Интегрированный урок по русскому языку и литературе Никто не забыт,ничто не забыто..(10 класс).


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
Г. КОНАКОВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ




Методическая разработка урока, внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы.

Методическая разработка интегрированного урока
(русский язык и литература)
для 10 класса
«Урок мужества»

«Никто не забыт». Лингвистический анализ текста.






Чаповская Иветта Павловна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ №8 г. Конаково




2015год
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе
Тема урока «Никто не забыт» (лингвистический анализ текста:
отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием» и из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». (2 урока).
ОБОРУДОВАНИЕ: а) диски с кадрами фильмов «Освобождение», « А зори здесь тихие», б) видеоаппаратура, в) плакат «Родина-мать зовёт!», г)диски с записью песен «Священная война» и «Журавли», д) выставка книг о войне:
а) М. Шолохов «Судьба человека».
б) А.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины».
в) А.Дементьев «Баллада о матери».
г) М.Дудин «Подвиг твой бессмертен».
д) В.Белов «Такая война».
е) С. Алексиевич « У войны не женское лицо».
ж) Г.Бакланов «Вещие сны».
з) Р. Гамзатов «Журавли».

Цель урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬННАЯ: обобщение работы элективного курса «Лингвистический анализ текста», повторение сложных вопросов по фонетике, морфологии и пунктуации.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание у молодого поколения чувства патриотизма через уроки русского языка и литературы, воспитание уважения к героям, отдавшим свои жизни за счастье других, воспитание любви к русскому языку и литературе, воспитание дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие устной и письменной речи учащихся, развитие умения логически мыслить, используя литературный язык, развитие умения слушания, умения применять полученные знания в любой ситуации, развитие умения выделять главное, сравнивать и обобщать.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.
Дидактические.
Систематичность и последовательность обучения.
Обобщение и систематизация полученных знаний в процессе обучения на элективном курсе по теме « Лингвистический анализ текста».
Доступность (контроль базовых знаний и умений).
Принцип научности (использование теоретических знаний по лингвистике и литературе).
Связь теории с практикой.
Общеметодические.
Структурно-семантические (задания на выявление знаний по фонетике, морфологии, синтаксису).
Стилистические (работа с художественными текстами - лирика и проза).
Формы организации: групповая
ЗАДАЧИ УРОКА:
Формирование коммуникативных навыков в процессе лингвистического анализа текста.
Развитие умения логически мыслить и обобщать собственный опыт.
Всем ходом урока показать учащимся связь русского языка и литературы и роль фонетики, морфологии и синтаксиса в раскрытии основной мысли художественного текста.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Ученики самостоятельно формулируют темы и подтемы, делают выводы и обобщения; ребята должны погрузиться в эпоху 1941-1945 годов и проникнуться духом грозного времени войны и проникнуться уважением к тем, кто ушёл в 20 лет, « недолюбив, не докурив последней папиросы»


ХОД УРОКА.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие с полей,
Не в землю полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Р.Гамзатов.
1. Вступительное слово учителя.
Мы только изучили роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир». Связь времён никогда не заглохнет. Война-это страшное слово. И вот сегодня мы продолжаем говорить о том, что несёт война-гибель, ненависть, сиротство, обездоленность. Герои Л.Н.Толстого в тяжёлые минуты думали о доме, о небе, о близких.
И вот Р.Рождественский и Б Васильев продолжают рассуждать о смысле и цели жизни на Земле, о памяти погибших, о тех, « кто уже не придёт никогда».
Сегодня мы продолжаем с вами разговор о войне, о памяти, об уважении к прошлому. И нашими помощниками сегодня будут фонетика, морфология, синтаксис.
Пояснение. Класс разделён на 2 группы: лирики (поэма Р. Рождественского « Реквием») и прозаики (повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие...). Каждая группа получила отпечатанное задание.
Задание 1-й группы (лирики).
Значение слова «реквием» (заупокойная месса).
Определите основную мысль текста и выпишите ключевые слова и сочетания слов.
Определите темы и подтемы.
Определить роль звуков, помогающих передать все происходящие события.
Сколько восклицательных предложений? Почему?
А какова роль тире?
Какие преобладают предложения по составу и почему (по вашему мнению)?
Определите роль концовки - заключительной части поэмы.
Задания 2-й группы ( повесть Б.Васильева « А зори здесь тихие).
Определите темы и подтемы поэмы.
Выпишите ключевые слова и выражения, связанные с темой и идеей поэмы.
А почему именно эти слова и выражения ключевые?
Выпишите глаголы и определите их роль в тексте.
А почему так много глаголов в такой небольшой главе? (глава 13).
Определите роль лексических повторов.
Определите, какие преобладают согласные по твёрдости-мягкости? Почему?
Определите роль многоточия в названии повести и объясните смысл названия произведения.
Выразительное чтение отрывка с соблюдением всех фонетических, синтаксических особенностей текста.

Продолжение урока после вступительного слова учителя.
Тихо звучит мелодия « Хотят ли русские войны?» На экране проходят кадры из фильма «Освобождение»
Работает 1-я группа-отрывок из поэмы от слов « Плескалось багровое знамя» до конца.
1-й вопрос. Учащиеся определяют основную мысль текста, темы и выписывают ключевые слова и сочетания слов.
Тематика: 1. Тема войны и мира. 2. Тема памяти. 3. Воспитание у молодого поколения чувства долга и уважения к погибшим. 4. Тема патриотизма.
2-й вопрос. Ключевые слова и выражения: «тяжёлые могилы», «бессмертные гимны», «желание выжить», «в горле сдержите стоны», «вспомним всех поимённо», «это надо-живым», «багровое знамя», «войну мы должны сокрушить».

