Конспект урока по технологии Обработка верхнего среза прорезного кармана (5 класс)

Мозгалева М.Е., учитель технологии МБОУ «СОШ №1», г. Братск

Тема: «Обработка верхнего среза накладного кармана»
Класс: 5Б
Дата: 19.12.2016 г.
Учебник: Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учебник /О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ (презентация) и выполнением практической работы.
Цель урока:
- Ознакомление учащихся с историческими сведениями о кармане и его роли в одежде;
- Формирование навыков по подготовке деталей кроя к сметыванию и способов обработки накладных карманов, срезов и углов с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, требовательности к себе.
Задачи урока:
- Формировать у учащихся знания, умения, навыки выполнения поузловой обработки кармана;
- Развивать умение сравнивать, выделять главное, решать поставленную проблему;
- Закрепить умение пользоваться инструкционными картами и приемами выполнения обработки карманов.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.
Оборудование: набор ручных инструментов, детали кроя, ПК, мультимедиа (с презентацией по обработке кармана), инструкционные карты, швейная машина, утюг, гладильная доска.

Ход урока: Организационная часть: приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Сообщение познавательных сведений :
Учитель: Потайная кладовая и чего в ней только нет,
Здесь и ручки и конфетки, и «копейка» на обед,
Ключ, мобильник, ластик, пульки,
В общем - всякие бирюльки.
Что же это такое? – правильно – карман.
Зачем нужны карманы?
Попросил я как-то маму,
Чтоб пришила мне карманы
На рубашку и на брюки,
И на курточку три штуки.
Удивилась мама строго:
- Для чего тебе так много?
Отвечал я маме скромно:
- С ними мне в гостях удобно.
Говорят: «Возьми конфету!»–
А представь, карманов нету.
А. Мецгер

Сегодня на уроке мы познакомимся с историей появления и видами карманов, с технологией обработки накладного кармана и самостоятельно обработаем верхний срез кармана.
Немного из истории кармана
Карман – вшитый в платье мешочек для ношения при себе мелких денег и предметов.
В далёком прошлом одежда не имела карманов, рубаха славян подпоясывалась так, чтобы получалось нечто вроде мешочка. Люди носили с собой специально сшитые из кожи мешочки, которые называли КАРМАНОМ.
В докарманную эпоху наличные деньги переносились в кошельках, подвешенных к поясу или в поясных сумках.
У мужчин карманы висели на поясе, а у женщин под юбкой или фартуком. Карман – лакомник располагался на поясе.
Карман как таковой появился только в последней трети XVII века. Впервые карманы были сделаны на известном камзоле эпохи Людовика XIV.
Позднее карманы стали пришивать к жилетам, а затем и к брюкам. В восемнадцатом веке в женской и мужской одежде появились карманы, изготовленные вместе с одеждой;
Двадцатый век. Век торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде.
По месту расположения различают верхние и внутренние, нагрудные, боковые, карманы в карманах. Карманы бывают прорезными и накладными и в швах изделий. Накладные карманы могут быть различной формы. При обработке накладных карманов можно использовать кант, кружево, тесьму, и др. Для обработки верхнего среза применяют разнообразные способы – шов в подгибку с открытым срезом или закрытым срезом (в зависимости от структуры ткани) и обтачкой.
Прежде чем пришить карман на место, его необходимо обработать. Теперь посмотрим обработку накладного кармана.
При обработк
·е кармана сначала обрабатывают верхний срез кармана выбранным способом.
Работа над карманами требует точности и аккуратности, тогда они получатся красивыми.
С появлением кармана возникли народные пословицы и поговорки о смысле, которых, мы сейчас поговорим. Слово «карман» в них имеет как прямой, так и переносный смысл.
Физкультминутка.
Учитель: А сейчас мы с вами выполним минипроект «Обработка верхнего среза накладного кармана»
Исследовательско-подготовительный этап предполагает ответ на вопрос «Почему и зачем я это буду делать?» Дети отвечают на вопрос.
Технологический этап предполагает ответ на вопрос «Как я это буду делать?»
Заключительный этап предполагает ответ на вопрос «Что я сделала?»
Инструктаж по технике безопасности.
Выполнение практической работы.
А сейчас нам предстоит более подробно познакомиться с обработкой верхнего среза накладного кармана. И в этом нам поможет инструкционная карта.
Требования к обработке кармана (стр. 200 учебника Кожиной О.А.)
Требования качества: ровная строчка, соблюдение величины припуска, умение выполнять закрепку.
Взаимоконтроль. Обменялись своими выполненными работами и проверяем работу соседа на соответствие требованиям.
Контроль учителя.
Закрепление материала: «Полный карман вопросов». Когда появились карманы на одежде? Какое назначение карманов в одежде? На какие группы делятся карманы по месту расположения на деталях одежды? В процессе практической работы, какие ручные, машинные и утюжильные работы применялись?
Дети отвечают на вопросы второго этапа минипроекта:
Технологический этап «Как я это буду делать?»
Учитель: ответить на вопросы заключительного этапа «Что я сделала?» нам поможет Лестница успеха:
- Я не знала
- Я узнала
- Я научилась
- Мне было трудно
- Я смогу использовать
Домашнее задание: 1 уровень – составить синквейн по теме «Карман»,
2 уровень – составить кроссворд по теме «Карман» из 6 слов.

Спасибо за урок. Мы познакомились с историей кармана, рассмотрели виды карманов, научились обрабатывать его верхний срез.

Ученице, выполнившей лучший карман, вручается диплом «Мисс Кармания».

Подведение итогов за урок. Выставление оценок.
Уборка рабочего места.

Инструкционная карта
«Обработка верхнего среза накладного кармана»
1. Наметить линии припусков на обработку срезов


2. Перегнуть верхний припуск кармана по линии и закрепить портновскими булавками
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3. Отметить ширину подгибки верхнего среза карандашом


4. Заметать припуск на подгибку верхнего среза кармана на расстоянии 3 мм от сгиба, убрать булавки
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

5. Застрочить припуск на обработку верхнего среза кармана на расстоянии 1-2 мм от сгиба (ШОВ ВПОДГИБКУ С ЗАКРЫТЫМ СРЕЗОМ)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

6. Убрать нити заметывания и приутюжить шов в готовом виде














Актуализация знаний.
Игра «Верю, не верю»
В тетрадях (+) когда согласны с высказыванием, (- )если не согласны.
Фартук состоит из таких деталей как: нижняя часть с нагрудником, пояс, бретели, карманы.(+)
Верхний срез кармана обрабатывается швом вподгибку с открытым срезом.(–)
Припуск у кармана по боковым и нижнему срезам 1,5 см.(+)
Припуск у кармана по верхнему срезу 2,5 см. (+)
Закрепка у машинной строчки нужна для красоты. (–)
Обменяйтесь тетрадями с соседкой, проверьте. Каждый правильный ответ 1 балл. Запишите результат.

Рисунок 115