Социальный проект по теме: Твой след на планете


ГБОУ СПО «Сеченовский агротехнический техникум»
Рассмотрено на ЦК классных руководителей Утверждаю:
Председатель _____________ Зам. директора по ВР____________
/М.М. Китькова/ /А.Ю. Беленкина/
Протокол № ____ «___»____________20___г.
От «____»____________20____
Методическая разработка проекта
"Твой след на планете"
Выполнил: преподаватель
Стемасова М.Ю.
Сеченово
2012 год

ГБОУ СПО «Сеченовский агротехнический техникум»
“Твой след на планете” посвящён важной и злободневной теме настоящего времени – проблеме Твёрдых Бытовых Отходов. Он не случаен, так как завалены мусором придорожные леса, леса и овраги у села. “Благо цивилизации” пополняет растущие свалки как грибы. Поэтому вопрос, что делать с этой массой отходов становится всё острее.
Сжигать – недопустимо, так как в их состав входят различные синтетические материалы, при горении которых выделяются токсины. Производить захоронения – не выход, так как данный способ избавления от отходов требует больших площадей. При этом страдает атмосферный воздух, грунтовые воды. Значит нужно развивать технологии, позволяющие использовать промышленные отходы. Но, кроме этого, важно воспитать поколение, которое будет думать об охране окружающей среды, поэтому необходимо начинать эту работу уже сейчас, то есть включать подростков в различные виды деятельности.
Для реализации проекта создана комиссия, которая разбита на группы: управления, экологического просвещения, а также сводный трудовой отряд “Весёлые ребята”. Проведены этапы: подготовительный и этап реализации проекта. В проекте задействованы целевые группы: первый курс, второй и третий курс.
Среди обучающихся проведено:
1) Анкетирование “Что студенты знают о природе и как хотели бы ей помочь”
2) Конкурс проектов “Красивый техникум”
3) Месячник посвящённый проблеме ТБО, в который включены мероприятия для обучающихся в разнообразной форме.
4) Субботники по весенне-летнему благоустройству территории села.
5) Посадки сосенок
6) Очистка пруда от мусора, бытовых отходов
После выполнения первой части проекта произошли большие изменения во внешнем облике села. Во-первых, улучшился внешний вид села. Во-вторых, заинтересовывая обучающихся техникума, смогли заинтересовать родителей. В третьих, продолжили экологическое просвещение обучающихся направленное на поддержание чистоты и порядка в родном селе Сеченово. Кроме этого смогли заинтересовать большую группу ребят в творческие конкурсы, вовлечь учащихся в деятельность по раздельному сбору мусора, способствуя формированию активного природоохранного сознания. Воспитывать бережное отношение обучающихся к природным богатствам, через практические дела и интеллектуальные конкурсы, игры, беседы, а также развивать чувства обеспокоенности экологическим состоянием планеты
1. Актуальность проблемы и пути её решения.
Отходы - это изделия и материалы, которые утратили свои потребительские свойства в результате физического и морального износа. Как только люди стали образовывать достаточно большие поселения, возникла проблема отходов, так как жизнь человека и его деятельность всегда сопровождалась их образованием. Данную проблему можно сравнить с мифической гидрой, с которой боролся Геракл: на месте одной отрубленной головы немедленно вырастают две. И не случайно. Перемены в экономической жизни России заметно изменили прилавки магазинов и вкусы покупателей. Появились товары в красивой одноразовой упаковке. Срок жизни бытовой техники стал намного короче. Одежда, обувь всё более зависят от капризов моды и вскоре устаревают.
Отходы, которые в огромных количествах накапливаются в наших домах, урнах относятся к категории твёрдых бытовых отходов (ТБО). В их образовании мы принимаем самое непосредственное участие. Они влияют на качество среды, являются источником экологической опасности: распространяют запах и являются средой для разложения болезнетворных бактерий, грызунов - переносчиков инфекционных заболеваний. Поэтому являются серьёзной опасностью для здоровья населения. А их в настоящее время в России накоплено свыше 82 млрд. тонн.
