Обучение детей с особыми образовательными потребностями


Обучение детей с особыми образовательными потребностями ПланПонятие «особые образовательные потребности»Понятия «талантливые дети», «одаренные дети». Виды, проблемы детской одаренности. Стратегии обучения одаренных детей.Формы организации учебной деятельности талантливых и одаренных детей.Понятие «инклюзив», «интегрированное обучение». Работа с учащимися разного уровня развития.   II. Понятие «особые образовательные потребности» Термин «особые образовательные потребности» (Special Educational Needs) впервые был использован в 1978 году в Лондоне, в докладе Комитета по проблемам образования детей-инвалидов и молодых инвалидов. Председатель этого комитета, британский профессор философии баронесса Мэри Уорнок опубликовала в том же году развернутый комментарий к этому докладу: «Соответствие особым образовательным потребностям». Сначала понятие было соотнесено с нарушениями развития и инвалидностью, в дальнейшем понятие «особые потребности» обсуждалось в более широком значении и позволило отойти от исчерпавшей себя медицинской модели инвалидности, понятия, на котором долгое время строились концепции определения нормы и отклонений от нее. Категории детейс особыми образовательными потребностями2Дети с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями здоровьядети с  задержкой  психического  развития;дети с  нарушениями  интеллекта;дети  с  нарушениями  зрения; дети  с  нарушениями  опорно-двигательного  аппарата; дети  с  нарушениями  речи; дети  с  расстройствами  эмоционально-волевой  сферы  и  поведения;дети  с  множественными  нарушениями. II. Понятия «талантливые дети», «одаренные дети». Виды, проблемы детской одаренности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Структура одаренности ПсихофизическиеособенностиОДАРЕННОСТЬМировоззренческие ценностиКреативный потенциалИнтеллектуальныеспособности Показатели одаренности Показатели одаренности: Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант - выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности, сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Критерии выделения видов одаренности 1. Вид деятельности:практическая – ремесло, спортивная, организационная;познавательная – интеллектуальная одаренность различных видов;
Критерии выделения видов одаренности художественно-эстетическая – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;
Критерии выделения видов одаренности коммуникативная – лидерская, аттрактивная;
Критерии выделения видов одаренности духовно-ценностная – служение людям, создание новых духовных ценностей.
Критерии выделения видов одаренности 2. Степень сформированности одаренности:актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной социальной нормой; Критерии выделения видов одаренности потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Критерии выделения видов одаренности 3. Форма проявления:явная одаренность – проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо. Достижения ребенка столь очевидны, что одаренность не вызывает сомнения;
Критерии выделения видов одаренности скрытая одаренность – проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме.
Критерии выделения видов одаренности 4. Широта проявления в различных видах деятельности:общая (умственная) одаренность – проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности, определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность самополагания и саморегулирования;
Критерии выделения видов одаренности специальная одаренность – обнаруживает себя в конкрет-ных видах деятельности и мо-жет быть определена лишь в отношении отдельных облас-тей деятельности (музыки, живописи, спорта и т.д.). Критерии выделения видов одаренности 5. Особенности возрастного развития:ранняя одаренность – основной показатель – темп психического развития ребенка;
Критерии выделения видов одаренности поздняя одаренность - основной показатель – темп психического развития ребенка.
Проблемы одаренных детей: Проблемы одаренных детей:неприязнь к школе;
Проблемы одаренных детей:игровые интересы; Проблемы одаренных детей:Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства;
Проблемы одаренных детей:погружение в философские проблемы; Проблемы одаренных детей:несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием; Проблемы одаренных детей:ощущение неудовлетворённости;
Проблемы одаренных детей:нереалистические цели;
Проблемы одаренных детей:сверхчувствительность;
Проблемы одаренных детей:потребность во внимании взрослых; Проблемы одаренных детей:Нетерпимость.
II.Стратегии обучения одаренных детей.
Выделяют четыре стратегии обучения, которые могут применяться в разных комбинациях. 1. Ускорение. Это стратегия позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся высоким темпом развития. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию.
Формы обучения: летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.
2. Углубление. Данный тип стратегии обучения эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.
3. Обогащение. Соответствующая стратегия обучения ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Формы: традиционный образовательный процесс, погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных интеллектуальных тренингов по развитию тех или иных способностей и т. д. 4. Проблематизация – использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
III. Формы организации учебной деятельности талантливых и одаренных детей (в условиях общеобразовательной школы):1.Осуществление преподавания основных предметов по методу уровневой и профильной дифференциации с помощью разнообразных форм внутришкольного группирования учащихся («бендинг», «стриминг», «сеттинг» и др.); Примечание: «Бендинг» (banding — деление на «ленты», «полосы») - форма основана на распределении всех учащихся данной возрастной группы в зависимости от уровня интеллекта на три широкие «полосы».
«Стриминг» (streaming — деление на «потоки») — метод группирования по способностям, похож на деление на «ленты», при этом образуется много разных потоков, что создает возможность делать группы еще более однородными, чем при делении на «полосы».
«Сеттинг» (setting — деление на «сеты», группы) - группирование детей в процессе обучения на основе успеваемости по отдельным предметам.
2. Независимое обучение (independent study) - учащийся сам выбирает учебный материал и способ его изучения; учитель представляет материал и является консультантом; этот вариант предназначен в основном для «обогащения».
3. Самоуправляемое изучение (self–directed study - конкретные цели и учебный материал назначен учителем, способ его усвоения выбирает сам ученик.
