Родительское собрание на тему Режим дня школьника


Родительское собрание «Режим дня школьника»
Коротких Ирина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 7 г. Апатиты
Что такое режим дня, в чем его важность и значение?
Чтобы детский  организм   развивался правильно,  немаловажно уделять внимание  режиму дня школьника. Большую часть суток школьники находятся в семье, поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
Режим дня школьника - это чередование труда и отдыха в определенном порядке. В переводе с французского «режим» означает «управление». В первую очередь это управление временем. Но в конечном итоге – и здоровьем, и жизнью своих детей.
В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое. От того, насколько правильно организован режим дня школьника зависит не только настроение ребенка, а также работоспособность и успеваемость в школе, и здоровье в целом. При соблюдении режима ребенок   становится физически активней, проходит успешнее обучение в школе.
Современные дети испытывают в школе огромную нагрузку. Новые предметы, интенсивная школьная программа, внеклассные занятия, олимпиады, которые вводятся уже с 1 класса, все это может негативно сказаться на здоровье ребенка. Конечно, успеть хочется много, но для того, чтобы не было вреда от насыщенного дня нужно придерживаться режима дня. Это, к сожалению, сложно и так ответят многие родители. Особенно если родители целый день на работе, а их школьник вместо того, чтобы делать уроки сидит за компьютером или смотрит телевизор. Проявим настойчивость и терпение и организуем режим дня своему школьнику.
Режимные моменты.
Подъем
Слишком позднее пробуждение не даст ребенку возможности хорошо проснуться и от этого может долго сохраняться сонливость.
Зарядка, гигиенические процедуры
Зарядка облегчает переход от сна к бодрствованию и организм легче подготавливается к дневным нагрузкам. Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики с последующими водными процедурами и оканчиваться вечерним туалетом и отходом ко сну. Утреннюю гимнастику не случайно называют зарядкой, она снимает сонливость и «заряжает» организм бодростью на весь день.
Завтрак
Многие дети плохо кушают утром, но легкий завтрак необходим
Дорога в школу
Если есть возможность и погода хорошая, можно совместить дорогу в школу ( и из школы) с короткой прогулкой, это принесет дополнительную пользу.
Начало занятий в школе
Приходить в школу как минимум надо за 10 мин до начала занятий.
Завтрак в школе
Иногда родители игнорируют завтраки в школе, стараясь дать ребенку что-то с собой, но горячая еда лучше влияет на здоровье ребенка, чем «перекусы» бутербродами и фруктами. Если по каким-то причинам Вы исключаете горячие завтраки в школе, то ребенок обязательно должен ходить на обед.
Послеобеденный отдых или сон
Современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим. Некоторое время должно быть отведено и для свободно избранной деятельности детей, исходя из их индивидуальных интересов и способностей — рисование, музыка и др. В течение дня для этого младшим школьникам надо 1 — 1,5 часа.
Время для игр или прогулки
В это время хорошо провести какие-то спортивные занятия, подвижные игры и прогулку. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять не менее 3—З,5 часов для младших школьников.
Наилучшим отдыхом для школьников, у которых основным видом деятельности является умственная сидячая работа, считается подвижная деятельность, особенно в условиях пребывания детей на свежем воздухе. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм. Школьники могут заниматься в спортивных секций при школах или в юношеских спортивных школах. Родители должны поддерживать желание учащихся заниматься спортом, так как это способствует укреплению здоровья.
Полдник
Иногда про полдник забывают, но он должен входить в режим питания ребенка.
Домашние задания
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.  Благоприятное время для приготовления уроков — 15-16 часов.  Для восстановления работоспособности   через каждые 30 минут необходим перерыв.  Рекомендуется  готовить уроки с легких  заданий и  переходить к наиболее трудным. Если приготовление домашних заданий затягивается, то школьники продолжают работать при сниженной работоспособности, затрачивают больше сил, при этом качество выполнения заданий страдает, в письменных работах делается много ошибок, учебный материал усваивается хуже.Частой причиной увеличения продолжительности приготовления домашних заданий является тот факт, что школьники начинают выполнять их тотчас по приходу домой. Таким образам, не отдохнувший после учебных занятий организм получает дополнительную нагрузку. Естественно, что в этих случаях запомнить прочитанное труднее и на приготовление заданий затрачивается больше времени.Чтобы хорошо выполнить домашние задания, дети должны отдохнуть после школы. Наиболее целесообразно сделать перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома продолжительностью не менее 2,5 часов.После перерыва, приема пищи и отдыха учащиеся первой смены могут выполнять домашние задания. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1,5—2 часа. Нежелательно выполнять домашние занятия перед сном. Вечерние часы  обязательно должны быть  свободными и посвящены отдыху.
