Урок русского языка на тему Неопределенная форма глагола (3 класс)


Урок «Русский язык» в 3 классепо теме: «Неопределенная форма глагола»
по УМК «Школа России» под ред. А. Плешакова
Тип урока: комбинированный
Цели: познакомить учащихся с понятием «неопределенная форма глагола»; обобщить и закрепить знания об изменении глагола по временам и числам; развивать логическое мышление учащихся через упражнения на анализ, синтез, обобщение и классификацию; воспитывать уважительное отношение к мнению своих одноклассников, прививать любовь к родному языку.
Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 3 класс, М.: Просвещение, 2011, тетради; дидактический материал (карточки для групповой работы, карточки для составления схемы на доске)
Ход урока
I. Организационный момент.1.Слово приветствие.
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
2.Психологический настрой на урок
Пожмите соседу руку,
Улыбнитесь друг другу.
Пожелайте хорошего настроения.
-Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.
II. Актуализация опорных знаний и умений.
На доске записаны слова: пишут, летал, нарисует, смотрели, едет, победит.
- По какому признаку эти слова можно определит в одну группу? ( глаголы)
- А что такое глаголы? Что мы уже знаем про них? (на какие вопросы отвечают, число, время)
Работа в группах по 4 человека.
- А теперь, работая в своих группах, распределите данные глаголы по группам по какому-либо признаку. Какие группы у вас получились, по какому признаку вы их делили? (число, время)
III. Определение темы и цели урока.
3.1 На доске записана пословица.
Много желать-добра не увидать.
- О чем говориться в этой пословице? (о жадности и ее последствиях)
3.2 Минутка чистописания.
- Прежде чем записать эту пословицу в тетрадь на нашей минутке чистописания вспомним, какие правила нам надо соблюдать, чтобы писать красиво? (правильная посадка, положение тетради и ручки)
-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)
-Давайте сделаем разминку для пальчиков:
Мы для пальчиков гимнастику начнем,
Упражнение для пальцев проведем,
Укрепляем мышцы пальцев, кисти рук,
Чтобы каждый пальчик стал наш верный друг.
(дети списывают пословицу в тетрадь)
3.3 Формулирование темы и целей урока.
-Найдите в данной пословице слова той части речи, о которой мы сегодня говорили. (желать, увидать)
- Как вы определили, что это глаголы?
- Определите у этих глаголов время и число? (время и число не определяются)
- Как бы мы могли дать название той группе глаголов, у которых время и число НЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ?
- Ученые такую группу глаголов, у которых нельзя определить время и число, назвали «неопределенной формой глаголов».
- Как вы думаете, будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Неопределенная форма глаголов)
- Попробуйте с опорой на слова-помощники, указанные на доске сформулировать цели нашего урока:
узнаем….
научимся находить….
будем писать….
IV. Изучение нового материала.
На доске написаны столбики слов:
идти найти
бежать написать
стеречь запечь
-На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика? 2-го столбика? (Что делать? Что сделать?) вопросы выносятся на карточках на доску- Определите окончания у данных глаголов. (-ти, -ть, чь) окончания выносятся на карточках на доску
- В какой форме стоят эти глаголы? Докажи это. (неопределенная форма, не определяется род и число) на доске располагается карточка «неопределенная форма глаголов»
- Обобщите наши рассуждения по плану, обозначенному у вас в карточках на парте:
1) На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (приведи пример)
2) Указывает ли на время неопределенная форма глаголов? (приведи пример)
3) Изменяется ли по числам неопределенная форма глаголов? (приведи пример)
На доске из ранее размещенных карточек складывается схема:
344424022098000186309018288000 что делать?
362521526352500187261540640000Неопределенная форма -ть, -ти, -чь
глаголов
что сделать?
- Прочитайте правило в учебнике.
V. Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево, вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивание - руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад- вперед, (Наклоны вперед, назад)
Вот он по лесу идёт,
Ищет мишка корешки (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец, медведь наелся
И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)
VI. Закрепление нового материала.
6.1 Индивидуальная работа. Из предложенных слов выбрать и записать в тетрадь только глаголы в неопределенной форме.
Корысть, принести, любить, печь, освещать, поймать, побежать, бестолочь, идти, ртуть.
-Все ли слова вам знакомы? (корысть - жадность к деньгам, материальному богатству, страсть к наживе и личной выгоде)
- Какие слова вы выписали? Почему?
-Какое слово здесь может выступать и как существительное и как глагол неопределенной формы? (печь)
6.2 Работа в группах. Прочитайте текст. Найдите в нём один глагол, который употреблён в неопределённой форме и в других формах. Выпишите сначала глагол в неопределенной форме, потом глаголы настоящего времени, а затем - прошедшего времени.
Жили на одном дворе кот, козел да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идет раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идет да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козел да баран: – Котик-коток, серенький лобок! О чем ты плачешь, на трех ногах скачешь? Отвечает им Вася: – Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да еще и удавку на меня припасала. – А за что же на тебя такая беда пришла? – спрашивают козел да баран. – Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.
(проверка по эталону)
Плакать; лежит, глядит, идет, плачет, спрашивают, плачешь, скачешь, отвечает; жили,  била, выдирала, поломала, припасала, пришла, слизал.VII. Подведение итогов урока
- Обратимся к теме нашего сегодняшнего урока. Кто уже сам сможет объяснить, что такое неопределенная форма глагола?
VIII. Домашнее задание.
Спасибо за работу. Урок закончен.