3-й вопрос. Анализ отрывка «Плескалось багровое знамя».
Учащиеся определяют роль звуков, помогающих передать атмосферу происходящих событий:
«багровое знамя», «багровые звёзды», «пурга накрывала», « багровый от крови закат», «раскатам ревущего грома», «светло и сурово», «начертано слово», «в горле сдержите стоны», «горькие стоны», «расскажите о них».
Вывод. Повторяются твёрдые звуки. Звук Р повторяется 15 раз, что помогает услышать звуки войны, услышать беду, боль, стон.
4-й вопрос. Учащиеся определяют роль знаков препинания в тексте.
В отрывке 38 восклицательных предложений, в которых звучит призыв и обращение к людям Земли. Автор с волнением обращается и к читателям, и к павшим, и к молодому поколению- ведь о войне невозможно спокойно говорить.
А какова роль тире?
В отрывке 21 тире.
Во имя Отчизны-
победа!
Во имя живущих-
победа!
Во имя грядущих-
победа!
Это неполные предложения. Тире-пауза. В горле слёзы, невозможно говорить на одном дыхании. Спазм перехватывает горло.
5-й вопрос. Учащиеся определяют вид предложений по составу и делают выводы. Какие преобладают предложения?
Примеры. «Помните!», «будьте достойны!», «расскажите о них», ««мечту пронесите». Очень много предложений обобщённо-личные, так как поэт обращается к каждому из нас.
6-й вопрос. Учащиеся определяют роль заключительной части поэмы.
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!...

Но о тех,
кто уже не придёт
никогда,-
заклинаю,-
помните!
1960 год.
В заключительной части мы слышим тревогу поэта за будущее детей, страх перед войной, призыв к памяти.
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА.

Работа 2-й группы ( повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие) глава13.
1-й вопрос. Учащиеся определяют тему и подтемы повести.
1. Тема войны и мира.
2. Тема семьи и материнства.
3. Тема ответственности человека за ближнего.
4. Тема природы.
5. Тема всенародного горя.
2-й вопрос. Учащиеся выписывают ключевые слова и сочетания слов, связанные с темой произведения: «горе», «отобьёмся», «как ни тяжело», «полоснула очередь», «птицы примолкли», «не отступать», «ранили вслепую», «добили в упор».
3-й вопрос. -А почему именно эти слова вы считаете ключевыми?
- В них слышится и боль, и скорбь, и решительность, тяжесть, жестокость, порождённая войной.
4-й вопрос. Учащиеся выписывают глаголы и определяют их роль в тексте:
навалится, не взвидишь, отвалит, повторялось, не прошли, оставила, смыкались, слушал, ударил, умирать, стреляла, уходили(силы), убегать.
5-й вопрос. – А почему в такой небольшой главе так много глаголов?
- Глаголы передают динамику движения, борьбы жизни и смерти.
Вырисовывается такая картина: война - враг не дремлет - нужно быстро принять решение – гибель – страх - скорбь.
6-й вопрос. Учащиеся определяют роль лексических повторов в раскрытии основного содержания главы.
ПРИМЕРЫ. « не отступать», « не отдавать ни клочка земли», «держат фронт», «держат Россию», «бьют винтовки», «бьют - значит живы».
Лексические повторы передают напряжение, патриотизм, силу «русского характера».
7-й вопрос. Учащиеся подсчитывают количество согласных по твёрдости-мягкости и делают определённый вывод: « гранаты начали рваться», «сорока надрывалась», « рука проклятая ныла», «ударил», «бежал», «затяжной бой», «передышка» и т.д. В данных примерах больше твёрдых звонких согласных», что передаёт опасность, неминуемые жертвы, решительность русских солдат.
8-й вопрос. Тяжело читать последние строчки 13 главы.
«И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно было умирать в 19 лет.
А немцы ранили её вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лёжа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили силы. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо».
А зори-то здесь тихие В этом многоточии - боль и скорбь. Погибли девочки, которые не успели полюбить, спеть свои песни, порадоваться жизни. Молчит природа Она скорбит и помнит страшные дни, опалённые войной.
ПРОСМОТР ОТРЫВКА КИНОФИЛЬМА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ».
Вопрос-обобщение двум группам.
Что же объединяет поэму и повесть?
Скорбь и боль писателя и поэта.
Призыв мастеров слова помнить о тех, кто «превратился в белых журавлей».
А какова же роль грамматики?
- Это звуки жизни-войны и мира.
- Это движение в душе и природе.
- Это чувства радости и боли, это слёзы ветеранов и смех детей.
Звучит песня на стихи Р. Гамзатова « Журавли».
Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Вопросы, заданные человечеству войной»


ПРИЛОЖЕНИЕ
В начале урока звучит песня в исполнении Марка Бернеса «Хотят ли русские войны?»
В конце урока звучит песня в исполнении Марка Бернеса «Журавли»











Список использованной литературы.

1.Б. Васильев. Повесть « А зори здесь тихие».
2.Р. Рождественский. Поэма « Реквием».
3.«Педагогика». Под редакцией К. Бабанского. М.Просвещение.1983г.
4.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М. Просвещение. 1988 год.




































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15