Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ.


Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ.
Тема: «Вода в жизни человека».
Образовательная область: познание.
Виды деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма проведения: занятие - опыт.
Возраст детей: старшая группа 5- 6 лет.
Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека; о свойствах воды ( прозрачная, без цвета, вкуса и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твёрдая (снег, лёд), жидкая, газообразная – пар).
Задачи: 1. Образовательные: - познакомить детей со свойствами воды; уточнить знание детей о назначении воды в жизни человека.
2. Развивающие: - развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закреплять умение работать с прозрачной посудой.
3. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать умение работать в группе.
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками; ёмкости для проведения опытов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся?
- Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла Капелька. Но не одна, а со своими подружками – капельками и принесли нам загадки. Доставайте капельки из ведёрка, а я прочитаю загадки, написанные на них.
Течёт, течёт - С неба – звездой, Я и туча, и туман
Не вытечет, В ладошку – водой. И ручей, и океан
Бежит, бежит - (Снежинка) И летаю, и бегу
Не выбежит. И стеклянной быть могу.
(Река) (Вода)
Чтобы не было беды, Меня пьют, меня льют.
Жить нельзя нам без… Всем нужна я,
(Воды) Кто я такая? (Вода)
- Ребята, вы догадались, о чём мы с вами будем беседовать? Правильно, о воде и её значении в жизни человека.
2. Основная часть.
- Для чего нужна вода человеку? ( Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё, поливать растения, тушить пожар, животным, рыбам).- Где можно встретить воду? (В луже, в кране, в колодце, в бутылках, в магазине, в море, в океане, в речке).
- А нам с вами в детском саду нужна вода? Для чего? В группе есть вода? Где? (в водопроводном кране)
- Вы согласны, что без воды нам с вами просто нельзя?
- Представьте себе, что на Земле вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт? Почему? (Правильно, всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ).
- Без еды человек может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.
Вы слыхали о воде? На плите у вас кипит,
Говорят, она везде! Паром чайника шипит.
В луже, в море, в океане. Без неё вам не умыться,
И в водопроводном кране. Не наесться, не напиться!
Как сосулька замерзает, Смею вам я доложить:
В лес туманом заползает, Без воды вам не прожить!
- Ребята, а всегда ли мы правильно поступаем с водой, бережём её? Чтобы Земля не стала пустыней, мы должны беречь воду, не загрязнять.
- А сейчас мы с вами поближе познакомимся с водой. Встаньте все, выполняйте за мной:
Наклонись.
Раз, два, три, повернись (в стороны)
Раз, два, три, покружись
В лаборантов превратись.
- Мы с вами пройдём в нашу лабораторию и проведём опыты с водой.
- Перед вами стаканчики: один пустой, другой – с водой. Аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик и скажите мне: какая вода? Она льётся? Да, а почему?
Вывод: потому что она жидкая, она течёт.
- А сейчас, ребята, положите в воду пуговицу. Мы видим пуговицу? Почему? Какая вода?
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
- Ребята, а теперь попробуйте на вкус воду. Какая она? (без вкуса) А теперь разлейте в стаканчики воду поровну: в один ложечкой положите сахар (найдите его у себя в тарелочках) и размешайте его. Теперь попробуйте. Какая стала вода? (сладкая)
Кто скажет, когда вода меняет вкус? Затрудняетесь? Тогда в другой стаканчик положите соль. Какой вкус приобрела вода? Попробуйте язычком (солёная). Когда в воду что- то добавить, она меняет вкус.
Вывод: чистая вода не имеет вкуса и вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавляем.
- Ребята, возьмите в руки стаканчик и понюхайте воду. Как она пахнет? (нет запаха). Теперь добавим в воду лимон и опять понюхаем. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет лимоном). Что же это значит?
Вывод: Чистая вода не имеет запаха и вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё положили.
- Ребята, а что произойдёт с водой, если в неё добавим краску? Растворилась ли краска? Возьмите кисточку, обмакните в стаканчик и в краску побольше и опустите в воду кисточку. Вода окрасилась. Краска что сделала в воде? (растворилась).
Вывод: Краска в воде растворилась и изменила цвет воды. Значит, вода – растворитель.
3. Физминутка: Море очень широко, (руки широко в сторону)
Море очень глубоко, (присесть, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья. ( выполнять движение «рыбки»)
А вот воду пить – нельзя. ( развести руки в сторону,
приподняв плечи)
4. Сюрпризный момент.
- Кто же это к нам стучится? Может зверь, а может птица. ( стук в дверь).
- Ребята, Снежная королева прислала нам посылку. Что там? (Лёд). Возьмите все по одной льдинке в ладошку. Что происходит? ( лёд тает). А почему? (В группе тепло, руки тёплые и лёд тает). Какие руки у вас стали? Почему? ( руки мокрые, потому что лёд превратился в воду). Значит вода бывает не только жидкая, но и твёрдая. А когда вода превращается в лёд? (когда холодно)
Вывод: Вода имеет твёрдое состояние.
- Ребята, посмотрите, сейчас я налью в стакан кипяток и сверху над ним подержу зеркальце. Посмотрите, что образовалось на зеркальце? (Пар)
Пар – это капельки воды, вода испаряется. В каком состоянии ещё бывает вода? ( В парообразном)
5. Рефлексия.
- Ребята, давайте вспомним все наши опыты и скажем, какие же свойства есть у воды.
Чистая вода не имеет запаха.
Чистая вода не имеет вкуса.
Чистая вода не имеет цвета, она прозрачная.
Чистая вода растворяет вещества.
- Какое состояние приобретает вода? Жидкое, твёрдое, парообразное.