Проект «Можно ли узнать об истории нашей страны из русских народных сказок?»


Проект на тему:
«Можно ли узнать
об истории нашей страны
из русских народных сказок?»
Выполнили ученицы 2 класса «В» Малеева Василиса, Маслова Анна
Руководитель проекта – Павлыго Екатерина Александровна
ГБОУ Школа № 118

2016 год
Обоснование темы
Сказки окружают нас с младенчества. Когда мы были маленькими детьми, мамы рассказывали нам их, показывая красочные картинки в книгах. Самые первые сказки, о которых рассказывают малышам, – русские народные: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и другие. Именно сказки убеждают нас, детей, что без труда и стойкости не будет в жизни счастья. Но только ли этому учат нас сказки? Мы заметили, что в русских народных сказках много выдуманных персонажей, много предметов быта, одежды, о которых мы теперь ничего не знаем. Нам захотелось выяснить, действительно ли наши предки жили так, как говорится об этом в сказках, какие у них были привычки, обычаи и как связаны сказки с историей нашего государства.
Цель и задачи
Мы поставили перед собой следующую цель: выяснить, можно ли узнать о жизни и быте наших предков, читая русские народные сказки.
Данная цель определила задачи нашего исследования:
- выяснить, насколько хорошо ученики 1-4 классов нашей школы знают историю и быт наших предков – славян;
- уточнить, какое количество учеников читает и знает русские народные сказки;
- найти в сказках информацию о жизни наших предков (их одежде, жилище, занятиях и т.д.);
- обработать весь найденный материал, сравнить с историческими источниками, рассказывающими нам об истории Руси;
- сделать вывод о том, можно ли изучать историю нашего государства, читая русские народные сказки.
Гипотеза
Мы предполагаем, что чтение русских народных сказок помогает нам лучше понять историю России, как жили наши предки, чем занимались, во что верили, какие традиции уважали и т.д.
Этапы работы:
Проведение опроса учеников начальной школы.
Чтение русских народных сказок разных видов: волшебных, бытовых, о животных – и их анализ (поиск в них исторических данных о нашем государстве, о быте наших предков).
Подготовка доклада и презентации для выступления.
Выступление с результатами нашего исследования перед учениками нашей школы.
Собственные данные
Первым делом мы провели опрос учеников начальных классов нашей школы. В опросе участвовало 154 человека. Им были заданы две группы вопросов:
I Вопросы о том, любят ли ученики читать русские народные сказки:
Любишь ты читать русские народные сказки?
Как часто ты их читаешь?
Перечисли русские народные сказки, которые ты помнишь.
II Вопросы о том, насколько ученикам известна история Руси:
Как выглядела изба славян? Опиши, что было в доме.
Во что верили древние славяне?
Какие традиции существовали?
Как выглядела одежда мужчин, женщин?
Чем занимались древние славяне?
Какие исторические события происходили в те времена?
В результате опроса мы поняли, что ученики начальных классов не очень хорошо представляют себе жизнь древних славян, особенно плохо отвечали те ученики, которые не любят читать вообще или не любят русские народные сказки. Более-менее правильно удавалось отвечать ученикам 3-4 классов, мы объяснили это тем, что на окружающем мире они частично изучают историю нашего государства. А вот ученики 1-2 классов с трудом представляют и внешний вид наших предков, и их образ жизни. На диаграмме можно увидеть результаты нашего опроса в процентном соотношении.