Естественное разложение различных материалов требует определенного времени. Например, для разложения бумаги необходимо от 2 до 10 лет, консервной банки – 90 лет, фильтра от сигареты – 100 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет, пластмассы – 500 лет, стекла – 1000 лет. Сжигание ТБО в урнах и мусорных баках недопустимо, так как в их состав входят различные синтетические материалы, при горении которых выделяются диоксины – токсичные вещества, которые вызывают раковые заболевания. Что же делать с этой массой отходов? Конечно, надо развивать технологии, позволяющие использовать промышленные отходы. Но, кроме этого, важно воспитать поколение, которое будет думать об охране окружающей среды, поэтому необходимо начинать эту работу уже сейчас, то есть включать подростков в различные виды деятельности.
Наш техникум находится в с. Сеченово, Сеченовского района, Нижегородской области, где проживает 6 тыс. человек и проблема твердых бытовых отходов для нас очень актуальна, так как повсеместно на улице, или выйдя за черту села, наталкиваемся на горы мусора, основную часть которого составляют пластиковые бутылки, одноразовые стаканчики, банки из под пива, обертки от конфет и полиэтиленовые пакеты. Экологическое объединение техникума “ЧиП” (“Чистая Природа”) выявила 7 несанкционированных свалок в окрестностях села, причем и в местах отдыха людей, хотя существует в километре от села официальная свалка. Поэтому актуальным является:
1.Организация широкого информирования населения об экономически и экологически эффектных методах обращения с отходами.
2.Общими усилиями учащихся, родителей, общественности, администрации провести санитарную очистку улиц, парков, мемориальных зон, дворовых и придомовых территорий от бытовых отходов, а также организовать постоянную уборку мусора на улицах села в течение теплого периода с постоянной отправкой мусора на свалку.
3.Организовать ликвидацию несанкционированных свалок силами обучающихся техникума.
4.Организовать и провести месячник, посвященный проблеме загрязнения окружающей среды ТБО, к которому привлечь обучающихся, родителей, администрацию села.
Для реализации проекта создана комиссия.
Данная комиссия составила план реализации проекта. Следуя намеченному плану, решили:
Провести анкетирование среди обучающихся 1-3-х курсов с целью выяснить, что обучающие знают о природе и как хотели бы ей помочь.
Объявить конкурсы среди обучающихся, преподавателей техникума:
а) конкурс минипроектов “Красивый техникум”
б) конкурс стихов, сочинений “Село родное Сеченово”
Провести для обучающихся техникума мероприятия в разнообразной форме с целью информирования учащихся об экономном отношении к материалам, о проблеме бытового мусора и способах его утилизации и о загрязнении окружающей среды как о глобальной проблеме человечества.Организовать субботники по благоустройству в весенне-летний период, к которому привлечь учащихся, широкую общественность.
Провести посадки деревьев, кустарников и цветов с целью озеленения улиц села.
2. Пути решения данной проблемы. Цели и задачи проекта.
Среди перечисленных выше путей мы остановились на 2 и 4 актуальных задачах, то есть общими усилиями обучающихся, родителей, общественности, администрации провести санитарную очистку улиц, парков, мемориальных зон, дворовых и придомовых территорий от бытовых отходов, а также организовать постоянную уборку мусора на улицах села с мая по сентябрь с постоянной отправкой мусора на свалку. Провести месячник, посвященный проблеме загрязнения окружающей среды ТБО, к которому привлечь учащихся, родителей, администрацию района.
Цель проекта – очистить село Сеченово от бытового мусора и вывезти его на свалку.
Задачи:
Познакомить обучающихся с проблемой ТБО в с.Сеченово и путях решения этой проблемы.
Предоставить возможность добровольного участия в субботниках по благоустройству территории села.
Вовлечь учащихся в волонтерскую деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования, способствуя формированию активного природоохранного сознания учащихся.
Воспитать бережное отношение учащихся к природным богатствам.
Развитие чувства обеспокоенности экологическим состоянием планеты.
3. Категория участников проекта.
По данному направлению экологической деятельности были задействованы целевые группы: первый курс – 75 человек, второй курс - 71 человек, третий курс - 50 человек.
Всего задействовано в проекте 196 обучающихся техникума, 30 педагогов, а также широкая общественность.
4. Сроки реализации проекта. Место проведения.
Данный проект будет реализован в течение нескольких лет.
В 2011-2012 учебном году общими усилиями учащихся, родителей, общественности проведём санитарную очистку улиц, парков, мемориальных зон, дворовых и придомовых территорий от ТБО. С мая по сентябрь и организуем постоянную уборку мусора на улицах села, причем наметим раздельный сбор мусора.
