Конспект открытого занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему В окно повеяло весною


План – конспект открытого занятия по познавательному развитию
в старшей - подготовительной для школы группыТема: «В окно повеяло весною».
Воспитатель: Нагорнова Л.А.

Основная образовательная область: «Познание» (ФЦКМ).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; музыкальное развитие; физическое развитие;
социализация.
Цель: обобщать и систематизировать представления о времени года весна.
Задачи: 1.Уточнять представление детей о характерных изменениях в природе весной.
2.Расширять и уточнять словарь по теме: «Весна»
3.Развивать зрительное внимание, память, чувство рифмы, творческого воображения,
координации речи с движением.
4.Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, любви.
5.Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приёмы: - практические: Дидактические игры, подвижная игра; рисование «Солнышко», упражнение на релаксацию.
- наглядные: слушание музыки, показ и рассматривание иллюстраций;
- словесные : чтение художественных произведений – стихотворение,
рассказывание сказки, беседа, вопросы.
Материалы и оборудование: музыкальный проигрыватель, диск с записью музыки П. И.
Чайковского «Апрель» ,картинки с изображением сосульки, проталинок, капели, ледохода,
карточки к игре «Кто лишний», листы бумаги, восковые мелки, картинки с изображением
весенних месяцев, картинки «Смайлики» для определения настроения.
Формы организации детской деятельности
Виды детской деятельности Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательная Дидактические игры: «Кто лишний», «Подскажи словечко». Упражнение: «Послушаем весну»
Коммуникативная Беседы о весне, весенних месяцах; о птицах(перелётных и зимующих); о весенних изменениях в природе. Рассматривание иллюстраций .Двигательная Подвижная игра: «Веснянка»
Музыкальная Слушание музыки П.И.Чайковского «Апрель», музыкальное сопровождение.
Изобразительная Рисование «Солнышко»
Восприятие художественной литературы Чтение стихотворения «Весна» Г. Ладонщикова. Рассказывание сказки о временах года.
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Организационный момент. Звучит музыкальная запись П. И. Чайковского «Апрель». Воспитатель читает стих. Г. Ладонщикова «Весна»
-Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня….
Улеглись в полях метели,
В свои белые постели.
И весна идёт повсюду,
Гонит зиму со двора. Дети слушают музыкальное произведение и стихотворение.
В зал входит девочка «Весна» , медленно кружится под музыку и разбрасывает цветочки на ковёр. Усваивают навыки восприятия музыки и стихотворения.Воспитатель рассказывает сказку о временах года:
-Жила была семья: отец и четыре дочери. Отца звали год, а дочерей - Зима, Весна, Лето и Осень. Отец очень любил своих дочерей, хоть и разные они были. Пришло время и сестрица Весна пригрела солнышком, растопила снег. Побежали ручьи, зазвенела капель! Вода к медведю в берлогу прочилась, проснулся косолапый, вылез из берлоги погреться. Вернулись, улетевшие от нас на зиму птицы. Воспитатель спрашивает: - Какие птицы прилетают весной из далёких стран?
3.Воспитатель предлагает поиграть в игру: «Кто лишний». Посмотрите на птиц. Как вы думаете, какая из них лишняя и почему?
Воспитатель спрашивает и уточняет у детей : Какие птицы называются перелётными, а какие зимующими? 4.Воспитатель беседует с детьми, задаёт вопросы, показывает картинки. – Какие птицы прилетают самыми первыми? Что делают птицы? (выставляются картинки и изображением грача, дерево с гнёздами). Для чего птицы вьют гнёзда? Воспитатель : - Сестрица Весна продолжает на земле наводить свой порядок. Украсила всё цветами, первой нежной зелёной травой. – А какие цветы распускаются первыми? (выставляется картинка подснежников) Как изменилась жизнь растений с приходом весны? Чем пахнет весна? Дети внимательно слушают сказку и отвечают на вопрос воспитателя.
Дети рассматриваю карточки с изображением перелётных и зимующих птиц, находят лишнюю птицу и объясняют свой выбор.
Дети беседуют с воспитателем, рассматривают картинки и отвечают на вопросы. Умеют слушать воспитателя и свободно вступать в диалог.
Умеют наблюдать, анализировать. Имеют представления о перелётных и зимующих птицах.
Приобретают навыки связной речи. Развивают зрительное внимание.
Имеют представление о характерных изменениях в природе весной.
5. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Подскажи словечко» - Ребята, а вы хорошо знаете приметы весны? Тогда вы легко справитесь с моим заданием.-
Ой беда, беда, беда!
Тает снег, кругом вода
Не обуешь валенки
На снегу (проталинки)
На реке и треск и гром
Это значит ледолом
На реке лёд идёт
Это значит (ледоход)
Рад весне братишка Саша
И собачка рада ЖулькаНа припёке с крыши нашей
Утром свесилась(сосулька)
Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает ( капель).
6.Воспитатель предлагает упражнение « Послушаем весну». – Закройте глаза и представьте лёгкое дуновение ветерка, шелест травы на ветру, звонкое пение птиц. Протяните руки вперёд и почувствуйте как согревает вас тёплое, ласковое солнышко. Дети слушают воспитателя и договаривают последнее слово в стихах.
Дети выполняют упражнение на релаксацию всего организма под музыкальное сопровождение.
Развивают чувство рифмы, памяти.
Умеют расслабляться.
7. Воспитатель предлагает нарисовать солнышко. – Возьмите листочки и восковыми мелками нарисуйте солнышко - доброе, лучистое, яркое, весеннее.
8. Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Веснянка»
Солнышко, солнышко - золотое донышко, Гори -гори ясно, что бы не погасло. Побежал в сад ручей , прилетели сто грачей. А сугробы тают, тают. А цветочки подрастают.
9. Воспитатель беседует о весенних месяцах и рассказывает о народных приметах каждого месяца. – Сколько месяцев длится весна? Назовите первый весенний месяц? В народе его прозвали капельником. Капель отсчитывает первые часы, дни весны. Назовите второй весенний месяц? Его в народе зовут – снегогон. К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега. Говорят: « Апрель водою славень, да почками красен». В апреле празднуют «День птиц»- развешивают скворечники, существует обычай «отпущение птиц на волю». Взрослые и дети отпускают птиц. Третий месяц – самый красивый. Как он называется? Его в народе зовут – травень, цветень.
Дети рисуют солнышко под музыкальное сопровождение.
Дети обмениваются готовыми рисунками со сверстниками и дарят гостям.
Дети проговаривают слова и выполняют движения согласно тексту. Развивают творческое воображение.
Формируют навыки доброжелательности и любви.
Развивают координацию речи с движением.
Активизируют словарь по теме.
10. Итог. Воспитатель спрашивает : - О каком времени года мы сегодня говорили? Что вам каждому показалось более интересным на занятии? Выберите смайлик вашего настроения на нашем занятии – весёлый, грустный, уставший, счастливый. Воспитатель. А мне очень понравилось, как вы занимались сегодня. Я горжусь вами. Молодцы! Дети подводят итог ,отвечают на вопросы, высказывают своё мнение и выбирают смайлик своего настроения под музыкальное сопровождение. Приобретают навыки сотрудничества и взаимодействия. Умеют высказывать свою точку зрения и обобщать её.