Дальше мы начали изучать историческую литературу и русские народные сказки и нашли в них следующие сведения.
Во многих сказках речь идёт о печи. Печь имела огромное значение в жизни славян. Печь нужна была для поддержания жизни всей семьи. Прежде всего, она была источником тепла. С её помощью готовилась пища. На ней спали. Её применяли для лечения. А во многих районах Руси в ней парились и мылись. По славянским поверьям за печью жил домовой. И если чужой человек, пришедший в дом, посидел на печи, считался с того момента своим.
Древние славяне были далеки от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — всё это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее. Поэтому во многих сказках животные и растения и даже неживые предметы разговаривают с человеком, помогают или мешают ему.
В русском сказочном мире понятия добра и зла существенно размыты. Поступки совершаются исходя из целесообразности, а не в силу каких бы то ни было «глупых» законов. В сказке «Вещий сон» добрый молодец, встретив трёх братьев, которые никак не могли разделить наследство, решает проблему элементарно. Пустив три стрелы вдаль, посылает за ними братьев: вернувшийся со стрелой первым берёт себе ковёр, второй – шапку, третий – сапоги. Братья убегают, а добрый молодец забирает эти вещи себе и идёт творить добрые дела. «Старики побежали за стрелками; а Иван, купеческий сын, забрал все диковинки и вернулся к своим товарищам». Украсть «во благо», например, царевну или мешок с золотом считается не проступком, а удалью.
О том, как одевались люди в старину, рассказывается в сказках очень много. Одежду называли словом «добро», а хранили добро в сундуках. «Вот открыл как-то раз отец сундук, что от первой жены остался. А в сундуке и душегрея, мехом отороченная, и кокошник, жемчугами унизанный, и полсапожки сафьяновые, и перстенек золотой с камушком дорогим, и одёжа разная» (из сказки «Волшебная дудочка»).Одежду все, особенно молодые девушки, стремятся иметь красивую, её часто дарят. «Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек» (сказка «Гуси-Лебеди»). Даже Морозко подарил падчерице соболью шубу: «Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками».
Всю одежду изготавливали своими руками: кружева плели, чулки вязали, платья шили, ткани ткали. Сказочные ткани: атлас, бархат, парча.
Мужчины носили кафтаны, рубахи. Рубаху подвязывали кушаком, на голову одевали шапку. «Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да кафтан красный посулят» («По щучьему велению»), «Мать возьмет рыбку, накормит, напоит Терёшечку, переменит ему рубашечку и поясок и отпустит опять ловить рыбку» (сказка «Терёшечка»).
Считалось, что одежда человека наделяется его силой и хранит информацию о нем. «Стали они прощаться, дали друг дружке по платочку и положили такой завет: ехать каждому своею дорогою, по дороге столбы ставить, на тех столбах про себя писать для знатья, для ведома; всякое утро утирать лицо братниным платком: если на платке кровь окажется — значит, брату смерть приключилася; при такой беде ехать мертвого разыскивать» (сказка «Два Ивана – солдатских сына»).
Читая многие народные сказки, мы увидели, что девушки в крестьянских семьях вставали рано (с петухами) и работали до поздней ночи, выполняя огромный объем работы по дому. Девушка (будущая жена) должна была научиться хозяйству, иначе ее не взяли бы в жёны. Например, в сказке «Волшебная дудочка» говорится: «С петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила», в «Морозко»: «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету...», а в сказке «Крошечка-Хаврошечка»: «Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за все отвечает. Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала…»
Очень часто жену или мужа выбирали себе не сами молодые люди, а их родители. Они же, в свою очередь, не могли отказаться и обязаны были принять любой выбор своих родителей. Жениться должны были на людях своего круга (богатые – на богатых, бедные – на бедных). Неравные браки осуждались, однако за особую заслугу царь или богатый человек мог выдать замуж свою дочь за простого крестьянина. Так и случилось в сказке «Золотое колечко», где царевна была обвенчана с бедняком по воле отца. «Только королевне больно не по сердцу, что выдали ее замуж не за царевича, не за королевича, а за простого мужика», однако ничего в этом случае она сделать не могла, так как ослушаться родителей считалось невозможным.
Мужчины любили ходить на охоту: «Поехал он раз на охоту, и попался ему олень быстроногий» («Два Ивана – солдатских сына»), ходили рубить дрова.
Во главе государства стоял царь, его почитал и уважал весь народ. Мы видим, что доступ к царю был свободен, то есть любой человек мог прийти на приём к царю и рассказать о своих нуждах и проблемах. Царь мог помочь, а мог и казнить.
Из сказки «Два Ивана – солдатских сына» мы узнаем о том, как могли наказать по воле царя: «Осудили Мартынку посадить в высокий каменный столб и не давать ему ни есть, ни пить — пусть умрет с голоду. Явились каменщики, вывели столб и замуровали Мартынку наглухо, только малое окошечко для света оставили. Сидит он, бедный, в заключении, не ест, не пьет день, и другой, и третий да слезами обливается».
Из сказок можем узнать о предметах быта – печи, ухвате, кочерге, лоханях, бочках, сундуках, лавках, ведрах для воды.В сказке «Марья Моревна» видим, чем раньше питались:
— Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть да тогда вдогонь ехать — и то поспеем.
— Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолотить, пива наварить, допьяну напиться, до отвалу наесться, выспаться да тогда вдогонь ехать — и то поспеем.
Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.
Самая распространенная еда крестьян в сказках – каша, репа, хлеб, щи, окрошка, уха, а пили в основном мёд, пиво, квас.
Из сказок узнаём и о некоторых традициях (во многих сказках – перед свадьбой спрашивать согласие родителей, устраивать «пир на весь мир» по случаю счастливых событий и т.д.) Из сказки «Петр Первый и мужик» узнаем и об обычае снимать шапку перед царем: «Вот приехали они в поле. Увидал народ царя — все поснимали шапки».
Анализ полученных данных
После прочтения и анализа нами множества русских народных сказок у нас появились некоторые выводы.
Во-первых, в сказках (особенно в бытовых и волшебных) мы видим отражение быта славян (что было принято есть, пить, какими делами занимались, как относились к жизни и окружающим). Сравнивая эти данные с тем, что мы прочитали в исторической литературе, понимаем, что эти моменты в сказках не являются выдумкой.
Во-вторых, мы попытались обнаружить в сказках какие-либо исторические события (войны и т.д.), но ни в одной из прочитанных нами сказок нам не удалось увидеть этого. Даже в сказках про Петра Первого («Петр Первый и мужик», «Петр Первый и кузнец») мы не нашли никаких исторических данных, даже описания Петра.
Вывод
Из всего этого мы делаем следующий вывод: читая русские народные сказки, можно узнать довольно много интересного о жизни, традициях и порядках славян, но никаких исторических событий (какие князья правили, были ли войны и т.п.) в русских народных сказках нет. В большей мере историю можно изучить, знакомясь с былинами.
Использованная литература
Сказки русские народные (сборники)
Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Культура/ Авт.-сост. Н.В. Чудакова – М.: АСТ, 1996.
Жунина О.В. Москвоведение. Учебник для начальных классов. Издательский центр «Вентана-Граф», 1997.
Колыванова В.В. Российская держава: век за веком. IX-XXI века. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.