А также с июня по сентябрь проведем месячник, посвященный проблеме загрязнения окружающей среды ТБО, к которому привлечем учащихся, родителей, администрацию.
Данный проект будет продолжен в последующие годы. Планируется проинформировать население об экономически и экологически эффективных методах обращения с отходами, а в летний период времени приступим к уничтожению несанкционированных свалок.
5.Описание проекта
Для реализации данного проекта проведены следующие этапы: подготовительный – проведен совет экологического объединения “Чистая природа”. Созданы группы:
1) управления;
2) экологического просвещения;
3) сводный трудовой отряд “Веселые ребята”.
Группа управления провела анкетирование среди учащихся: 1-3 курсов “Умеешь ли ты охранять природу” с целью выяснить, что студенты знают о природе и как хотели бы ей помочь. Для учащихся 1-3-х курсов группа управления разработала экологический тест и провела опрос по проблеме загрязнения ТБО территорий и окрестностей с.Сеченово. По полученным ответам выявлена экологическая проблема – низкая культура населения. Ее отметили 89% опрошенных. Кроме этого учащиеся дали ответы в свободной форме на вопрос: “Охарактеризуйте экологическую обстановку в нашем селе, около дома. Как вы лично можете улучшить экологическую среду?” Отрадно отметить, что из 196 опрошенных 5% отметили “Ничего”, а остальные вносили различные предложения: “Убрать мусор – 30%”, “Посадить больше деревьев и цветов – 60%”, “Убрать старые дома или отремонтировать покосившиеся изгороди – 3%”, “Помочь нуждающимся – 1%”. А на вопрос “Почему на улицах села много мусора?” среди ответов преобладали следующие утверждения: “Молодежь пьет вечером и все бросает под ноги”, “Ну не в карман же класть обертки!”.
Также группа управления объявила конкурс минипроектов “Красивый техникум”. Участвуя в данном конкурсе учащиеся, педагоги обязаны использовать в первую очередь ТБО. В данном конкурсе приняли участие учащиеся 1-2-х курсов и педагоги.
Мини проект первого курса получил название “Близняшки”. Во время БУНТа студенты нашли валяющиеся бесхозные чурки, которые привезли к детской площадке. Освободили от сердцевины, заполнили землей и засадили цветами: петуниями, настурциями, бархатцами. А чтобы “Близняшки” сливались с березками, покрасили их сверху краской. В настоящее время, проходящие мимо, обращают на них внимание. Думаю что, у большинства из них вызывают радостные чувства, “Близняшки” так красивы.
-5143524765
Минипроект 31 группы профессии «Мастер с/х производства» “Кусочек райской земли”. Из 80 пластиковых бутылок сделали тропические пальмы. Прежде для их изготовления пришлось пройти несколько организаций, чтобы собрать необходимое количество бутылок. У бутылок отрезали донышки, разрезали в направлении от донышка к горлышку на восемь лепесточков, слегка заострив верхушки, их покрасили, так как оказалось проблемой найти бутылки зелёного цвета и готовые веточки одели на деревянные заготовки, которые послужили стволом. Нижнюю незакрытую часть ствола обмотали лентой, которую сделали из коричневой бутылки. Готовые “пальмочки” укрепили в ведре, заполненном доверху мелким гравием. Для прочности поверх гравия положили деревянную крышку с тремя отверстиями, через которые продели стволы пальм. А наверх крышки насыпали гальки покрупнее. В настоящее время пальма детский городок.
“Пирамида” педагогов разместилась у фасада техникума . В настоящее время она очень красивая. А сколько с ней пришлось потрудиться, знают только они.
Группа управления объявила конкурс сочинений, стихов “Село родное Сеченово”.
Село родное - Сеченово!
Ты мое село родное, Родина моя!
Нет тебя милей и краше,
Ты судьба моя.
И куда бы ни уехал, где б ни побывал,
Я милее и роднее мест не повстречал!
Село родное Сеченово,
Гордимся мы тобой!
Связало нас ты, Сеченово,
Единою судьбой!
И пусть идут столетья, пусть бегут года,
Но для нас ты будешь вечно молодо всегда!
Все в твоей судьбе бывало:
Радость и печаль.
Помнишь, сколько потеряло
Бравых ты солдат.
Но мы знаем, не забудешь ты детей своих.
Имена их будут вечно в памяти живых!
Ты живи, село родное, Родина моя!