4. Нацеленная на учащегося программа (learnecentered program) - учащийся может выбрать учебный материал и время его изучения, способ же усвоения определен; эта программа более или менее идентична персонифицированной программе (personilized program).
5. Дистантное обучение, в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку тьютора, наставника в зависимости от своих потребностей.
6. Занятия по свободному выбору — факультативные и в особенности организация малых группах;
7. Организация исследовательских секций или объединений,
8. Создание межвозрастных исследовательских групп,
9. Сочетание школьного и внешкольного обучения («школы выходного дня»).
Судьба сверходаренных детей http://malyutka.net/2013/09/sudba-sve rhodarennyh-detey.html V. Понятие «инклюзив», «интегрированное обучение». Работа с учащимися разного уровня развития. Инклюзивное образование  это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии и экономического статуса.
В Казахстане 111 405 детей с ограниченными возможностями школьного возраста охвачены обучением (в общеобразовательных школах, специальных организациях образования, специальных классах, на дому, в профшколах и колледжах).
Интеграция заключалась в попытке вернуть учащихся с особыми образовательными потребностями из специализированных школ в систему общего образования. Отличие интеграции от инклюзии - основной упор делается на приобщение детей с особыми образовательными потребностями к какой-либо группе и участии в коллективных действиях, причастности к жизни с другими учащимися, а не только с детьми, имеющими ограниченные способности. Все дети разные Традиционная система образования Инклюзивное образование Инклюзивное образованиеИНКЛЮЗИЯ – ЭТО:вовлечение в процесс учения каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям.удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий обучения и воспитания КАЖДОМУ Интегрированное образованиеПлюсы: сокращение расходов на образование, ребенок адаптируется к жизни среди людей с нормальным темпом развитияИздержки: возможна «дикая интеграция». Ребёнок сидит в классе, и никакой специальной поддержки не получает. И всё зависит от него: вытянет или не вытянет. Различия между инклюзивным и интегрированным образованиемИнтеграцияИнклюзияВнимание направлено на проблемы «особых» детейВнимание направлено на всех детей школыНеобходимое требование – изменение субъекта (ребенка с проблемами)Школа изменяется Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностямиПреимущества получают все детиПрофессиональная, специальная экспертиза и формальная поддержкаНеформальная поддержка и экспертиза учителя массового классаВозможно использование специальных методов обучения и терапияКачественное обучение и воспитание всех детей – учеников школыАссимиляцияТрансформация Взаимодействие специалистов инклюзивного образования Сопровождение инклюзивного образования Принципы интегрированного обучения:интеграция через раннюю коррекцию; интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребенку; интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.
В интегрированном обучении существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального);реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности;анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка. Особое значение приобретает психолого-педагогическое сопровождение, которое решает задачи конкретной помощи ребенку в условиях совместного обучения и направлено на обеспечение двух согласованных процессов:сопровождение развития ребенка; сопровождение процесса его обучения и воспитания.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.Индивидуальный образовательный маршрут – содержательный компонент индивидуальной образовательной траектории, а также разработанный способ её реализации (индивидуализированная технология организации образовательного процесса Любовь к учителюИнтерес к учебному предмету, его содержанию, логикеОриентация на профессию, связанную с учебным предметомПрестиж, мода, популярность учебного процесса и науки с ним связаннойВнешнее давление в форме давления родителей, учителей, сверстниковФакторы учебной мотивации школьника при выборе индивидуального образовательного маршрута Связь между возможностями и образовательными потребностями ученика при выборе образовательного маршрута Тост - народная мудрость из к/ф «Кавказская пленница»Мой прадед говорил: "Я имею желание купить дом, но не имею возможности.Я имею возможность купить козу, но не имею желания".Так давайте же выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями. Принципы концепции интегрированного образования для детей, имеющих проблемы интеллектуального развития:1. Интеграция через раннюю коррекцию - главный принцип.Комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций, позволяющей вывести ребенка с проблемами на такой уровень психофизического развития, который дает ему возможность максимально рано влиться в общеобразовательную среду.2. Наличие обязательного коррекционного блока, функционирующего параллельно с общеобразовательным.Специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка, направленные на контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.3. Необходимость дифференцированного подхода к детям с ЗПР.В отдельных случаях (например, при нарушениях эмоционально волевой сферы, поведения, неблагополучных социальных условий проживания ребёнка) предпочтительным является обучении и воспитание детей в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Модели интеграцииКомбинированная интеграция – интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);Частичная интеграция – интеграция, при которой дети, еще не способные на равных с нормально развивающимися сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека;Временная интеграция – интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются с остальными детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;Полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте детского учреждения), либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах. Особенности поурочного планирования В поурочном планировании отдельно отражается план деятельности на уроке (занятии) для каждого интегрированного ребенка. Составляется общий план для класса с включением в него блоков-заданий для детей , нуждающихся в силу особенностей развития, в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании, а также детей, имеющих индивидуальные образовательные потребности.На уроке проводится дифференцированное закрепление нового материала и проведение опроса, дается разноуровневое домашнее задание, которое фиксируется в классном журнале (тема урока записывается общая). Начальное выделение групп детей с ЗПР постепенно должно исчезать, поскольку в результате все дети должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Задача педагога при планировании – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей с ЗПР, находящихся в классе с детьми «нормы» в направлении: от задержки к норме, а также детей, идущих по индивидуальному маршруту в силу наличия у них особых образовательных потребностей. Спасибо за внимание!