Прогулка на свежем воздухе
Время погулять или отдохнуть дома.
Ужин
Следите за полноценным питанием ребенка. Большую роль в правильном росте и развитии детского организма играет питание, достаточно калорийное, полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.Умственная работа, а также большая подвижная деятельность детей сопровождаются значительным расходом энергии, которая должна своевременно пополняться за счет питания, чтобы обеспечить хорошую работоспособность организма.
Приготовление ко сну
Гигиенические мероприятия.
Сон
Потребность в сне зависит от возраста. Ребенок должен спать в среднем около 10 часов. Полноценный сон даёт возможность  легче воспринимать  информацию на уроках и повысить работоспособность. Продолжительность сна в течение суток необходимо индивидуализировать и в зависимости от состояния здоровья ребенка. Дети ослабленные, быстро утомляющиеся, перенесшие какое-либо заболевание, нуждаются в увеличении часов сна. Им рекомендуется дополнительный дневной сон в течение часа.
Учащиеся должны ложиться самое позднее — в 22 часа 30 минут.Полноценным сном является сон не только определенной продолжительности, но и достаточной глубины. Полноценность сна обеспечивается его правильной организацией.Время перед сном школьник должен проводить в спокойных играх и занятиях. Шумные игры, споры, вызывающие сильные эмоциональные переживания, громкие разговоры мешают быстрому засыпанию и нарушают глубину сна. Перед сном следует проветрить помещение.Еще лучше приучить ребенка спать при открытой форточке, при этом кровать должна стоять па расстоянии не ближе 2 метров от окна, чтобы холодная струя воздуха не попадала на спящего.Выполнение этих условий обеспечивает полноценный отдых организма и полное восстановление сил учащегося к предстоящему учебному дню.
Для составления правильного режима дня каждого школьника можно руководствоваться примерными схемами режима дня. Эти схемы следует брать за основу в каждом конкретном случае, допуская известные вариации в зависимости от имеющихся условий, например, времени начала работы родителей, занятий ребенка в секциях, кружках и т. д.
В процессе выступления могло сложиться впечатление о невыполнимости предлагаемых рекомендаций. Это не так. Режим - понятие из взрослой жизни и знакомить с ним ребёнка необходимо как можно раньше. Нет лучше помощника в зарядке, чем рядом занимающийся папа. Невозможно оставить ребёнку обед и надеяться, что тот сам скушает его в срок. Каждый шаг рядом с ребёнком должен вначале совершаться кем-то из взрослых. Невозможно поднять ребёнка на зарядку, если вечером он лёг в 23.30 после просмотра фильма ужасов. И третье: ничто так ни нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться. Любящие родители, ложась спать, должны подумать, всё ли они сделали для ребёнка сегодня и как организовать его завтра.
Таким образом, соблюдение режима дня повышает работоспособность школьника, предохраняет организм от переутомления, укрепляет здоровье и обеспечивает повышение высокой работоспособности и успеваемости учащихся.
«Стихи о человеке и его часах»
Ведут часы секундам счет,Ведут минутам счет.Часы того не подведут,Кто время бережет.
Кто жить умеет по часамИ ценит каждый час,Того не надо по утрамБудить по десять раз.
И он не станет говорить,Что лень ему вставать,Зарядку делать,Руки мытьИ застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,Умыться и поесть,Успеет встать он за станок,За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!Работай, отдыхай, Уроки делай не спешаИ книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,Когда наступит в срок,Ты мог уверенно сказать:- Хороший был денек!
Автор: С. Баруздин