Расцветай и разрастайся, ты, судьба моя!
Радуй нас теплом и светом, запахом хлебов,
Урожаем, добрым словом навеки веков!
Данные конкурсы проведены с целью мотивации обучающихся, педагогов в проекте.
Согласно плана группа экологического просвещения наметила в сентябре провести месячник, в который включила мероприятия для учащихся в форме разнообразных
занятий. Подготовлены и проведены классные часы: в 11-й группе – “Проблема ликвидации ТБО и пути ее решения”, в 12-й группе – “Бытовые отходы”, 21 группа – “Меньше мусора – меньше проблем”, 23-я группа – “Проблема ТБО”, 31-я группа – игра – “Экология и спорт”,
Проведены субботники по весенне-летнему благоустройству территории села (4 субботника).
-3238562865
Силами учащихся, общественности провели БУНТ (большая уборка нашей территории) от бытовых отходов, посвященная Дню охраны окружающей природной среды. Весь мусор вывезен на санкционированную свалку.
Учащиеся т ретьего курса очистили Аникинский пруд от мусора, бытовых отходов. Очищено водное зеркало от пластиковых бутылок, одноразовых стаканчиков и прочего мусора. А также береговая линия и дно пруда. На свалку отправлена грузовая машина мусора.
Предварительный отчет по итогам выполненных мероприятий и конкурсов заслушан на экологическом совете “Чистая природа”. Обратили внимание на то, что сделано и особо на то, что предстоит сделать.
Итак, в результате работы над проектом проведено:
№ Мероприятие Дата Результат
1 Анкетирование учащихся с 1-3 курсов 2 неделя апреля Выяснили, что знают студенты о проблеме загрязнения ТБО территории села.
2 Конкурс минипроектов “Красивый техникум” (проекты учащихся и преподавателей). Май-август Мотивация большего количества учащихся в проекте.
3 Конкурс стихов, сочинений “Село родное Сеченово” (7 работ обучающихся, педагогов) Апрель-май Выявление талантов у детей. Привитие чувства любви, бережного отношения к родному уголку.
4 Месячник экологических знаний о ТБО сентябрь Углубление знаний по данной проблеме учащихся 1-3 курсов.
5 Субботники по благоустройству:
1 субботник
2 субботник
3 субботник. БУНТ
4 субботник (Весь собранный мусор отправлен на санкционированную свалку) 29 апреля
8 мая
5 июня
22 июня Наведение чистоты и порядка на улицах села.
7 Уборка улиц села сводным трудовым отрядом “Веселые ребята” (Отправлено на свалку 2 грузовые машины, собрано 45 мешков пластиковых бутылок, 20 мешков со стеклянной тарой. Транспорт выделен администрацией техникума)Май-сентябрь Эстетичный внешний вид села.
Привитие культуры учащимся, населению.
Описание включённости внешних сторон в реализацию проекта:
В реализации данной части проекта приняла активное участие администрация техникума в лице директора ГБОУ СПО САТТ Айсина В.А.., являясь неравнодушным человеком по отношению к беспорядку, человеком, желающим поднять культуру населения во всём поддерживал и помогал.
Находили полное взаимопонимание и с администрацией района.

Результативность проекта:
После выполнения первой части проекта произошли большие изменения во внешнем облике села.
Во-первых, улучшился внешний вид села.
Во-вторых, заинтересовывая учащихся техникума, смогли заинтересовать родителей, так как они принимали самое непосредственное участие в проекте, а именно в наведении порядка у домов в весенне – летний период. В третьих, продолжили экологическое просвещение учащихся направленное на поддержание чистоты и порядка в родном селе Сеченово.
Кроме этого смогли заинтересовать большую группу ребят в творческие конкурсы. (“Красивый техникум”, конкурс стихов, сочинений “Село родное”), вовлечь учащихся в деятельность по раздельному сбору мусора, способствуя формированию активного природоохранного сознания. Воспитывать бережное отношение учащихся к природным богатствам, через практические дела и интеллектуальные конкурсы, игры, беседы, а также развивать чувства обеспокоенности экологическим состоянием планеты
Литература
1.“Экологические очерки о природе и человеке” под редакцией Б.Гржимека, “Прогресс” 2009 год
2. Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г. “Что нужно знать о ТБО?” М., 1995
3. “Классное руководство и воспитание школьников” №11 2011 год. Идательский дом “Первое сентября”