образования, обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа рассчитана на 62 часа.
Цель программы:
Формирование общей культуры обучающихся через овладение конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности и социализации обучающихся;
Данная рабочая программа создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в ходе её реализации акцентируется внимание на проблемах применения основ этики и психологии общения в различных жизненных ситуациях.
Изучение курса направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества.
Создание условий для формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
Выработки у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
Коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
Применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой  и дружной семьи.
Задачи:
- развить коммуникативные способности учащихся;
-развить способность анализировать ситуации межличностного взаимодействия;
-ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт;
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие умения:
анализировать процесс общения между людьми;
организовывать процесс общения как деятельность, приносящую удовольствие;
осуществлять рефлексию межличностного взаимодействия;
извлекать положительный опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем.
формировать представления:
о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
об основах семейного законодательства;
о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
пробудить духовные силы растущего человека, способные противостоять бездуховности, цинизму современного мира
Методы и формы обучения
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)
2) наглядные (демонстрация презентаций, видеофильмов, таблиц, схем, иллюстраций)
3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)
Формы учебных занятий:
предметные уроки
Виды деятельности:
анализ норм этики и морали с точки зрения конкретных условий их реализации в жизненных ситуациях;
выбор форм поведения и способов защиты прав и интересов личности в жизненных ситуациях;
изложение и аргументация собственных суждений об этических нормах поведения, конкретных поступках людей;
решение спорных ситуаций с учетом социального опыта обучающихся с использованием тренингов, диагностики и тестирования, ролевых и деловых игр, дискуссий.
Планируемые результаты реализации программы:
Овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан.
Выпускник профессионального училища должен уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: повседневного общения в малой группе (семье) и коллективе (трудовом).
усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц;
знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям;
Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся:
Самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование.
Тематический план.

п/п Наименование тем Кол-во
часов
Теория Практика
1. Введение. Самопознание и его значение в жизни человека. 2 2. Личность. 9 3
3. Общение. 6 1
4. Этика и психология семейной жизни 27 5
5. Коллективы и группы 6 1
6. Итоговая контрольная работа. 1
Итого: 61
Содержание:
Тема 1. Введение.
Самопознание и его значение в жизни человека. Предмет и задачи психологии. Методы психологии. Понятие о психологических тестах
Тема 2. Личность.
Общая характеристика личности человека. Психологические особенности личности: самосознание, индивидуальность, саморегулирование, активность, взаимосвязь с социальной средой. Основные побуждения личности: влечение, желание, интересы, убеждения, мировоззрение.
Темперамент. Виды темперамента и их психологическая характеристика.
Характер. Черты характера и их воспитание. Формирование характера.
Воля и волевые действия. Преодоление трудностей как характерная черта волевых действий.
Эмоции. Внешнее выражение эмоций. Настроения. Аффекты.
Самооценка подростка.
Стресс. Способы борьбы со стрессом.
Тема 3. Общение.
Общение. Виды, средства и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Коммуникативные и организаторские способности. Умение видеть смешное. Чувство юмора. Этикет. Золотые правила общения
Межличностные конфликты и пути их преодоления.
Способы неконфликтного общения. Понятие о комплименте. Умение видеть положительные качества в людях.
Тема 4. Этика и психология семейной жизни.
Взаимоотношения в молодой семье. Быт и экономика молодой семьи. Конфликты в семье. Ребенок в семье. Конфликты с родителями. Любовь и дружба в юношеском возрасте.
Тема 5. Коллективы и группы.
Группа и коллектив. Виды групп. Формальные и неформальные группы. Особенности ученического коллектива.
Психологический климат в группе и пути его улучшения.
Молодежные субкультуры.
Отверженные, изгои в обществе.
Итоговая занятие.
Требования к уровню знаний и умений обучающихся
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
уметь:
- правильно употреблять основные этические понятия и категории;
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования информации этического содержания;
- анализа собственного поведения и поведения других субъектах общения;
выбора соответствующих этическим нормам форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения этики, морали, права.